Муниципальное управление состоянием окружающей среды. Экологическая ситуация и экологические проблемы
Проведение эффективной муниципальной экологической политики позитивно влияет на экологическую ситуацию не только в конкретном муниципальном образовании, но в регионе и в государстве в целом.
Острота экологических проблем, необходимость обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов осознаны сегодня во всем мире. Целью государственной политики РФ в области охраны окружающей среды и природопользования является сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в интересах нынешнего и будущих поколений.
Основные загрязнители окружающей среды на муниципальных территориях показаны на схеме 34.
Схема 34. Основные загрязнители окружающей среды на территории муниципального» образования
Механизмы реализации муниципальной экологической политики
Субъектами муниципального управления окружающей средой являются органы местного самоуправления, взаимодействующие со специально уполномоченными государственными органами и с общественностью. Объектами муниципального управления выступают все природопользователи: юридические и физические лица, независимо от характера осуществляемой деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования.
Основные задачи муниципального управления в сфере экологии:
· формирование эффективной системы экологического мониторинга, выявление и инвентаризация хозяйствующих субъектов и производственных процессов на территории, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды;
· создание программы и механизмов управления состоянием окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, выработка и реализация системы административных мер и экономических рычагов, обеспечивающих качество окружающей среды.
Экологически ориентированное муниципальное управление - специальная область управления, предполагающая регулирование воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду для защиты интересов населения при одновременном обеспечении устойчивого, сбалансированного развития территории.
Реализация муниципальной экологической политики базируется на экономическом механизме природопользования, включающего представленные принципы, (схема 35).
Важнейший принцип, на котором должна строиться экологическая политика органов местного самоуправления, состоит в том, что загрязнитель природной средыплатит. Это подразумевает наличие в муниципальном образовании системы мониторинга (слежения) стационарных и мобильных источников загрязнения, состояния окружающей среды.
Схема 35. Принципы экономического регулирования природопользования
Участие населения в решении экологических проблем городов
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», граждане имеютправо создавать общественные экологические объединения, фонды и иные некоммерческие организации, а также получать в индивидуальном порядке информацию по данным вопросам, направлять жалобы, обращения, предложения, получать на них своевременные и обоснованные ответы, принимать участие в мирныхмассовых акциях. Некоммерческие экологические организации граждан наделены указанным федеральным законом обширными правами на местном уровне. Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, обязаны оказывать содействие гражданам и созданным ими организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнении населения или результатов референдума.
Резюме
Градообслуживающая сфера является первоосновной жизнеобеспечения муниципального образования, каждая отрасль которой с одной стороны – сфера муниципальной деятельности и подсистема общей системы муниципального образования, а с другой - подсистема соответствующей отраслевой системы более высокого (регионального или федерального) уровня.
К числу функций градообразующей сферы относятся управление общественной безопасностью, пожарной безопасностью, гражданской обороной.
Обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами - один из главных показателей качества жизни на территории муниципального образования.
При организации управления транспортным комплексом перед органами МСУ поставлены определенные задачи и функции по их выполнению.
Структуры потребительского рынка, как составная часть муниципального хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Управление строительством обеспечивает воспроизводство и приращение основных фондов в жилищном фонде, в муниципальном хозяйстве, в социальной сфере, а также реализовывает планы и программы социально-экономического развития муниципального образования.
Федеральный закон 2003г. относит к компетенции городских округов муниципальных районов организацию мероприятий по охране окружающей среды, а также организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального значения на основании оценки экологической ситуации.
Вопросы для самопроверки
1. В чем особенности градообслуживающей сферы как объекта управления?
2. Что включает в себя понятие «общественная безопасность»?
3. Каковы основные направления реформирования ЖКК?
4. Что понимается под системой инженерного обеспечения поселений?
5. Каковы основные задачи и функции органов местного самоуправления в сфере управления транспортом?
6. Каковы особенности функционирования местного потребительского рынка в условиях рыночной экономики?
7. Какие задачи решает строительный комплекс муниципального образования и что входит в его состав?
8. В чем состоит территориальное планирование?
Глава 5.