Сезонные изменения в природе (20)
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).
Погода сегодня, вчера.
Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных.
Национальные традиции в различные времена года.
Правила безопасного поведения в различное время года.
Живая природа (19 ч)
Растения (7 ч)
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.
Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав, деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке.
Животные (5 ч)
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
Насекомые – муха, пчела. Польза и вред
Человек (7 ч)
Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги, части лица). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук). Органы зрения, слуха. Глазами мы видим. Ушами мы слышим. Носом мы дышим и различаем запахи.
календарно-Тематическое планирование
11(дополнительный) класс (66 ч)
Обучение по курсу «Мир природы и человека» в первом дополнительном классе (11) направлено на решение диагностико -пропедевтических задач:
выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося, особенностей его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
формирование у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к обучению в школе, усвоению природоведческих знаний, навыков взаимодействия с окружающей средой;
формирование готовности к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности
Содержание курса | Тематическое планирование | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося |
Безопасное поведение | |||
Школа.Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного. Учебные вещи.Их назначение. Обращение с ними. Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход. Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Правила дорожного движения по дороге в школу (домой). Название населенного пункта | Моя школа | Экскурсия по школе. Экскурсия по территории школы. Называние знакомых объектов, нахождение и показ объектов и предметов по инструкции учителя. Зарисовка объектов в альбом (по трафарету, с помощью учителя). Отработка названий школьных помещений: класс, столовая, раздевалка и другие. Рассматривание условных знаков (запасной выход и др.). Практическая отработка ориентировки на местности | |
Дорога в школу | Экскурсия. Называние знакомых объектов. Рассматривание и называние знаков дорожного движения, дорожной разметки («зебра»). Нахождение и показ остановок общественного транспорта. Повторение названий домовых знаков. Показ знакомых объектов на иллюстрациях. Аппликация «Дорога» | ||
Транспорт | Называние знакомых объектов. Проговаривание названий (автобус, троллейбус, автомобиль и др.). Называние и показывание частей транспорта на иллюстрациях. Зарисовка в альбоме (по трафарету, с помощью учителя) | ||
Мой класс | Показ объектов по инструкции учителя (доска, парта, стул, шкаф). Рассматривание иллюстраций. Соотнесение иллюстративного материала с реальным объектом. Действия по инструкции (сядь за парту, встань у доски, подойди к двери и др.). Называние имени соседа по парте. | ||
Мои обязанности в классе | Слушание рассказа учителя. Составление рассказа об обязанностях дежурного. Ответы на вопросы. Практический показ обязанностей дежурного. Словарная работа: дежурство, чистота | ||
Мое поведение в школе | Ответы на вопросы по тексту о правилах поведения в школе. Нахождение иллюстрации, отображающих правильное поведение. Зарисовка в тетрадь по заданию учителя. Слушание стихотворения. Моделирование поведения в различных ситуациях. | ||
Учебные вещи | Показ и называние знакомых предметов. Классификация предметов по назначению. Дифференциация предметов по назначению. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Зарисовка в тетрадь учебных предметов по инструкции учителя. Рассказ об использовании учебных предметов. Рассматривание иллюстраций. | ||
Одежда и обувь | Показ и называние натуральных предметов одежды, обуви. Классификация предметов по нескольким признакам. Называние частей одежды, обуви. Практические действия с предметами. Отработка глаголов (одеть, надеть, застегнуть, завязать, повязать, снять). Дидактическая игра «Одень куклу» | ||
Расписание уроков | Называние дней недели, названий предметов. Соотнесение иллюстрации с названием. Практическое составление расписания на сегодня (на завтра) по образцу (с помощью учителя, самостоятельно). Подбор иллюстраций к расписанию. | ||
Мой режим дня | Рассказ о режиме дня. Перечисление основных видов деятельности в режиме дня. Беседа. Практическое составление режима дня по образцу (с помощью учителя). Ответы на вопросы. Подбор иллюстраций к режиму дня. Слушание потешек и пословиц. | ||
Моя семья | Составление предложений (рассказа) о семье. Ответы на вопросы. Перечисление членов семьи. Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстративном материале членов семьи. Рассказ о занятиях и профессиях членов семьи. Слушание стихотворения. Зарисовка в тетради по заданию учителя | ||
Мои обязанности в семье | Перечисление своих обязанностей в семье. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Распределение обязанностей в зависимости от роли. Практическая отработка навыков. | ||
Мой город (поселок, село, деревня) | Рассматривание иллюстраций. Определение и называние местности проживания (город, село, поселок). Узнавание и называние объектов на иллюстрации. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Слушание рассказа учителя. Ответы на вопросы. | ||
Неживая природа | |||
Мир природы. Земля | Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние знакомых объектов. Словарь: земля, планета. Зарисовка объекта в альбом. | ||
Солнце | Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние знакомых объектов. Словарь: солнце, свет, тепло. Зарисовка объекта в альбом. Выбор объекта из группы объектов. Составление предложений об изученном объекте по вопросам учителя. | ||
Луна | Выбор изучаемого объекта из нескольких. Называние объекта. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Зарисовка объекта в альбом. Словарь: солнце, луна, день, ночь. Разучивание потешки. Составление предложений по вопросам учителя. | ||
День | Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (солнце), соответствующего времени суток (день). | ||
Ночь | Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (луна), соответствующего времени суток (ночь). | ||
Утро | Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (солнце), соответствующего времени суток (утро). | ||
Вечер | Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (луна), соответствующего времени суток (вечер). | ||
Мой режим дня | Подбор иллюстраций к составлению режима дня. Ответы на вопросы о необходимости режима дня. Определение пользы режима дня. Составление иллюстративного рассказа о режиме дня. Зарисовка режима дня в тетрадь. Словарь: режим дня, утро, день, вечер, ночь. Составление предложений (рассказа) о занятиях в выходные дни. | ||
Утренняя зарядка | Называние частей тела. Подбор иллюстраций к упражнениям на различные части тела. Составление комплекса упражнений. Практический показ комплекса упражнений. Разучивание физкультминутки со стихотворным сопровождением | ||
Сезонные изменения в природе | |||
Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных. Национальные традиции в различные времена года. Правила безопасного поведения в различное время года. | Погода | Дать определение погоды – ответы на вопросы учителя. Подбор прилагательных к слову «погода» (погода сегодня какая?). Словарь: погода, ясная, солнечная, пасмурная, дождливая и др. Рассматривание иллюстраций, подбор иллюстраций к описанию погоды сегодня (вчера). Составление описательного рассказа о погоде сегодня (вчера). | |
Календарь погоды | Знакомство с условными изображениями погоды: ясно, пасмурно, дождь, снег. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). | ||
Осенняя погода | Рассматривание иллюстраций времен года. Нахождение изображения осени. Составление описательного рассказа (предложений) по картинке. Подбор прилагательных к словосочетанию «осенняя погода» (осенью погода бывает какой?). Зарисовка осени в альбом. Словарь: осень, пасмурно, ясно, дует ветер (ветрено) | ||
Парк (лес, сквер) осенью | Экскурсия. Наблюдение за изменениями погоды осенью, объектов живой и неживой природы. Сбор природного материала. Составление предложений (описательного рассказа) на основе наблюдений по вопросам учителя. Подбор иллюстраций по итогам наблюдений. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. Словарь: парк, сквер, листопад. | ||
Животные осенью | Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни осенью. Дидактическая игра «Накорми животное». Подбор изображений животных в осенний период. | ||
Осенняя простуда (профилактика) | Слушание стихотворения И. Финк «Ой, сыночку стало худо…» Беседа о причинах простуды, мерах профилактики. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Словарь: простуда, закаливание. Отработка практических навыков закаливания (умывание прохладной водой) | ||
Зимняя погода | Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в зимний период. Подбор прилагательных к слову «зима» (зима какая?) Словарь: снежная, морозная. Описание объектов и явлений в зимний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка зимнего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года – зима. | ||
Календарь погоды | Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, снег. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). | ||
Растения зимой | Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. | ||
Животные зимой | Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни зимой. Дидактическая игра «Найди животное». Подбор изображений животных в зимний период. | ||
Зимние забавы. | Беседа о деятельности детей в зимний период. Отбор иллюстраций с предметами для зимних видов деятельности (коньки, санки, лыжи). Составление рассказа по сюжетной картинке. Активизация словаря: коньки, санки, лыжи, снежки. Аппликация «Снеговик» (поделка из бросового материала) | ||
Зимние праздники | Знакомство с традициями. Беседа о семейных традициях. Рассматривание атрибутов зимних праздников. Словарь: елочные украшения, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка. Разучивание стихотворения. | ||
Осторожно, лед! (правила поведения на льду) | Рассматривание иллюстраций. Выбор иллюстраций, демонстрирующих правильное поведение. Составление предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам учителя. Разучивание телефонов экстренной помощи. Просмотр видеофрагмента. | ||
Весенняя погода | Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в весенний период. Подбор прилагательных к слову «весна» (весна какая?) Словарь: теплая, дождливая, солнечная. Описание объектов и явлений в весенний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка весеннего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года. | ||
Календарь | Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гром. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). | ||
Растения весной | Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. | ||
Животные весной | Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни весной. Дидактическая игра «Собери животное (из частей)». Подбор изображений животных в весенний период. | ||
Праздники. Мамин день | Знакомство с весенними праздниками. Беседа о семейных традициях. Рассматривание атрибутов праздника 8 марта (цветы). Разучивание стихотворения. Изготовление открытки из готовых форм (аппликация) | ||
Летняя погода | Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в летний период. Подбор прилагательных к слову «лето» (лето какое?) Словарь: жаркое, солнечное, дождливое. Описание объектов и явлений в летний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка летнего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года. | ||
Летний календарь | Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гроза. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). | ||
Летние забавы | Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа по сюжетной картинке. Нахождение несоответствия на иллюстрации («найди ошибку художника»). Рассказ о летнем отдыхе по вопросам учителя. Слушание стихотворения А. Барто «Жарко». Ответы на вопросы по тексту стихотворения. | ||
Осторожно, речка! (правила поведения на воде) | Рассматривание сюжетной картинки. Выбор иллюстрации, демонстрирующих правильное поведение. Составление предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам учителя. Просмотр видеофрагмента. | ||
Растения летом | Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. | ||
Животные летом | Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни летом. Дидактическая игра «Назови детенышей животных». Подбор изображений животных в летний период. | ||
Живая природа Растения | |||
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу. Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. Ягоды: клубника, малина. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по признакам. Употребление в пищу. Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав, деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке. | Овощи | Описание натурального объекта (помидор, огурец) по плану учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения помидора, огурца по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Изготовление овощного салата (нарезка овощей). Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация). | |
Фрукты | Описание натурального объекта (яблоко, груша) по плану учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный, желтый), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения объектов по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Отгадывание загадок. Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация). | ||
Ягоды | Описание натурального объекта (муляжа) по плану учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения ягод по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация) «Фруктовый компот». | ||
Цветы, травы | Рассматривание гербария. Нахождение и называние знакомых объектов. Подбор иллюстраций к названиям цветов. Описание ромашки, розы, клевера, астры по вопросам учителя. Соотнесение изображения с местом произрастания (садовые, полевые). Словарь: садовые, полевые, букет. Аппликация «Букет» (букет из природного материала) | ||
Деревья | Рассматривание листьев (хвои) деревьев. Дидактическая игра « С какого дерева лист». Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев и называние знакомых объектов. Зарисовка объекта в альбом. Словарь: лист, хвоя, ствол, ветви, корень | ||
Кустарники | Рассматривание иллюстраций. Дифференциация объектов (дерево-куст). Ответы на вопросы учителя. Называние и описание знакомых объектов. Нахождение изученных объектов в природе. Фотографирование объекта. Составление альбома фотографий «Кустарники». Зарисовка объекта в альбом. Словарь; сирень, боярышник, шиповник. | ||
Квест – игра «Угадай растение» | Экскурсия. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Соотнесение объекта с названием. Нахождение объекта по решению загадок. Составление плана рассказа с помощью учителя (по опорным словам). Зарисовка объектов по итогам квеста. | ||
Животные | |||
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек. Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку. Насекомые – бабочка. Польза и вред | Домашние животные | Экскурсия (зоомагазин, ферма, питомник). Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение собаки, кошки по иллюстрации. Составление предложений (рассказа) о повадках животных. Выбор предметов (иллюстраций предметов), необходимых для ухода за животными. Ответы на вопросы о пользе и вреде животных. Слушание аудиозаписи с голосами животных. Дидактическая игра «Узнай животное по описанию». Просмотр фрагмента мультипликационного фильма (видеофильма). Беседам по итогам просмотра. | |
Дикие животные | Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение волка, лисы по иллюстрации. Составление предложений (рассказа) о повадках животных. Ответы на вопросы о пользе и вреде животных. Слушание аудиозаписи с голосами животных. Дидактическая игра «Угадай. Чьи лапы (хвост, уши)» Просмотр фрагмента мультипликационного фильма (видеофильма). Беседам по итогам просмотра. | ||
Птицы | Сравнение самолета и птицы. Нахождение сходства (различия). Нахождение и называние знакомых птиц (голубь, ворона, воробей) на иллюстрациях. Рассматривание чучел птиц (из имеющихся). Описание птицы по плану: части тела, чем покрыто тело, где проживают, чем питаются. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц. Узнавание знакомых птиц по голосу. Ответы на вопросы о пользе и вреде птиц. | ||
Насекомые | Рассматривание коллекции насекомых. Описание объекта. Составление предложений (рассказа) о жизни бабочки по иллюстрациям. Зарисовка по трафарету (по образцу). Дидактическая игра «Четвертый лишний»-дифференциация объектов. | ||
Человек | |||
Части тела человека (голова, лицо, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук). Органы зрения, слуха. Глазами мы видим. Ушами мы слышим. Носом мы дышим и различаем запахи. | Части тела человека | Слушание стихотворения. Показ частей тела со стихотворным сопровождением. Ответы на вопросы учителя по назначению частей тела. Дидактическая игра «Один - много». Отгадывание загадок. Разучивание физкультминутки. Рассматривание иллюстраций. Нахождение сходства и различия частей тела человека и животных. Словарь: голова, лицо, туловище, руки, ноги. | |
Расскажи про себя | Рассматривание фотографий с изображением людей разного возраста. Рассматривание себя в зеркало. Составление описательного рассказа (предложений) о себе, своем теле по вопросам (инструкциям) учителя. Игра «Зеркало» - выполнение движений в паре друг против друга. | ||
Как мы ходим. | Рассматривание иллюстративного материала о частях тела человека, плакатов, схем; отгадывание загадок; беседы о теле человека. Повторение физических упражнений по образцу. | ||
Как мы видим | Рассматривание своего лица в зеркало. Называние частей лица. Показ эмоций по инструкции учителя. Дидактическая игра «Чьи глаза ты видишь». Обобщение знаний – ответы на вопросы учителя. | ||
Как мы слышим | Дидактическая игра «Умей слушать» - узнавание и называние звуков природы (ветер, волны, дождь и другие). Ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций – органы слуха человека и различных животных. Игра «Узнай животное» (по изображению ушей). Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. | ||
Как мы чувствуем. | Дидактическая игра «Узнай по запаху». Составление рассказа об органах чувств по вопросам учителя. Нахождение сходства и различия органов чувств человека и животного (с помощью учителя). Рисунок «Портрет» в альбоме. | ||
Гигиена тела человека. Мытье рук | Рассматривание предметов гигиены. Нахождение и называние предметов гигиены, отбор необходимых по теме урока. Беседа о правилах гигиены. Составление предложений (рассказа) по теме урока. Практическая отработка навыков мытья рук. Отгадывание загадок |
Рекомендации по учебно-методическому и материально – техническому обеспечению
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в целом, так и спецификой курса «Мир природы и человека» в частности.
Для реализации программы курса «Мир природы и человека» используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
1.1. | Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.). УЧЕБНИКИ: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016 ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013 |
1.2. | Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения). |
1.3. | Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.. |
1.4. | Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации |
1.5. | Методические пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации |
2. ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ | |
2.1. | Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой |
2.2. | Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.) |
2.3. | Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) |
3. Цифровые образовательные ресурсы | |
3.1. | Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету «Мир природы и человека» |
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) | |
4.1. | Видеофильмы по предмету |
4.2. | Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения |
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
5.1 | Термометры для измерения температуры воздуха, воды |
5.2 | Термометр медицинский |
5.3 | Часы с синхронизированными стрелками |
5.4 | Лабораторное оборудование для проведения наблюдений за погодой |
5.5 | Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными |
5.6 | Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг) |
5.7 | Модель "Торс человека" с внутренними органами |
5.8 | Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта |
5.9 | Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения |
6. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ | |
6.1. | Коллекции полезных ископаемых |
6.2. | Коллекции плодов и семян растений |
6.3. | Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения) |
6.4. | Живые объекты (комнатные растения, животные) |
7. ИГРЫ И ИГРУШКИ | |
7.1. | Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, игры-путешествия и пр.). |
7.2. | Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.) |
8. технические средства обучения | |
8.1 | Ноутбук или стационарный компьютер |
8.2 | Проектор |
8.3 | Экран для проектора или мультимедийная доска |
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.
Планируемые результаты ИЗУЧения учебного предмета
Минимальный уровень:
знать свое имя, пол, возраст
демонстрировать элементарные гигиенические навыки (мытье рук)
демонстрировать поведение на улице, в помещениях, адекватное ситуации
выполнять действия по инструкции учителя, взрослого по формированию навыка безопасного поведения в различных ситуациях
узнавать и показывать на иллюстрациях знакомые объекты живой и неживой природы, называть их с помощью учителя
узнавать на иллюстрациях четыре времени года
дифференцировать объекты и предметы живой и неживой природы по одному признаку
Соотносить пиктограмму объекта, предмета, действия с натуральным объектом
Достаточный уровень:
Соотносить свое поведение с поведением окружающих, корригировать поведение в зависимости от ситуации
Адекватно реагировать на замечания и предложения, моделировать свое поведение в соответствии с ситуацией
Узнавать, называть и показывать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде и на иллюстрациях, составлять небольшой рассказ (2-4 предложения) об изученном объекте