Государственно-общественные органы управления
Для обеспечения согласованных действий заинтересованных ветвей государственной власти, научного и педагогического сообщества в решении проблем образования, в том числе специального, создаются федеральные (региональные) государственно-общественные органы управления (координационные советы).
Основными направлениями деятельности государственно-общественных органов управления являются:
Участие в определении приоритетных направлений государственной политики в области образования;
рассмотрение нормативных актов и законопроектов, связанных с содержанием образования;
рассмотрение и подготовка к утверждению в установленном порядке обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки выпускников, базисного учебного ПЛана, максимальных объемов учебной нагрузки обучающихся;
анализ, обобщение опыта и подготовка предложений органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений по вопросам соответствия уровня знаний обучающихся воспитанников Государственным образовательным стандартам.
В целях обеспечения взаимодействия государственных и общественных организаций, научного и педагогического сообщества в принятии решений по проблемам обшего среднего образования, определения приоритетных направлений государственной политики в данной области решением Всероссийского совещания работников образования одобрено создание Федерального координационного совета по обшему среднему образованию. В состав Совета, сформированного на паритетной основе из равного количества представителей, рекомендованных Правительством Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Министерством образования Российской Федерации, Российской академией образования, вошли представители специального образования (директор Института коррекционной педагогики РАО, директор специального (коррекциейного) учреждения для детей с отклонениями в развитии).
Совет имеет право:
вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения по вопросам развития системы образования, в том числе специального;
запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Российской Федерации информационные и иные материалы, относящиеся к компетенции Совета;
привлекать для участияв работе Совета специалистов органов исполнительной власти, не входящих в его состав, а также специалистов научных и неправительственных организаций;
создавать при необходимости рабочие группы ученых и специалистов для подготовки предложений по актуальным проблемам государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе специального.
Председателем Совета является по должности Министр образования Российской Федерации, заместители председателя Совета и ответственный секретарь Совета выбираются из числа членов Совета большинством голосов.
Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы. Заседания Совета проводятся по необходимости, но не реже одного раза в квартал.
В целях совершенствования системы специального образования приказом Министерства создается Научно-методический совет, в состав которого входят ведущие ученые России в области специального образования, высококвалифицированные практические работники системы, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, государственных и общественных организаций.
Основными задачами Совета являются:
участие в планировании работы Управления специального образования;
анализ и координация разработки научного и программно-методического обеспечения специального образования;
экспертиза проектов нормативно-правовых, научно-методических и научных разработок; поддержка научных школ и направлений, авторов инновационных технологий;
проведение международных, всероссийских и межрегиональных совещаний, конференций и семинаров;
научно-методическое консультирование по проблемам специальной педагогики и специальной психологии.
Совет координирует свою деятельность с Управлением специального образования. Для оперативной организации текущей работы создается бюро Совета, которое в период между заседаниями осуществляет их подготовку, выполняет другие поручения.
Так, в 1999 — 2000 гг. в основном на выездных заседаниях Совета были всесторонне обсуждены проблемы специальногообразования в связи с предстоящим переходом общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения (г. Псков), создания в России системы ранней диагностики и ранней коррекции выявленных отклонений в развитии у детей в возрасте от рождения до 3 лет (Москва), организации высшего профессионального образования лиц с нарушением слуха (г. Новосибирск).
На основе договоров о совместной деятельности Министерство образования сотрудничает с негосударственными и различными общественными некоммерческими организациями. Так, например, осуществляет совместную деятельность с Некоммерческим фондом поддержки образования и обеспечивающей его промышленности «Единство», направленную на развитие и ук-репление материально-технической базы специальных(коррек-Пионных) образовательных учреждений; улучшение положения Детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их реабилитации, социализации и интеграции в общество; отлаживание взаимодействия между организациями различной ведомственной подчиненности, деятельность которых связана с детской инвалидностью.
Министерство, его Управление специального образования на основе соглашений тесно сотрудничают с ассоциациями родите-
лей детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, совместно с Российской ассоциацией «Даун-синдром» подготовлена и проведена (сентябрь 1999 г.) в Москве международная рабочая встреча «XXI век: Мир, открытый для каждого», посвященная решению проблем помощи лицам с синдромом Дауна и другими нарушениями интеллекта средней и глубокой степени, разработке нормативно-правовых документов, призванных обеспечить наилучшие условия для развития таких детей.
В рамках международной встречи прошли конференция, семинары и «круглые столы», встречи с родителями и детьми с нарушением интеллекта, представителями общественности и средств массовой информации, с международными экспертами США, Великобритании, Германии, Италии, Франции и других стран. Подписан Протокол о намерениях сотрудничества между Министерством образования Российской Федерации и Европейской ассоциацией «Даун-синдром» по вопросам обучения, коррекции и интеграции в общество лиц с выраженными нарушениями интеллектуального развития.
В соответствии с долгосрочным Соглашением о сотрудничестве между Министерством образования Российской Федерации и Министерством Фламандского сообщества Королевства Бельгия в целях совершенствования: взаимодействия образовательных учреждений России и Фландрии в области специальной (коррекшгонной) педагогики приказом Министра образования Российской Федерации создан координационный комитет по научно-методическому руководству российско-фламандскими проектами («Интеграция», «Трудовое обучение», «Ортопедагогика», «Аутизм», «Психолого-медико-социальные центры»).
В результате плодотворного взаимовыгодного сотрудничества и Россия, и Фландрия обогатились опытом работы и заметно продвинулись по названным направлениям, что способствовало обновлению и развитию нормативно-правовой, программно-методической базы специального образования, организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, внедрению фундаментального метода комплексного индивидуального психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности ребенка, направленного на его адаптацию в социуме, по разработке и реализации Концепции реформирования всей системы специального образования.
ГЛАВА 6. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ
(КОРРЕКЦИОННЫМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ