Методы и приемы реализации программы
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, психогимнастику, коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д
Приёмы и методы:
совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия детей по образцу, по инструкции;
действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
использование рисунков и аппликаций.
Требования к условиям комплектования групп
Эффективно разделение детей на группы по общей способности к обучению, что подтвердили многолетние педагогические исследования (В.В. Воронкова, С.А. Мирский, Н.П. Павлова, и др.), психологические исследования (И.В. Белякова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, и др.).
На начальном этапе работы проводится обследование учащихся с позиции системного подхода. Устанавливаются затруднения учащихся, то есть проводится психолого-педагогическая дифференциация учащихся на группы по возможностям обучения и развития для проведения коррекционных занятий в соответствии с предложенным курсом.
При комплектовании коррекционной группы учитывается наличие сенсорных навыков и умений, определяется уровень сенсорного и психомоторного развития (первичные и вторичные затруднения, их причины). Совместно с учителем анализируются особенности овладения учебными умениями и навыками, необходимые для прохождения программного материала..
Количество участников групповых занятий 2- 5 человек
Организация:коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуально-групповой форме. Занятия состоят из 3 этапов:
1.Организационно-подготовительный. На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, упр. на повышение энергетического потенциала, создание положительного настроя к продуктивной совместной деятельности.
2.Основной этап. Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы.
3.Заключительный этап. На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, рефлексия.
Оценка эффективности занятий
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
· поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
· результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Место коррекционного курса в учебном плане
Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений, коррекционно – развивающую область учебного плана для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Колыванская школа – интернат».
Программа рассчитана на 5 лет обучения: доп.1-1 класс -4 класс
Дополнительный 1, 1 кл. по 66 часов. Продолжительность каждого занятия в среднем 30-40 минут. Предполагается 2 подгрупповых занятия в неделю.