Государственно-общественные органы управления

Для обеспечения согласованных действий заинтересованных ветвей государственной власти, научного и педагогического со­общества в решении проблем образования, в том числе специаль­ного, создаются федеральные (региональные) государственно-общественные органы управления (координационные советы).

Основными направлениями деятельности государственно-об­щественных органов управления являются:

Участие в определении приоритетных направлений государствен­ной политики в области образования;

рассмотрение нормативных актов и законопроектов, связан­ных с содержанием образования;

рассмотрение и подготовка к утверждению в установленном порядке обязательного минимума содержания образования, тре­бований к уровню подготовки выпускников, базисного учебного ПЛана, максимальных объемов учебной нагрузки обучающихся;





государственно-общественные органы управления - student2.ru анализ, обобщение опыта и подготовка предложений органа­ми управления образованием и руководителями образовательных учреждений по вопросам соответствия уровня знаний обучающихся воспитанников Государственным образовательным стандартам.

В целях обеспечения взаимодействия государственных и об­щественных организаций, научного и педагогического сообще­ства в принятии решений по проблемам обшего среднего обра­зования, определения приоритетных направлений государствен­ной политики в данной области решением Всероссийского со­вещания работников образования одобрено создание Федераль­ного координационного совета по обшему среднему образова­нию. В состав Совета, сформированного на паритетной основе из равного количества представителей, рекомендованных Пра­вительством Российской Федерации, Комитетом Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, Комитетом Совета Федерации Федераль­ного Собрания Российской Федерации по науке, культуре, об­разованию, здравоохранению и экологии, Министерством об­разования Российской Федерации, Российской академией обра­зования, вошли представители специального образования (ди­ректор Института коррекционной педагогики РАО, директор специального (коррекциейного) учреждения для детей с откло­нениями в развитии).

Совет имеет право:

вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Рос­сийской Федерации предложения по вопросам развития системы образования, в том числе специального;

запрашивать и получать от федеральных органов исполнитель­ной власти, исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации информационные и иные материалы, относящиеся к ком­петенции Совета;

привлекать для участияв работе Совета специалистов органов исполнительной власти, не входящих в его состав, а также специ­алистов научных и неправительственных организаций;

создавать при необходимости рабочие группы ученых и специ­алистов для подготовки предложений по актуальным проблемам государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе специального.

Председателем Совета является по должности Министр обра­зования Российской Федерации, заместители председателя Сове­та и ответственный секретарь Совета выбираются из числа членов Совета большинством голосов.

Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с пла­ном работы. Заседания Совета проводятся по необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В целях совершенствования системы специального образова­ния приказом Министерства создается Научно-методический со­вет, в состав которого входят ведущие ученые России в области специального образования, высококвалифицированные практи­ческие работники системы, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, государственных и общественных организаций.

Основными задачами Совета являются:

участие в планировании работы Управления специального об­разования;

анализ и координация разработки научного и программно-ме­тодического обеспечения специального образования;

экспертиза проектов нормативно-правовых, научно-методичес­ких и научных разработок; поддержка научных школ и направле­ний, авторов инновационных технологий;

проведение международных, всероссийских и межрегиональ­ных совещаний, конференций и семинаров;

научно-методическое консультирование по проблемам специ­альной педагогики и специальной психологии.

Совет координирует свою деятельность с Управлением специ­ального образования. Для оперативной организации текущей ра­боты создается бюро Совета, которое в период между заседания­ми осуществляет их подготовку, выполняет другие поручения.

Так, в 1999 — 2000 гг. в основном на выездных заседаниях Сове­та были всесторонне обсуждены проблемы специальногообразо­вания в связи с предстоящим переходом общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения (г. Псков), создания в России системы ранней диагностики и ранней коррекции выявленных отклонений в развитии у детей в возрасте от рождения до 3 лет (Москва), организации высшего профессионального образования лиц с нарушением слуха (г. Новосибирск).

На основе договоров о совместной деятельности Министер­ство образования сотрудничает с негосударственными и различ­ными общественными некоммерческими организациями. Так, например, осуществляет совместную деятельность с Некоммер­ческим фондом поддержки образования и обеспечивающей его промышленности «Единство», направленную на развитие и ук-репление материально-технической базы специальных(коррек-Пионных) образовательных учреждений; улучшение положения Детей с ограниченными возможностями здоровья, создание усло­вий для их реабилитации, социализации и интеграции в обще­ство; отлаживание взаимодействия между организациями различ­ной ведомственной подчиненности, деятельность которых связа­на с детской инвалидностью.

Министерство, его Управление специального образования на основе соглашений тесно сотрудничают с ассоциациями родите-

       
  государственно-общественные органы управления - student2.ru
 
  государственно-общественные органы управления - student2.ru
 
    государственно-общественные органы управления - student2.ru

государственно-общественные органы управления - student2.ru лей детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, совместно с Российской ассоциацией «Даун-синдром» подготов­лена и проведена (сентябрь 1999 г.) в Москве международная ра­бочая встреча «XXI век: Мир, открытый для каждого», посвя­щенная решению проблем помощи лицам с синдромом Дауна и другими нарушениями интеллекта средней и глубокой степени, разработке нормативно-правовых документов, призванных обес­печить наилучшие условия для развития таких детей.

В рамках международной встречи прошли конференция, семи­нары и «круглые столы», встречи с родителями и детьми с нару­шением интеллекта, представителями общественности и средств массовой информации, с международными экспертами США, Великобритании, Германии, Италии, Франции и других стран. Подписан Протокол о намерениях сотрудничества между Мини­стерством образования Российской Федерации и Европейской ассоциацией «Даун-синдром» по вопросам обучения, коррекции и интеграции в общество лиц с выраженными нарушениями ин­теллектуального развития.

В соответствии с долгосрочным Соглашением о сотрудничестве между Министерством образования Российской Федерации и Ми­нистерством Фламандского сообщества Королевства Бельгия в це­лях совершенствования: взаимодействия образовательных учрежде­ний России и Фландрии в области специальной (коррекшгонной) педагогики приказом Министра образования Российской Федера­ции создан координационный комитет по научно-методическому руководству российско-фламандскими проектами («Интеграция», «Трудовое обучение», «Ортопедагогика», «Аутизм», «Психолого-медико-социальные центры»).

В результате плодотворного взаимовыгодного сотрудничества и Россия, и Фландрия обогатились опытом работы и заметно про­двинулись по названным направлениям, что способствовало об­новлению и развитию нормативно-правовой, программно-мето­дической базы специального образования, организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации пе­дагогических кадров, внедрению фундаментального метода комп­лексного индивидуального психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности ребенка, направ­ленного на его адаптацию в социуме, по разработке и реализации Концепции реформирования всей системы специального образо­вания.

ГЛАВА 6. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ

УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ

(КОРРЕКЦИОННЫМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

УЧРЕЖДЕНИЕМ

Наши рекомендации