Окружающий социальный мир. 1 дополнительный класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета:

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Для дополнительного и 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п Тема урока Кол-во часов Планируемые результаты обучения
личностные коррекционные (предметные) базовые учебные действия
2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа
1 модуль
Здравствуй, школа! Я-ученик. Реагировать на имя; проявлять интерес Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Умение взаимодействовать Знать и использовать эталоны школьного поведения; взаимодействовать с учителем;   Фиксировать взгляд на лице педагога взаимодействовать с учителем; принимать умение слушать и спрашивать
Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) проявлять собственные чувства, желания; навыки адаптации   уважительно и бережно относиться к людям, их труду и результатам их деятельности; навыки адаптации   Умение взаимодействовать Умение ориентироваться в школе знать расположение необходимых помещений. Использовать основные правила поведения. Передвигается по школе в нужном направлении Находить нужное помещение; соблюдать элементарные правила безопасного поведения в школе; ориентироваться в режиме дня
Мой класс. Моя парта. проявлять собственные чувства, желания   Выполнять элементарные нормы этикета; проявлять терпение, усидчивость   ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; Находить свой класс, входить и выходить из класса после звонка по разрешению Организовывать свое рабочее место
4. Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш.       обращаться за помощью и принимать помощь проявляет эстетические чувства и ответственность за сохранность вещей, принимать оценку своей деятельности Проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке) умение дифференцировать игрушки и школьные принадлежности;умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради; Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению (рука в руке) Понимать инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать  
ВСЕГО 5 часов
2 модуль
Игрушки. Мяч. Кукла. (мягкие- твердые);         Обращается за помощью, помогает другим Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек, мебели Исследовать предметы окружающего мира.   Фиксирует взгляд на игрушке, предмете мебели,вступает в предметно-игровое сотрудничество. Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога
Всего5 часов
3 модуль
Семья. Члены семьи. соотносить себя со своим именем. Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); осознание себя как ребенка, члена семьи; осознание своей принадлежности к определенному полу. Участвовать в субъектно- объектных отношениях;проявлять уважительное отношение к родным и близким. Умение взаимодействовать в группе (разв. межличностных отношений) умение устанавливать простейшие родственные отношения между людьми; Фиксировать взгляд на изображении; выделять нужный объект совместно с педагогом   Фиксировать взгляд на изображении; Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин.)  
  Сюжетно- ролевые игры "Дочки- матери" Принимать пассивное участие в коллективных играх Принимать активное участие в коллективных играх, поддерживать диалог Исследовать предметы окружающего мира. Уметь использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх выполняет действие способом рука-в-руке следовать предложенному сюжету; использовать предметы по назначению
Дом, в котором я живу (квартира) Проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение Испытывать интерес, участвовать в совместной деятельности, осуществлять самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку Умение воспринимать информацию зрительно. Умение применять начальные сведения об объектах, (разли чать помещения (кухня,спальная, туалет);уметь слушать и отвечать на вопросы Фиксирует взгляд на экране монитора (2-3мин; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;  
  Мебель (стол, стул, шкаф);         обращаться за помощью и принимать помощь Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек, мебели Исследовать предметы окружающего мира. на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь Фиксировать взгляд на предмете мебели, его изображении.   Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога
Всего 5
4 модуль
Посуда (тарелка, чашка, ложка)   проявлять собственные чувства, желания   Проявлять свои потребности, выражать положительные эмоции при сотрудничестве. Исследовать предметы окружающего мира. Исследовать предметы окружающего мира. Группировать окружающие предметы по их признакам. Сравнивать и различать их в процессе группировки. Переключать взгляд с одного предмета на другой, понимать жестовую инструкцию использовать принятые ритуалы взаимодействия с одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь;принимать и сохранять учебную задачу,
Помощники в доме (бытовые приборы)     экономное и бережное отношение к оборудованию и использованию электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности Создать предпосылки для готовности к безопасному поведению   Умение зрительно и тактильно воспринимать информацию Умение зрительно, на слух и тактильно воспринимать информацию; применять ее в упражнениях Переключать взгляд с одного предмета на другой, понимать жестовую инструкцию Подражать действиям педагога, или последовательно выполнять их по образцу.
Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка». Принимать пассивное участие в коллектив. играх Принимать активное участие в коллективных играх, поддерживать диалог Исследовать предметы окружающего мира. Уметь использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх выполняет действие способом рука-в-руке вступать в предметно-игровое сотрудничество следовать предложенному сюжету; использовать предметы по назначению
Улица. Двор (игровая площадка) Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость; Узнавать предметы и сооружения для игр Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов Включается в совместную игру (кидает, катает мяч) Формировать представления где можно играть, отдыхать Играть в мяч.
  Улица. Уличное движение.   Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни.   Умение применять правила поведения на улице(дороге)умение использовать знаково-символические средства (рисунки, пиктограммы) выполнять стереотипную инструкцию («Дай мне …», Покажи, где…» Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники.
Всего 7 часов
5 модуль
1. Транспорт. Автобус. Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, отрицание и др.)и альтернативные средства коммуникации   Рассматривает игрушки, изображающие транспортные средства: Овладеть представлениями о транспорте; уметь узнавать автобус на наглядном материале; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач Фиксировать взгляд на изображении; выделять нужный объект совместно с педагогом   осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Профессии. Водитель (шофер) Водитель-пассажир (игра) Проявлять интерес к играм одноклассников интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение взаимодействовать в группе Овладеть представлениями о профессиях людей и соц. роли человека- пассажир; Соблюдать установленные правила. Выполнять заданноедействие совместно с педагогом (крути руль) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
3. Врач. Доктор-пациент   (игра Больница») Пассивное участие в коллективных играх Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций Умение взаимодействовать в группе Овладеть представлениями о профессии человека- врач и его соц. роли - пациент выполнять стереотипную инструкцию принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
Всего 6 часов
6 модуль
1. Продавец. Продавец- покупатель (игра «Магазин») Проявлять собственные чувства, желания. Пассивное участие в коллективных играх Слушать собеседника, поддерживать диалог, используя традиционные языковые (вербальные)и альтернативные средства коммуникации; активно включаться в игровую деятельность Умение взаимодействовать в группе Овладеть представлениями о профессии человека- продавец и его соц. роли –пациент   выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
2. Повар. Упражнение «Что пригодится повару?» "Я готовлю обед" Наблюдать за действиями одноклассников, учителя уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; Умение зрительно и тактильно воспринимать информацию Овладеть представлениями о профессии человека- повар; Умением делать выбор, умением вступать в контакт, выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
4. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность Способствовать осознанию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе Понимание жестов и символов (хорошо- плохо) Умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (анализ, сравнение); видеть причину и следствие выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
Всего 5 ч
Всего за год 33 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа для 1 дополнительного класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 33 часа, количество занятий в классе в неделю – 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем программы Кол-во часов по разделу
1 модуль
Здравствуй, школа!
  Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе  
  Школьные принадлежности (ознакомление, назначение).  
  Всего часов за модуль:
2 модуль
Этот рукотворный мир
  Предметы вокруг нас (созданы человеком).
  Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные)
  Одежда.  
  Мебель ( назначение, виды)
  Всего часов за модуль:
3 модуль
Я и моя семья
  Члены семьи
  Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"
Дом, в котором я живу
  Мой дом (квартира). Назначение комнат.
  Мебель (диван, стул, стол)
  Всего часов за модуль:
4 модуль
Дом, в котором я живу
  Посуда (Тарелка, чашка, ложка).
  Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник)
  Игровые действия: стирка, чаепитие
Улица
  Двор. Игровая и спортивная площадки
  Уличное движение. Светофор.
  Всего часов за модуль
5 модуль
Транспорт
  Виды и значение транспорта. Автобус
Мир людей
  Профессии. Водитель(шофер). Игровые действия.
  Профессии. Врач. Игровые действия
  Всего часов за модуль:
6 модуль
Мир людей
  Профессии. Продавец. Игровые действия
  Профессии. Повар. Игровые упражнения.
  Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?
  Всего часов за модуль:
  Всего часов за год:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .

- детские наборы посуды, предметы быта;

- предметные, сюжетные картинки

- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»

- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.

тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.

- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

- детские наборы «Больница», «Магазин»;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию

с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Указанные в содержании программы результаты могу быть не достигнуты в течении даже нескольких уроков. Но педагог создает специальные условия, дает обучающимся возможность для выполнения определенных действий, для формирования новых умений, осуществляя деятельностный подход. Для 2 группы планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий.


Наши рекомендации