Окружающий социальный мир. 1 дополнительный класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Общая характеристика учебного предмета:
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
Планируемые предметные результаты по учебному предмету:
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Для дополнительного и 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | |||||
личностные | коррекционные (предметные) | базовые учебные действия | ||||||
2 группа | 1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | 1 группа | |||
1 модуль | ||||||||
Здравствуй, школа! Я-ученик. | Реагировать на имя; проявлять интерес | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Умение взаимодействовать | Знать и использовать эталоны школьного поведения; взаимодействовать с учителем; | Фиксировать взгляд на лице педагога | взаимодействовать с учителем; принимать умение слушать и спрашивать | ||
Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) | проявлять собственные чувства, желания; навыки адаптации | уважительно и бережно относиться к людям, их труду и результатам их деятельности; навыки адаптации | Умение взаимодействовать | Умение ориентироваться в школе знать расположение необходимых помещений. Использовать основные правила поведения. | Передвигается по школе в нужном направлении | Находить нужное помещение; соблюдать элементарные правила безопасного поведения в школе; ориентироваться в режиме дня | ||
Мой класс. Моя парта. | проявлять собственные чувства, желания | Выполнять элементарные нормы этикета; проявлять терпение, усидчивость | ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; | Находить свой класс, входить и выходить из класса после звонка по разрешению | Организовывать свое рабочее место | |||
4. | Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш. | обращаться за помощью и принимать помощь | проявляет эстетические чувства и ответственность за сохранность вещей, принимать оценку своей деятельности | Проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке) | умение дифференцировать игрушки и школьные принадлежности;умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради; | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению (рука в руке) | Понимать инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать | |
ВСЕГО 5 часов | ||||||||
2 модуль | ||||||||
Игрушки. Мяч. Кукла. (мягкие- твердые); | Обращается за помощью, помогает другим | Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек, мебели | Исследовать предметы окружающего мира. | Фиксирует взгляд на игрушке, предмете мебели,вступает в предметно-игровое сотрудничество. | Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога | |||
Всего5 часов | ||||||||
3 модуль | ||||||||
Семья. Члены семьи. | соотносить себя со своим именем. Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); | осознание себя как ребенка, члена семьи; осознание своей принадлежности к определенному полу. Участвовать в субъектно- объектных отношениях;проявлять уважительное отношение к родным и близким. | Умение взаимодействовать в группе (разв. межличностных отношений) | умение устанавливать простейшие родственные отношения между людьми; | Фиксировать взгляд на изображении; выделять нужный объект совместно с педагогом | Фиксировать взгляд на изображении; Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин.) | ||
Сюжетно- ролевые игры "Дочки- матери" | Принимать пассивное участие в коллективных играх | Принимать активное участие в коллективных играх, поддерживать диалог | Исследовать предметы окружающего мира. | Уметь использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх | выполняет действие способом рука-в-руке | следовать предложенному сюжету; использовать предметы по назначению | ||
Дом, в котором я живу (квартира) | Проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение | Испытывать интерес, участвовать в совместной деятельности, осуществлять самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку | Умение воспринимать информацию зрительно. | Умение применять начальные сведения об объектах, (разли чать помещения (кухня,спальная, туалет);уметь слушать и отвечать на вопросы | Фиксирует взгляд на экране монитора (2-3мин; | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; | ||
Мебель (стол, стул, шкаф); | обращаться за помощью и принимать помощь | Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек, мебели | Исследовать предметы окружающего мира. | на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь | Фиксировать взгляд на предмете мебели, его изображении. | Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога | ||
Всего 5 | ||||||||
4 модуль | ||||||||
Посуда (тарелка, чашка, ложка) | проявлять собственные чувства, желания | Проявлять свои потребности, выражать положительные эмоции при сотрудничестве. | Исследовать предметы окружающего мира. | Исследовать предметы окружающего мира. Группировать окружающие предметы по их признакам. Сравнивать и различать их в процессе группировки. | Переключать взгляд с одного предмета на другой, понимать жестовую инструкцию | использовать принятые ритуалы взаимодействия с одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь;принимать и сохранять учебную задачу, | ||
Помощники в доме (бытовые приборы) | экономное и бережное отношение к оборудованию и использованию электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности | Создать предпосылки для готовности к безопасному поведению | Умение зрительно и тактильно воспринимать информацию | Умение зрительно, на слух и тактильно воспринимать информацию; применять ее в упражнениях | Переключать взгляд с одного предмета на другой, понимать жестовую инструкцию | Подражать действиям педагога, или последовательно выполнять их по образцу. | ||
Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка». | Принимать пассивное участие в коллектив. играх | Принимать активное участие в коллективных играх, поддерживать диалог | Исследовать предметы окружающего мира. | Уметь использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх | выполняет действие способом рука-в-руке вступать в предметно-игровое сотрудничество | следовать предложенному сюжету; использовать предметы по назначению | ||
Улица. Двор (игровая площадка) | Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); | Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость; | Узнавать предметы и сооружения для игр | Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов | Включается в совместную игру (кидает, катает мяч) | Формировать представления где можно играть, отдыхать Играть в мяч. | ||
Улица. Уличное движение. | Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровьесберегающий образ жизни. | Умение применять правила поведения на улице(дороге)умение использовать знаково-символические средства (рисунки, пиктограммы) | выполнять стереотипную инструкцию («Дай мне …», Покажи, где…» | Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники. | |||
Всего 7 часов | ||||||||
5 модуль | ||||||||
1. | Транспорт. Автобус. | Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); | использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, отрицание и др.)и альтернативные средства коммуникации | Рассматривает игрушки, изображающие транспортные средства: | Овладеть представлениями о транспорте; уметь узнавать автобус на наглядном материале; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач | Фиксировать взгляд на изображении; выделять нужный объект совместно с педагогом | осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; | |
Профессии. Водитель (шофер) Водитель-пассажир (игра) | Проявлять интерес к играм одноклассников | интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Умение взаимодействовать в группе | Овладеть представлениями о профессиях людей и соц. роли человека- пассажир; Соблюдать установленные правила. | Выполнять заданноедействие совместно с педагогом (крути руль) | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | ||
3. | Врач. Доктор-пациент (игра Больница») | Пассивное участие в коллективных играх | Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | Умение взаимодействовать в группе | Овладеть представлениями о профессии человека- врач и его соц. роли - пациент | выполнять стереотипную инструкцию | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | |
Всего 6 часов | ||||||||
6 модуль | ||||||||
1. | Продавец. Продавец- покупатель (игра «Магазин») | Проявлять собственные чувства, желания. Пассивное участие в коллективных играх | Слушать собеседника, поддерживать диалог, используя традиционные языковые (вербальные)и альтернативные средства коммуникации; активно включаться в игровую деятельность | Умение взаимодействовать в группе | Овладеть представлениями о профессии человека- продавец и его соц. роли –пациент | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | |
2. | Повар. Упражнение «Что пригодится повару?» "Я готовлю обед" | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя | уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; | Умение зрительно и тактильно воспринимать информацию | Овладеть представлениями о профессии человека- повар; Умением делать выбор, умением вступать в контакт, | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | |
4. | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность | Способствовать осознанию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе | Понимание жестов и символов (хорошо- плохо) | Умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (анализ, сравнение); видеть причину и следствие | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | |
Всего 5 ч | ||||||||
Всего за год 33 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 1 дополнительного класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 33 часа, количество занятий в классе в неделю – 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по разделу |
1 модуль | ||
Здравствуй, школа! | ||
Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе | ||
Школьные принадлежности (ознакомление, назначение). | ||
Всего часов за модуль: | ||
2 модуль | ||
Этот рукотворный мир | ||
Предметы вокруг нас (созданы человеком). | ||
Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные) | ||
Одежда. | ||
Мебель ( назначение, виды) | ||
Всего часов за модуль: | ||
3 модуль | ||
Я и моя семья | ||
Члены семьи | ||
Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери" | ||
Дом, в котором я живу | ||
Мой дом (квартира). Назначение комнат. | ||
Мебель (диван, стул, стол) | ||
Всего часов за модуль: | ||
4 модуль | ||
Дом, в котором я живу | ||
Посуда (Тарелка, чашка, ложка). | ||
Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник) | ||
Игровые действия: стирка, чаепитие | ||
Улица | ||
Двор. Игровая и спортивная площадки | ||
Уличное движение. Светофор. | ||
Всего часов за модуль | ||
5 модуль | ||
Транспорт | ||
Виды и значение транспорта. Автобус | ||
Мир людей | ||
Профессии. Водитель(шофер). Игровые действия. | ||
Профессии. Врач. Игровые действия | ||
Всего часов за модуль: | ||
6 модуль | ||
Мир людей | ||
Профессии. Продавец. Игровые действия | ||
Профессии. Повар. Игровые упражнения. | ||
Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? | ||
Всего часов за модуль: | ||
Всего часов за год: |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки
- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
- детские наборы «Больница», «Магазин»;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию
с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Указанные в содержании программы результаты могу быть не достигнуты в течении даже нескольких уроков. Но педагог создает специальные условия, дает обучающимся возможность для выполнения определенных действий, для формирования новых умений, осуществляя деятельностный подход. Для 2 группы планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий.