Основные правила литературного произношения
Пояснительная записка
Данные методические указания предназначены для студентов очного отделения специальностей 27.02.03, 23.02.06, 23.02.06, 08.02.10, 13.02.07
23.02.01
Методические указания включают в себя 3 практические работы. Каждая работа содержит цель, задание для выполнения работы, пояснения к работе и контрольные вопросы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи;
- уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;
- различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста, выявлять грамматические ошибки в чужом и своём тексте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента);
- знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.
- знать лексические и фразеологические единицы русского языка;
- знать самостоятельные и служебные части речи;
- знать синтаксический строй предложений
- знать правила правописания, помнить смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
Практические работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Пример оформления практических работ представлен в приложении А данных методических указаний.
Ответы на контрольные вопросы могут располагаться в любой последовательности.
Рамка для выполнения работы может не чертиться, но поля должны быть строго соблюдены.
Отчет по практической работе должен быть написан от руки каллиграфическим почерком, при отсутствии такового – чертежно-графическим шрифтом в соответствии с ГОСТ синей, фиолетовой или черной пастой.
Для успешного выполнения практической работы необходимо изучить теорию по данной теме.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. Лексические ошибки и их исправление.
Цель работы:
- совершенствование орфоэпических навыков и навыков работы с орфоэпическими и другими видами словарей.
- совершенствование умений опознавать лексические ошибки и исправлять их.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания –орфоэпия (греч. оrthos – правильный и epos – речь).Орфоэпией называют совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.
ОСНОВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ,
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема: Выявление ошибок на употребление форм слова.
Цель работы: формировать умение соблюдать морфологические нормы употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и местоимений; развивать навыки речевой культуры.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Грамматика (греч. grammatike, от gramma – «буква», «написание») – раздел науки о языке, который изучает формы изменения слов и строй предложения и в соответствии с этим делится на два раздела: морфология и синтаксис.
Морфология (греч. morphe – «форма» и logos – «учение») – раздел грамматики, в котором изучается слово как часть речи.
Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слов.
При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки.
Окончания | |
-а, -я | -ы, -и |
Берега, борта, векселя, вензеля, вороха, города, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, корма, кузова, купола, номера, окорока, округа, острова, ордена, отпуска, паспорта, погреба, повара, профессора, сорта, сторожа, стога, тополя, флюгера, хутора, штабеля, штемпеля, шулера, якоря. | Авторы, агитаторы, аптеки, выборы, возрасты, гербы, грифели, фунты, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, конструкторы, лекторы, лифты, ораторы, офицеры, плееры, порты, почерки, приговоры, принтеры, редакторы, секторы, склады, слесари, снайперы, торты, тренеры, флоты, фронты, шоферы, штабы, штурманы. |
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Вид ошибки | Примеры | Правильный ответ |
1. Употребление одушевлённых существительных в падежной форме неодушевлённых и наоборот | Я нашёл огромного подберёзовика. | Я нашёл огромный подберёзовика. |
2. Неправильное определение рода | Эта тюль, эта бра | Этот тюль, это бра |
3. Неправильное употребление существительных в форме единственного либо множественного числа | вкусная консерва | вкусные консервы |
4. Неправильное образование форм множественного числа | директоры, пять помидор | директора, пять помидоров |
5. Неправильное образование форм единственного числа | стоял на мосте | стоял на мосту |
6. Склонение неизменяемых существительных | сидел в пальте | сидел в пальто |
7. Употребление изменяемых существительных как неизменяемых | с Игорем Северинец | с Игорем Северинцем |
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Вид ошибки | Примеры | Правильный ответ |
1. Неправильное образование кратких форм | Я нашёл огромного подберёзовика | Я нашёл огромный подберёзовика |
2. Употребление в полной форме прилагательных, не имеющих такой формы | Мы очень радые | Мы очень рады |
3. Употребление прилагательных-сказуемых в полной форме при наличии при них зависимых дополнений | Игорь больной гриппом. | Игорь болен гриппом. |
4. Неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени | звончее, красивше | звонче, красивее |
5. Смешение простой и составной форм степеней сравнения | более глубже, наиболее известнейший | более глубокий или глубже, наиболее известный либо известнейший |
6. Смешение форм сравнительной и превосходной степени | наиболее сильнее, менее умнейший | наиболее сильный либо сильнее, менее умный |
7. Образование степеней сравнения тех прилагательных, которые данных форм не имеют | лысее, коричневее, более слепой | степень сравнения не образуется |
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Вид ошибки | Примеры | Правильный ответ |
1. Неправильное образование формы количественных числительных | с пятистами шестидесяти семи студентами | с пятьюстами шестьюдесятью семью студентами |
2. Неправильное образование формы дробных числительных и сочетающихся с ними существительных | пятьдесят две целые три десятые метров | пятьдесят две целых три десятые метра |
3. Неправильное образование формы порядковых числительных | в две тысячном году, в двух тысяче седьмом году | в двухтысячном году, в две тысячи седьмом году |
4. Нарушение грамматической сочетаемости собирательных числительных и существительных | двое малышек, четверо козликов | две малышки, четыре козлика |
5. Образование составных собирательных числительных | двадцать трое | ___________ |
6. Нарушение согласования числительных оба (обе) и существительного | обоими руками, на обеих окнах | обеими руками, на обоих окнах |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
.
Тема: Стилистический анализ синтаксических структур в тексте.
Цель работы: совершенствование умений опознавать синтаксические ошибки, анализировать и исправлять их.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Синтаксические нормы регулируют грамматическую связь слов в словосочетаниях, правильность построения предложений.
Нарушения синтаксических норм условно можно разделить на две категории:
1) нарушение правил построения словосочетаний и предложений;
2) неудачное построение синтаксических конструкций, проявляющееся в том, что они порождают двусмысленность высказывания, комический эффект и т.п.
При нарушении синтаксических норм возникают грамматические ошибки.
НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними родового слова(повесть, рассказ, роман, журнал, телепередача, картина и т.д.)
Если же нарицательное сущ.(родовое слово) отсутствует, то имя собственное изменяется.
Пример: В картине «Спящем пастушке» Венецианов передал всю прелесть русской природы.
Верно:
В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
Внимание!!! В сюжете(композиции) «Отцов и детей» автор проводит главного
героя через испытание любовью. ( Верно).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема: Выявление ошибок на употребление форм слова.
Цель работы: формировать умение соблюдать морфологические нормы употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и местоимений; развивать навыки речевой культуры.
ВАРИАНТ № 4
Задание 1.Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.
Ответ: профессорА
Задание 2. Определите род имен существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными.
Ответ: кофе (м.р.)
Задание 3.Распишите числительные словами.
Ответ: в одна тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году (п.п.)
Задание 4. Выберите нужную форму.
Ответ: ТЮЗ представил новый спектакль (театр юного зрителя – м.р.)
Задание 5.Исправьте ошибки, допущенные в образовании формы слова.
Ответ: заменяем самый красивый или красивейший(неправильно образована форма превосходной степени)
Контрольные вопросы
1. Что изучает грамматика?
Ответы на контрольные вопросы:
1. Грамматика – это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их соединения и словосочетания, предложения и текст.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. Голубева А.В. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт 2016. Гриф УМО СПО.
https://www.biblio-online.ru/viewer/FCF791E6-1549-49A5-B679-2B70BA1D5464#page/1
2. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2016.
https://www.biblio-online.ru/viewer/8312A3D0-83CD-44A8-BCA8-3EFCA669AC45#page/1
Дополнительная литература
3. Камнева П.В. Шевченко Л.В. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2013.
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208667&sr=1
Справочно-библиографические и периодические издания:
4. Ульянова, О.А. Словообразовательный словарь современного русского языка / О.А. Ульянова ; под ред. О.А. Ульянова. - М. :Аделант, 2013. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-348-2 ; То же [Электронный ресурс].
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241943
5. Климова, М.В. Орфографический словарь современного русского языка: 100 000 слов / М.В. Климова ; под ред. М.В. Климова. - М. :Аделант, 2014. - 800 с. - ISBN 978-5-93642-320-8 ; То же [Электронный ресурс]. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241890
6. Большой орфоэпический словарь : 100 000 слов, словоформ и словосочетаний. - М. : Дом Славянской Книги, 2012. - 928 с. (Шифр 81/Б 79-942202)
7. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка : 100 000 слов и словосочетаний. - М. : Дом Славянской Книги, 2012. - 896 с. (Шифр 81/Б 79-812659)
8. Орфографический словарь русского языка : 70 000 слов. - СПб. : Виктория плюс, 2013. - 736 с. (Шифр 81/О-70-699685)
9. Гаврилова, А.С. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка: 50 000 слов / А.С. Гаврилова ; под ред. А.С. Гаврилова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - Библиогр.: с. 5. - ISBN 978-5-93642-341-3 ; То же [Электронный ресурс]. –
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241874
10. Свиридова, М.Н. Орфоэпический словарь современного русского языка / М.Н. Свиридова ; под ред. М.Н. Свиридова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-362-8 ; То же [Электронный ресурс]. –
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241940
11. Свиридова, М.Н. Этимологический словарь современного русского языка / М.Н. Свиридова ; под ред. М.Н. Свиридова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-360-4 ; То же [Электронный ресурс]. –
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241873
12. Ларионова, Ю.А. Фразеологический словарь современного русского языка / Ю.А. Ларионова ; сост. Ю.А. Ларионова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-359-8 ; То же [Электронный ресурс]. –
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241893
13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М. :Директ-Медиа, 2014. - 7602 с. - ISBN 978-5-4475-0719-0 ; То же [Электронный ресурс]. –
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253990
14. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие для академического бакалавриата / ред. В. Д. Черняк. - 2-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Юрайт, 2016. -526 с.
https://www.biblio-online.ru/viewer/D7984554-6463-4744-8821-3BFB3546A11C#page1
Пояснительная записка
Данные методические указания предназначены для студентов очного отделения специальностей 27.02.03, 23.02.06, 23.02.06, 08.02.10, 13.02.07
23.02.01
Методические указания включают в себя 3 практические работы. Каждая работа содержит цель, задание для выполнения работы, пояснения к работе и контрольные вопросы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи;
- уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;
- различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста, выявлять грамматические ошибки в чужом и своём тексте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента);
- знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.
- знать лексические и фразеологические единицы русского языка;
- знать самостоятельные и служебные части речи;
- знать синтаксический строй предложений
- знать правила правописания, помнить смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
Практические работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Пример оформления практических работ представлен в приложении А данных методических указаний.
Ответы на контрольные вопросы могут располагаться в любой последовательности.
Рамка для выполнения работы может не чертиться, но поля должны быть строго соблюдены.
Отчет по практической работе должен быть написан от руки каллиграфическим почерком, при отсутствии такового – чертежно-графическим шрифтом в соответствии с ГОСТ синей, фиолетовой или черной пастой.
Для успешного выполнения практической работы необходимо изучить теорию по данной теме.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. Лексические ошибки и их исправление.
Цель работы:
- совершенствование орфоэпических навыков и навыков работы с орфоэпическими и другими видами словарей.
- совершенствование умений опознавать лексические ошибки и исправлять их.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания –орфоэпия (греч. оrthos – правильный и epos – речь).Орфоэпией называют совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
· Произношение гласных.В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называется законом редукции.
Гласные а и о в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как[а]:овраг - [а]враг, автономия - [а]вт[а]номия, молоко – м[а]л[а]ко.
Буквы еи яв предударном слоге обозначают звук, средний между[е] и [и]:пятак – п[и]так, перо – п[и]ро.
Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]:мединститут – мед[ы]нститут, из искры — из [ы]скры.
Особо следует сказать о словах с Е и Ё. Ошибки в их употреблении связаны с тем, что на письме обычно эти буквы не разграничиваются. Поэтому в устной речи часто происходит их смешение, т.е на месте Ёпроизносится Еи наоборот. Так, следует произносить опЕка, афЕра, осЕдлость, пещЕра, но манЁвры, свЁкла.В некоторых словах допускается вариантное произношение: блЁклый – блЕклый, жЁлчь – жЕлчь, позолОченный – позолочЁнный, белЁсый – белЕсый.
· Произношение согласных. Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т]– сад, любо[ф’] – любовь и т.д.Оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи.Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]:лё[к] – лёг, поро[к] – пороги т.д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное. Исключение составляет словобог – бо[х]. [Г] произносится как[х]и в сочетаниях ГК и гч: лё[х’к’]ий – лёгкий, ле[х'ч']е – легче.
Следует обратить внимание на сочетание чн,так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения.
По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный).Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ична: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Фомини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, ску[шн]ый, двое[шн]ик, горчи[шн]ик, наро[шн]о, оче[шн]ик, подсве[шн]ик.
Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой произносятся двояко: порядо[шн]о и порядо[чн]о, горни[чн]ая и горни[шн]ая, було[чн]ая и було[шн]ая, праче[чн]ая и праче[шн]ая.В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар — серде[шн]ый друг.
· Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произношение звука[о]в безударных слогах( м[о]дель, [о]азис, [о]тель ), т.е. в этих словах отсутствует редукция гласных, и твердых согласных перед гласным переднего ряда[е] ( с[тэ)нд, ко[дэ]кс, каш[нэ] ). В некоторых словах допускается и твердое, и мягкое произношение согласных перед[е] (декан и (дэ)кан). В большинстве же заимствованных слов перед [е]согласные смягчаются: ка[т’]ет, па[т’]ефон, факуль[т’]ет, му[з’]ей, [р’]ектор, пио[н’]ер.Всегда перед[е]смягчаются заднеязычные согласные:па[к’]ет, [к’]егли, с[х’]ема, ба[г’]ет.
- Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание, например:
создан — создана — созданы;взят — взята — взяты;занят — занята — заняты.
· В глаголах быть, дать, жить, клясть, а также в глаголах с древними корнями -ча-, -ня-, -мер-, -пер- в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании, в остальных формах (при наличии приставки) ударение с основы в неопределённой форме передвигается на приставку, например:
отнять — отнял — отняла — отняли;понять — понял — поняла — поняли;начать — начал — начала — начали.
· Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге:
глубокий — углубить;легкий — облегчить;бодрый — ободрить, подбодрить.
· Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:
обеспечивать — обеспечение;сосредоточивать — сосредоточение;упрочить — упрочение;упорядочить — упорядочение.
ОСНОВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ,