Сезонные изменения баланса доша

Достаточно важным аспектом является процесс сезонного изме­нения баланса доша. В зависимости от времени года увеличивается Вата, Питта или Капха, причем одна из оставшихся доша не меняет своего количества, готовясь к накоплению и увеличению, а другая плавно уменьшается.

Аюрведа разделяет год попарно на шесть сезонов, причем у ка­ждого из них есть свои отличительные особенности. Это деление на времена года не зависит от местности, ведь даже в средней полосе можно найти эти шесть сезонов, хотя у нас принято делить год на четыре части. С весенними дождями растения обрастают новой листвой, вода в реках и озерах становится мутной. В пищу поступает больше зе­лени (первая крапива, первоцвет, одуванчик, спорыш и др.), кото­рая увеличивает жизненные силы, ослабевшие за зиму. Все это, на­равне с хмурым небом способствует быстрому увеличению Капха доша и постепенному, медленному накоплению Питта доша. Нако­пленная в это время Питта доша увеличивается к летней жаре. Бо­лезни, связанные с уменьшением Питта доша проявляются осенью и зимой. Зимой растения опадают, теряют листву и исчезают под снегом, вода становится чистой и холодной. Воздух очищается, становится сухим, холодным и прозрачным. Притупляется чувство жажды. Все это приводит к резкому увеличению Вата доша, уменьшению Питта доша, а Капха доша начинает медленно и незаметно накапливаться, готовясь к весне. Летом, когда стоит жаркая погода, продолжительность светового дня увеличивается, вода в водоемах зацветает, созревают фрукты и овощи, дует теплый ветер. Такая погода способствует резкому уве­личению Питта доша, медленному увеличению Вата доша и уменьшению Капха доша. Осенью идут обильные дожди, небо закрыто тучами, растения начинают готовиться к зиме, активность снижается, жизнь замира­ет. Все это происходит благодаря увеличению Капха и снижению Питта доша. Чем холоднее становится, тем больше, увеличивается Вата доша.

Вполне естественно, что в зависимости от географической ши­роты места происходит не только смещение сезонов, но и измене­ние их характеристик. Зима становится холодной и снежной, лето – коротким и холодным, сезон дождей размазывается и захватывает не только осень, но и часть лета. Однако, в целом ха­рактеристики сезонов остаются неизменными вне зависимости от климатической зоны, и влияние Тридоша в тот или иной период года практически не меняется. Некоторые отличительные особен­ности присутствуют в каждом районе земного шара, но, исходя из теории о Тридоша, не составляет труда научиться учитывать их са­мостоятельно.

ЧАСТЬ 11

Аюрведическая терапия

Основные принципы аюрведической терапии[108]

Как уже говорилось, медицинская часть Аюрведы имеет два больших русла – поддержание здоровья и лечение заболеваний. Мы уже да­вали определение понятию «болезнь», теперь стоит вспомнить опреде­ление слова «здоровье».

Сушрута пишет, что человек считается здоровым только тогда, когда все три доша находятся в состоянии равновесного баланса, огонь желудка, Агни, горит ровно, без всплесков и затуханий, ткани четко функциони­руют и трансформируются, нечистоты вовремя эвакуируются из организма, ум находится под контролем, тело, чувства и разум гар­монируют между собой и с окружающим миром, человек работает над собой и сторонится греха.

Фундаментальные принципы лечения всех дисбалансов Тридоша уклады­вается в одну шлоку из Чарака Самхиты (Ч.С.1.1.44.): «Причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и дейст­вия – всегда сходство, а причина их убывания и уменьшения – раз­личие. Оба являются причинами изменения суб­станций». Таким образом, Вата, Питта и Капха доша увеличиваются от воздействия субстанций, имею­щих сходные им качества и уменьшаются под действием субстанций, имеющих противоположные качества. Об этом очень подробно го­ворит Чакрапани в своих комментариях к этой шлоке. Аналогично­му прин­ципу подчиняются и ткани (Ч.С.4.6.9.), и именно этим объ­ясняется феномен увеличения и улучшения крови в организме по­сле приема в пищу мяса с кро­вью, причем ни один из продуктов помимо мяса не ока­зывает на кровь более сильного влияния. Точно такое же действие оказывает на соответствующие ткани прием в пищу мяса, жира, костей, мозга и семени, а прием зародыша (яиц, икры) способст­вует формированию зародыша (Ч.С.4.6.10.).

Основным принципом аюрведического лечения заболеваний, или дисбалансов доша, является подбор и прием пищи, трав и субс­танций, которые обладали бы сходными (если доша уменьшилась) или противоположными (если доша увеличилась) с ними качества­ми. В результате вышедшие из равновесия доша постепенно придут в со­стояние баланса, однако, одновременно с восстановлением баланса Тридоша необходимо вылечить ту ткань и тот орган, в котором произошел данный дис­баланс и очистить организм от амы, накопившейся в результате этого дисбаланса или снижения силы Агни, огня пищеварения.

С другой стороны, дисбаланс Тридоша является не причиной, а следствием, ведь изначальная причина заболеваний – внутренняя, связанная с характером, стилем и принципами жизни человека, его реакциями на окружающий мир, одним словом, поведенческая, или, как ее сейчас называют, психологическая, поэтому первым делом Аюрведа настоятельно рекомендует разо­браться именно с психологической причиной заболевания. Это можно сделать несколькими путями, но главный из них – путь осознания своих грехов, ошибок и заблуждений, покаяние и возвращение на путь чистоты и праведности. После того, как основная причина будет устранена, вернуть Тридоша в состояние равновесия не составит большого труда.

Нормальное развитие, трансформация и функции семи тканей являются результатом правильно построенного образа жизни, приема расаян или проведения тех или иных терапевтических, очищающих, питающих или омолаживающих процедур. Баланс доша и тканей не нарушается, если для этого нет внешних или внутренних предпосылок. Если же такие предпосылки появляются, доша выходят из равновесия, но после исчезновения физической причины дисбаланса сами они не могут вернуться в исходное состоя­ние равновесия (Ч.С.4.1.93.). Сбалансировать их можно только с помощью размышления, покаяния и правильно подобранного лечения.

Первое, что необходимо сделать до начала лечения – поста­вить точный диагноз и выяснить, какие причины (как внешние – физичес­кие, так и внутренние – психологические) вызвали данное заболева­ние (С.С.6.1.25.), и только после этого можно начинать регулирова­ние баланса Тридоша, очищение и укрепление организма.

Йогические тексты в первую очередь описывают лечение дисбалансов Капха доша. При увеличении количества этой доша в организме Сватмарама (Х.Й.П.2.21.) рекомендует использовать Шаткарму, или шесть лечебных мероприятий – Дхаути, Басти, Нети, Тратаку, Наули и Капала Басти.

Методы лечения болезней

Все аюрведические методы лечения можно разделить на две большие категории – очищающие и питающие, и каждый из них включает в себя манипулирование диетой, травяными или минеральными лекарственными препаратами, а также физиотерапевтическими процедурами.

Вагбхата, классифицируя все методы лечения, пишет (А.Х.С.1.1.24.): «Терапия бывает двух видов – очистительная и балансирующая (питающая)». Чарака добавляет (Ч.С.1.11.54.): «Есть три вида терапии – духовная (мистическая), рациональная и психотерапия. Духовная терапия включает в себя лечение с помощью рецитации мантр, мистических свойств растений и драгоценных камней, проведения определенных обрядов, жертвоприношений, раздача милостыни, следование религиозным обетам, аскезы, посты, молитвы, предание себя воле Бога и другие действия. Рациональная терапия включает в себя назначение рациональной диеты, лекарственных препаратов и терапевтических процедур. Психотерапия направлена на отвлечение ума от неблагоприятных (внутренних или внешних) объектов».

Так или иначе, оба рациональных метода лечения, о которых пишет Вагбхата, подразделяются на внешние процедуры, внутренние процедуры, прием препаратов и хирургические мероприятия.

Внешние процедуры

К внешним аюрведическим терапевтическим процедурам относятся прогревание и потение, промасливание, массажные процедуры, убтан и окуривание.

Наружное промасливание организма представляет собой ту или иную разновидность масляного массажа – собственно масляный массаж, масляные аппликации, промасливание стоп, промасливание головы, промасливание ушей и носа и бывает четырнадцати видов:

1. Абхьянга – масляный массаж всего тела. Абхьянга бывает лечебная, промасливающая и профилактическая. В зависимости от целей процедуры и дисбаланса Тридоша выбирается интенсивность и продолжительность процедуры. При дисбалансах Вата доша она должна быть максимальной, а при дисбалансах Капха доша – минимальной. В случае глубокого дисбаланса Капха доша и при несварении Абхьянга противопоказана.

Массажные движения выполняются сверху вниз – от головы к стопам со средней или легкой интенсивностью. Обычно процедуру проводят от двух до четырех массажистов.

Для массажа головы можно использовать Бхрингараджа таила, Чанданади таила, Мадхави таилу и др. Масло для тела выбирается в зависимости от дисбаланса доша. При наличие дисбаланса Вата доша лучше использовать Нарайана или Маханарайана таилы, при дисбалансе Питта доша подойдет Кширабала таила, а при дисбалансах Капха доша – Сахачаради таила или Чанданабалалакщади таила.

Средняя продолжительность процедуры – около полутора часов; некоторые врачи рекомендуют делать Абхьянгу от сорока до семидесяти минут, но эту продолжительность массажа лучше назначать при необходимости в проведении процедуры минимальной и средней интенсивности. Если массаж делают несколько массажистов, продолжительность процедуры уменьшается. Процедуру проводят в течение недели, двух, трех, реже – четырех недель. Если Абхьянга выполняется для омоложения организма, можно проводить до шести-семи двухнедельных курсов в год.

2. Мардана – глубокий масляный массаж всего тела. Массажные движения выполняются сверху вниз – от головы к стопам с большой интенсивностью.

3. Унмардана – глубокий масляный массаж всего тела. Массажные движения выполняются снизу вверх – от стоп к голове с большой интенсивностью.

4. Удвартхана – интенсивный масляный массаж, который проводят против роста телесных волос. Удвартхана способствует очищению кожных пор и чаще всего применяется для лечения дисбалансов Бхраджака Агни, улучшения структуры и омоложения кожи, разглаживания морщин. Чаще всего эту процедуру проходят женщины. Продолжительность массажа – чуть больше часа.

5. Падагхата – масляный массаж стоп. Выполняется как общеукрепляющая, промасливающая или терапевтическая процедура. При болезнях глаз проводят Падагхату с Трипхала гхритой, при болезнях суставов пальцев стопы – с Нарайана таилой, при нервной слабости – с Джатамамси гхритой, при головных болях – с Маричи таилой и т.д.

6. Лепа – промасливание с помощью аппликации маслянистых паст. Лепа бывает трех видов – Пралепа (аппликация охлаждающих и жидких паст), Прадеха (аппликация жирных густых паст, которые могут быть как охлаждающими, так и согревающими) и Алепа (аппликация паст промежуточной консистенции). Пасты могут накладываться на все тело или на отдельные части. Является частью Убтана.

7. Паришека – промасливание посредством нанесения на тело маслянистых субстанций или молока. Процедура аналогична южно-индийской Каясеке.

8. Самвахана – нанесение на тела масла очень нежными прикосновениями, вызывающими необычные, достаточно приятные ощущения. Зачастую в лечебное масло для изменения запаха капают ароматические масла, по действию соответствующие цели проведения процедуры. Является одной из процедур Кая Кальпы.

9. Гандуша – промасливание полости рта. Процедура назначается при болезнях десен, неба и языка. Одной из разновидностей этой процедуры является длительное полоскание рта (от пяти до пятнадцати минут) подсолнечным или оливковым маслом, а также маслом виноградных косточек.

10. Мурдха таила – промасливание головы. Эта процедура аналогична южно-индийской Шировасти, Широсеке и Широпичху. Назначается при мигренях, нарушениях мозгового кровообращения, стрессах, страхах, беспокойствах и бессоннице.

11. Акшитарпана – промасливание глаз. Для этой процедуры используются только гхриты – препараты, приготовленные на топленом масле или чистое топленое масло.

12. Карнапурана – промасливание ушей. Обычно это процедура заключается в масляном массаже ушных раковин, но при особых показаниях (снижение слуха, болезни ушей и т.д.) лечебное масло закапывают в уши.

13. Авагахана – промасливание в ванной с маслом или молоком[109]. В настоящее время процедура назначается достаточно редко ввиду большого расхода лекарства.

14. Кешини – промасливание волос. Чаще всего эта процедура носит косметический характер или назначается при ранней седине или выпадении волос.

Все виды прогревания и потения можно разделить на две большие категории – процедуры, проводимые с использованием огня и процедуры, проводимые без использования огня. Вагбхата выделяет четыре вида процедур прогревания и потения (А.Х.1.17.1.): простое прогревание, припарки, прогревание горячим паром и горячие ванны, Чарака же (Ч.С.1.14.) выделяет тринадцать видов прогревания и потения, проводимых с использованием огня:

1. Санкара-сведа. Это одна из наиболее распространенных процедур прогревания и потения с использованием огня. Чаще всего Санкара сведа ассоциируется с южно-индийской процедурой Навара Кхизи, иначе называемой Пиндасведа. Бывает двух видов – масляная и безмасляная, или сухая.

2. Прастара-сведа. Процедура заключается в лежании на каменном полу, на который налито достаточное количество горячего пудинга, приготовленного из риса, ячменя, пшеницы, маша, турецкого горошка или тур-дала.

3. Бхаспа-сведа. Прогревание всего тела горячим паром. Проведура выполняется в специальной паровой бочке.

4. Нади-сведа. Прогревание частей тела горячим паром. Нади сведа выполнялась посредством специального аппарата, называемого Нади сведа кумбха.

5. Паришека-сведа. Прогревание пациента путем обливания горячими, но не обжигающими отварами лекарственных субстанций, называется Паришека сведа. Для этой процедуры из большого круглодонного глиняного кувшина посредством пробивания в его дне множества маленьких отверстий делается импровизированный душ – кувшин подвешивается на высоте человеческого роста и помощник врача наливает в него подогретый до необходимой температуры отвар или настой лекарственных растений, соответствующих дисбалансу доша у пациента.

6. Авагаха-сведа. Прогревание и потение в ванне, приготовленной с горячим, но не обжигающим тело отваром лекарственных субстанций, называется Авагаха сведа. Как и Паришека сведа, Авагаха сведа назначается для лечения дисбалансов Вата доша и совместных дисбалансов Вата и Капха доша.

7. Джантака-сведа – процедура прогревания и потения в специальном помещении, называемом Джантака Груха – по своей сути это финская баня на индийский лад. Пациент лежит на деревянном топчане, установленном рядом с тыльной частью печки, иногда переворачиваясь, чтобы жар доставал до каждой клеточки тела.

8. Асмагхана-сведа. Процедура потения с помощью раскаленных камней называется Асмагхана сведа.

9. Каршу-сведа – процедура прогревания и потения пациента, лежащего на циновке, расположенной над костровой ямой.

10. Кути-сведа – процедура прогревания и потения пациента в специально построенной небольшой глинобитной кибитке с толстыми стенами и ложем, расположенным в ее средней части.

11. Бху-сведа – процедура прогревания и потения пациента в теплой яме, в которую легко может поместиться лежащий человек.

12. Кумбхи-сведа – процедура прогревания и потения пациента над горшком или котлом с тлеющими углями.

13. Купа-сведа напоминает Каршу сведа. Купа сведа – процедура прогревания и потения пациента, лежащего на циновке, расположенной над костровой ямой, в которой тлеет сушеный прессованный коровий, лошадиный, слоновий, ослиный или верблюжий навоз.

14. Холака-сведа – процедура прогревания и потения пациента, лежащего на циновке, расположенной над тлеющей кучей кизяков. На земле выкладывается куча сушеного навоза (коровьего, лошадиного, слоновьего и т.д.), по длине и ширине равная длине и ширине циновки, которая устанавливают над кучей после полного прогорания топлива. От Купа сведы процедура отличается более высокой температурой прогревания пациента.

Чарака выделяет десять видов прогревания и потения, проводимых без использования огня:

1. Вьяяма-сведа. Потение вызывается с помощью интенсивной физической нагрузки. Перед проведением процедуры тело пациента мажут Маханарайана или Нарайана таилой, а после завершения он принимает теплую ванну с отваром растений, балансирующих Вата доша. Вьяяма-сведа не назначается женщинам, детям, пожилым и ослабленным пациентам.

2. Ущна садана. Пациент, предварительно смазанный маслом, балансирующим Вата доша, закрывается в очень маленькой комнате, защищенной от сквозняков. Не рекомендуется детям, пожилым и ослабленным пациентам. Основным противопоказанием являются психические расстройства.

3. Гуруправачхараха-сведа. Пациента, предварительно намазанного маслом, балансирующим Вата доша, закутывают в тяжелые шерстяные одеяла.

4. Кщудха-сведа. Потение вызывается кратковременным голоданием. Не назначается, если пациент ребенок, пожилой или ослабленный человек, беременная или кормящая женщина, при наличие нервных болезней, психических болезней и болезней, вызванных вселением духов.

5. Бахупана-сведа. Потение вызывается с помощью приема специальных препаратов – ришт или кальп, содержащих до 12% алкоголя. Не рекомендуется женщинам, детям, пожилым и ослабленным пациентам, при наличие нервных болезней, психических болезней и болезней, вызванных вселением духов.

6. Бхава-сведа. Этот метод потения основан на шоковой психотерапии. Не назначается, если пациент ребенок или пожилой человек, беременная или кормящая женщина, при наличие нервных болезней, психических болезней и болезней, вызванных вселением духов.

7. Кродха-сведа. Гнев также применяется для вызывания потения. Процедура не назначается, если пациент – ребенок, женщина, пожилой или ослабленный человек, а также в случае нервных болезней, психических болезней и болезней, вызванных вселением духов.

8. Упанаха-сведа – наиболее распространенный вид потения, проводимого без использования огня, заключается в постановке припарок или нанесении на тело специальных прогревающих паст. Припарки ставятся с использованием дрожжей, пахты, перебродивших соков или отваров, ферментированных инфузий или слабых щелочных субстанций. Пасты для припарок готовят из пшеничной, ячменной или нутовой муки, смешанной с кислыми субстанциями (пахтой, кислыми соками и т.д.), солью, согревающими маслами (горчичным, кунжутным и т.д.), фруктовой пульпой, а также с использованием лекарственных трав, выбираемых в зависимости от показаний и индивидуальной конституции пациента. Иногда паста готовится только из сваренной с солью фруктовой пульпы. В некоторых случаях паста требует дополнительного нагрева, но, чаще всего, потение вызывается непосредственно компонентами пасты. Помимо лечебной пасты для постановки припарок можно использовать густую кашу, сваренную из риса, овса, кунжутных или льняных семян. Места аппликации припарок различны – их ставят на все тело (кроме мест, прогревание которых проводить запрещается), на части тела, а в некоторых случаях – на гнойники и фурункулы. Место, на которое поставлена припарка, заматывается бинтом, куском ткани или кожи. Если припарка ставится вечером, то снимают ее утром, а если ставится утром, то снимается вечером. В холодное время года продолжительность проведения процедуры можно увеличить. Процедура напоминает постановку горчичников.

9. Йудха-сведа (Ахата-сведа) – процедура заключается в потении, вызываемом борьбой или спортивным состязанием. Проводится только в том случае, если пациент – молодой мужчина. Перед состязанием тело мажется маслом, балансирующим Вата доша, чаще всего Нарайана таилой.

10. Атапа-сведа. Пациент, предварительно намазанный маслом, балансирующим Вата доша, принимает солнечные ванны. Пляж (или место, где расположился пациент) должен быть защищен от сквозняков. Процедура продолжается до появления симптомов успешного проведения прогревания и потения.

ЧАСТЬ 11

Наши рекомендации