Научно-практические конференции
Данные формы методической работы часто становятся своеобразным подведением итогов работы коллектива образовательного учреждения, отдельных педагогов над актуальными методическими проблемами, выступают как формы выявления и обобщения лучшего практического опыта. Центральным событием конференции является доклад, сообщение. Здесь очень важна тематика выступлений. С одной стороны, при проведении конференции на уровне образовательного учреждения наибольшего внимания заслуживают темы выступлений, непосредственно связанные с практикой данного учреждения. Но с другой стороны, и слушателям, и самим выступающим интересно увидеть место проблемы, поднятой в докладах, в общем образовательном пространстве округа, города, страны. А такое возможно только при достаточной степени научного обобщения. Именно потому проведение научно-практических, а не научных и не практических, конференций сегодня наиболее целесообразно.
Успех таких конференций часто зависит от грамотного подбора выступающих и тщательной работы с ними. Очень неплохо поинтересоваться у коллектива образовательного учреждения, кого они сами хотят видеть в роли «научного представителя», решения каких проблем они ждут от приглашенных «ученых». Ведь именно проблемные научно-практические конференции сегодня являются одной из самых востребованных форм методической работы.
Педагогические и методические чтения
Эти формы методической работы все чаще появляются в практике образовательных учреждений. Часто так называют ряд докладов, сопровождающихся небольшими комментариями и обсуждениями. Чаще всего педагогические чтения устраивают для подведения итогов за год, для того, чтобы учителя поделились своими педагогическими находками с другими. Это прекрасная форма обмена опытом. Но педагогические чтения нужно четко отделять от методических чтений.
Педагогические чтения призваны обеспечить обмен опытом. Здесь принято обмениваться конкретными практическими разработками. Причем их осмысление, теоретизирование вокруг них, зачастую не нужно. Это сугубо практическое мероприятие. Именно здесь уместны разработки конкретных, пусть даже единичных уроков и мероприятий, рассказ о конкретных практических педагогических находках.
На методических чтениях обмен опытом происходит на уровне педагогических методик и технологий. Ключевым словом в словосочетании «методические чтения» является «методические». Здесь конспект урока, мероприятия сами по себе значат мало, а главным становятся методические выводы из представленного материала. Сам же материал, являясь содержанием приложения, становится примером методических выводов.
На методических чтениях коллеги ждут от авторов рассказа об основных принципах, которые положены в основу их повседневного педагогического опыта; о методах, методиках и технологиях, применяемых в повседневной работе; о методических приемах. Если даже автор берет чужую методику или технологию, то коллегам интересно как она применяется в данном конкретном случае, какие возникают трудности, как их преодолеть, что можно получить в результате получения данной методики.
Другими словами, каждый выступление на методических чтениях должно быть небольшими методическими рекомендациями, отражающими опыт конкретного педагога или администратора.
Творческие группы учителей
Данная форма методической работы возникла как результат творческих поисков учителями новых эффективных форм обучения. В отличие от методических объединений, которые часто формируются как обязательная форма работы и характеризуются постоянным, фиксированным составом участников, и где основой общности является преподаваемый предмет, основой образования творческих групп (3-6 человек) является, прежде всего, взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость. Такие группы создаются в коллективе на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, потом излагает ее своим коллегам, они его дополняют, поправляют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями, затем реализуют изучаемую идею в своей практике; ходят друг к другу на уроки, мероприятия, подготовленные по осваиваемой методике, обсуждают их и, когда новое освоено, первые умения приобретены, группа распадается. Обычно в группе возникают лидеры, которые берут на себя обязанности руководителя.
В этой форме творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее, чем другими путями. Для таких групп характерно неформальное общение, минимум заседаний, главное внимание они уделяют поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой знакомят весь коллектив на общешкольных форумах. Состав групп может при необходимости расширяться, однако практика показывает, что большие размеры групп себя, как правило, не оправдывают.