Направление: Ученик - сверстник
Блок: Приглашение к взаимодействию
Положительное обращение к сверстнику (жестом, мимикой, звукоподражанием, словом), представление по имени; с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации, называние совместных игровых или бытовых действий.
Обращение доступными вербальными или невербальными средствами коммуникации к сверстнику с приглашением к совместной деятельности по инструкции учителя; выполнение задания учителя в парах (в игре, во время дежурства и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).
Блок:Лепим вместе
Положительное отношение к созданию совместной поделки со сверстником; передача друг другу материала для лепки по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе лепки, участие в обыгрывании поделки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.
Выбор материала для лепки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей поделки и поделок сверстников (такой-не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).
Выполнение графических заданий на листах бумаги, задания "Дорисуй", обведение предметов по трафаретам.
Блок: Строим вместе
Положительное отношение к созданию совместных построек со сверстником (наш дом, наша улица); передача друг другу материала для конструирования по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе постройки, участие в обыгрывании постройки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.
Выбор материала для постройки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей постройки и построек сверстников (такой - не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием в ответах различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).
Блок: Рисуем вместе
Положительное отношение к созданию совместных рисунков со сверстником (по сюжетам знакомых сказок "Репка", "Колобок" и др.); передача изображенного сюжета (фрагмента) в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации, умение участвовать в создании продукта коллективного труда (картины: "Город", "Золотая осень", "Сбор урожая", "Новогодняя елка"); выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий.
Выбор персонажа или определенного сюжета из знакомой сказки для рисования; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своего рисунка или совместного изображения (такой-не такой, такие-не такие, похож - не похож и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).
Блок: Играем вместе (настольно-печатные, подвижные игры и др.)
Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; обращение доступными средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми) к партнерам по игре в процессе игровых действий; положительно реагировать на завершение игры, выражать слова благодарности сверстникам за совместную игру.
Использование различных средств коммуникации, в том числе альтернативных (изображения графические, печатные, электронное устройство) для передачи и соблюдения правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
Совместное выполнение графических заданий на общем листе бумаги, задания "Дождливая погода", "Весенняя пора" "Весенняя лужайка".
Блок: Помоги другу
Выполнение совместных поручений учителя; сотрудничество детей в парах для выполнения поручений; готовность оказать помощь сверстнику для завершения определенного действия или поручения; выражение отношения к завершенному действию или поручению доступными средствами коммуникации; обращение к сверстнику с просьбой и выражение слов благодарности за оказанную помощь.
Совместное прослушивание фрагментов аудиозаписей знакомых сказок, использование различных средств коммуникации (планшеты, иллюстрации, игрушки, рисунки, действия, звуки. слова и др.) для ответов.
Блок:Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.
Ориентировка на сверстника и продуктивное сотрудничество в подготовке праздника; выполнение определенных поделок или подготовка фрагментов оформления праздника, взаимодействие в паре со сверстником, в группе, действия по очереди, действия в определенной последовательности.
Выполнение заданий учителя; с помощью доступных средств коммуникации обозначать свою роль и участие в празднике, отвечая разными средствами коммуникации на конкретные вопросы взрослого (что ты делал на празднике? кем ты был?), принятие помощи сверстника; выражение благодарности за оказанную помощь.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 99 часов в год, количество часов в неделю – 3.
Программный материал распределен поэтапно:
Этап: формирование эмоционально-личностного контакта учителя с обучающимся, закрепление эмоционально-личностного общения и формирование ситуативного –делового общения учителя с обучающимися (24 – 42- 86 часа).
Этап: закрепление ситуативного –делового общения обучающихся с учителем и формирование ситуативно-делового интереса к сверстнику (18-36-13).
Этап: формирование ситуативно-делового взаимодействия со сверстником (56-21-0).
Тематическое планирование учебного предмета включает три направления:
1 направление: «Учитель и ученик»
2 направление: «Ученик-учитель-сверстник»
3 направление: «Ученик-сверстник».
Каждое направление включает несколько тематических блоков, которые распределены на конкретные временные периоды с учетом особенностей каждой категории обучающихся (1,2,3 группы детей).
Умения, формируемые в каждом тематическом блоке, закрепляются в содержании следующих блоков в рамках соответствующих уроков.
№ Блок | Тематика | Кол-во часов | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа | ||
Учитель и ученик | ||||
Приветствие взрослого. | ||||
Приветствие сказочных персонажей. | ||||
Я и мое имя, моя фотография. | ||||
Моя любимая игрушка. | ||||
Моя любимая сказка, драматизация сказки. | ||||
Моя любимая игра. | ||||
Мои желания. | ||||
Мне нравится. | ||||
Ученик-учитель Сверстник | ||||
Приветствие сверстника (узнавание). | ||||
Имена сверстников. | ||||
Игрушки нашего класса. | ||||
Вместе слушаем сказки. | ||||
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). | - | |||
Наш класс (фотоальбом) | - | |||
Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии). | - | |||
Ученик-сверстник | - | |||
Приглашение к взаимодействию. | - | |||
Лепим вместе. | - | - | ||
Строим вместе. | - | - | ||
Рисуем вместе. | - | - | ||
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.) | - | |||
Помоги другу. | - | - | ||
Готовимся к празднику. Участвуем в празднике. | - |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
«Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- фланелеграф;
- куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;
- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- книги с иллюстрациями сказок («Репка», «Колобок», «Теремок». В. Сутееева «Кто сказал мяу?» и др.);
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
- компьютерные устройства, синтезирующие речь:
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;
-компьютерные программы символов;
-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.
У обучающихся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) отмечается готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, используя при этом доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; возможность включения в знакомую ситуацию социального взаимодействия.
У обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых детей с множественными нарушениями в развитии(2 группа) отмечается интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, при использовании зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной или игровой ситуации.
У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа) отмечаются реакции на знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.