Муниципальные услуги малому и среднему бизнесу
Согласно Закону № 88-ФЗ от 14.06.95 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
· в промышленности - 100 человек;
· в строительстве — 100 человек
· на транспорте -100 человек;
· в сельском хозяйстве - 60 человек;
· в научно-технической сфере - 60 человек;
· в оптовой торговле - 50 человек;
· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Критерии отнесения к малому бизнесу для получения региональных или местной форм поддержки могут уточняться соответственно законодательством субъекта РФ и местными нормативными актами.
Приоритеты выбора поддерживаемых предприятий и проектов определяются выработанной стратегией развития МО, имеющимися ресурсами и полномочиями, социально-экономической эффективностью направлений поддержки. Текущее состояние экономики МО является дополнительным критерием направления поддержки:
1 Удержание и расширение существующихпредприятий через:
· уменьшение действия факторов, мешающих расширению этих фирм;
· стимулирование спроса на их продукцию.
2. Оказание помощи новым фирмам и разработка программ развития для предпринимателей.
3.Привлечение новых предприятий.
Согласно исследованиям, из трех вышеперечисленных способов активизации экономической деятельности в МО, больше всего рабочих мест в сообществе создается благодаря расширению существующих и созданию новых фирм.
Выработанные критерии поддержки малого бизнеса должны быть формализованы, закреплены нормативными актами и доведены до сведения предпринимателей.
На территории МО может функционировать множество организаций поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляющих услуги, которые могли бы решить выделенные выше проблемы, прежде всего - это выдача льготных кредитов, образовательные и консалтинговые услуги. Активное участие предприятий МО в этих программах, возможно, прежде всего, при условии информированности о них. Как правило, руководители малого и среднего бизнеса имеют слабое или искаженное представление об этих структурах и их деятельности и не ждут поддержки от этих организаций. В результате анализа определилась определенная сфера функций местных организаций по содействию экономическому развитию территории.
Существуют различные схемы по созданию и оформлению организаций содействия экономическому развитию, анализ вариантов представлен в таблице 13.
Среди форм поддержки малого бизнеса, уменьшающие вероятность банкротства малого предприятия через льготную передачу технологий, торговой марки (франчайзинг), информации, можно выделить бизнес-инкубаторы, технопарки, ассоциации и
Таблица 13.
Анализ вариантов организаций развития малого бизнеса
Вариант | Преимущества | Недостатки |
Уполномоченный по содействию экономическому развитию в структуре местной администрации | · минимальные организационные изменения; · квалифицированный руководитель отдела | · достаточен для небольших районов или как первый этап в более крупных районах; · двойная нагрузка |
Отдел по содействию экономическому развитию в муниципальной администрации | · самостоятельность и особое назначение отдела; · внутренние перестановки персонала | · вопрос наделения полномочиями; · передача компетенций |
Муниципальный комитет по управлению имуществом как местная организация по содействию экономическому развитию | · незначительные организационные изменения; · дополнительные задачи для существующей структуры | · передача компетенций из других подразделений возможно только в случае высокой компетентности сотрудников |
Агентство социально-экономического развития (АСЭР) | · предприятие города/района; · в состав общества могут быть введены и другие организации (союзы предпринимателей, независимые специалисты) | · прежде всего, для крупных городов или как заключительная стадия развития; · эффективно, но очень дорого (необходимы дополнительные специалисты) |
Координационно-методический совет при главе администрации | · соединение собственного опыта опытом со стороны; · комиссия экспертов для выработки рекомендаций (представители банков, аудиторы, ученые и др.); · возможна как дополнительная структура | · отсутствие полномочий для принятия решений |
фонды поддержки малого бизнеса, франчайзинг, международные и региональные маркетинговые информационные центры (таб. 14.)
Основные направления деятельности муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства следующие:
· участие в реализации местных программ развития и поддержки малого предпринимательства;
· участие в реализации проектов в области малого бизнеса;
· поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур.
Доходы от деятельности остаются в распоряжении фондов и не подлежат налогообложению.
Таблица 14.
Распространенные Формы поддержки малого бизнеса
Форма поддержки | Преимущества для малых предприятий | Ограничения использования |
Ассоциации малого бизнеса | 1.Организационные преимущества. 2.Увеличение кредитных возможностей | 1.Слабая известность 2.Ограниченные возможности |
Бизнес-инкубаторы, технопарки | 1.Общая инфраструктура 2.Оборудованные офисы | 1.Эти организации могут иметь целевую направленность (например, только для наукоемких производств), что мешает диверсификации |
Франчайзинг | 1. Торговая марка 2. Управление 3. Технологии 4. Инвестиции (ограниченно) | 1.Потеря самостоятельности 2.Жесткое распределение прибыли 3.Контроль за деятельностью |
МИЦ (маркетинговый информационный центр) | 1.Консалтинг 2.Информационное обеспечение 3.Уменьшение издержек на внешние взаимодействия (расходы на поиск информации, постоянный обмен ею с партнерами, регулярный мониторинг действий конкурентов, изменения внешней среды) | 1.Ограничения технологического характера (пропускная способность каналов связи и их надежность). 2.Издержки использования (подключения к Интернету). 3.Односторонность взаимодействия |
Помощь бизнес-инкубаторовначинающим бизнесменам выражается в предоставлении новым и создающимся фирмам доступных по стоимости аренды помещений в центрах, имеющих развитую инфраструктуру (конференц-залы, офисная техника, услуги аудитора, нотариуса, управленческий консалтинг и пр.).
Бизнес-инкубаторы могут иметь профильный характер, например, сервисных услуг (в форме обучения парикмахерскому мастерству, центра ремесленничества), венчурные научно-производственные объединения и пр. Именно в России создание бизнес-инкубаторов обещает успех. Во многих городах и районах имеются пустые, неиспользуемые производственные помещения, частично технически оснащенные. Зачем осваивать новые промышленные зоны, требующие значительных инвестиционных затрат, если существует возможность использовать имеющиеся для этих целей производственные мощности.
Резюме
Социальная политика государства представляет собой систему целей и задач, при которой социальные группы и слои населения могут реализовывать личные интересы к различным видам деятельности, способствовать собственному развитию и развитию общества в целом. Важным механизмом социальной политики является система государственных муниципальных социальных стандартов, которые выражаются через социальные нормы. Компетенция муниципальных образований различных типов в сфере социальной политики определена Федеральным законом 2003г.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое государственные минимальные социальные стандарты, и для чего они нужны?
2. Каковы основные элементы системы регулирования рынка труда муниципального образования?
3. В чем заключается сущность государственной и муниципальной жилищной политики?
4. Что такое муниципальная система здравоохранения, каковы цели и задачи ее функционирования?
5. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддержки населения в муниципальном образовании?
6. Какие принципы заложены в основу муниципальной образовательной политики?
7. Какова роль органов местного самоуправления в сфере культуры?
8. Каковы цели и приоритеты развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании?
9. Каковы основные функции малого бизнеса?
Глава 6.