Организация землепользования и застройки на территории поселений

О формировании современного законодательства в области градорегулирования можно говорить, начиная с 2001 года, с введения в действие в конце 2001 года нового Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, Земельный кодекс закрепил нормы правового зонирования (Зонирования территорий), предполагающие выработку общих «правил игры» при определении целевого назначения земельных участков. Это сказалось на активизации деятельности администраций муниципальных образований в части разработки правил землепользования и застройки. Новый этап становления законодательства в данной сфере начался с вступления в силу нового Градостроительного кодекса Российской Федерации, который был введен в действие с 30 декабря 2004 года.

Новый Градостроительный кодекс РФ, закрепляет размежевание полномочий между различными уровнями публичной власти в области территориального планирования. На основании установленного Градостроительным кодексом распределения непересекающихся полномочий создаются основания для закрепления следующих основополагающих принципов территориального планирования:

· принцип «независимости» нижестоящих уровней публичной власти от вышестоящих уровней публичной власти в случае невыполнения последними полномочий и обязанностей в сфере территориального планирования (взамен утверждавшегося ранее «принципа очередности», или принципа ожидания указаний вышестоящих уровней публичной власти до начала действий нижестоящих уровней публичной власти);

· принцип четкой формализации процедур согласования документов территориального планирования по субъектам, предметам и срокам согласования (взамен утверждавшегося ранее принципа неформализуемости процедур согласований).

Вопросы местного значения поселений определены Федеральным Законом N 131-ФЗ и включают, в частности, планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление
правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений.

В частности, полномочия в области градорегулирования и землепользования конкретизированы в Градостроительном кодексе Российской Федерации в следующем объеме:

· подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

· утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

· утверждение правил землепользования и застройки поселений;

· утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом;

· выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Принципиальной особенностью принятого законодательства является закрепление последствий за бездеятельность поселений по исполнению отнесенных к их компетенции полномочий, которые заключаются в следующем:

· с 1 января 2008 не допускается принятие решений о резервировании земельных участков, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования (генерального плана поселения);

· с 1 января 2010 года не допускаются предоставление земельных участков для строительства и выдача разрешений на строительство при отсутствии местного нормативного правового акта - правил землепользования и застройки.

Нормативно-правовые акты в сфере землепользования и застройки, градостроительная документация, подготовленные по решению органов местного самоуправления (в том числе проекты планировки, проекты межевания) не могут быть приняты без проведения публичных слушаний, правовую основу и организацию которых должен обеспечить муниципалитет. Публичные слушания предусмотрены в процедурах принятия генерального плана, правил землепользования и застройки, проектов планировки, проектов межевания, по вопросам условно разрешенных видов использования. Любое решение муниципалитета, принятое без соблюдения вышеизложенных требований может быть оспорено в судебном порядке.

Наши рекомендации