Тематика уроков, рекомендуемых к проведению на производстве
(с привлечением ресурса производственных предприятий)
№ | Темы уроков (с учетом обновления содержания) | Сроки | Виды деятельности | Примерный производственный ресурс (база) |
1) | Общая характеристика простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными (7 кл. Биология). Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия. (7 класс. Физика) | сентябрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | ПАО «СИБУР Холдинг» ООО «Тобольск-Полимер», г. Тобольск - Очистка воды, биоиндикация. ИП Кизеров В.Л., Омутинский р-н; ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» ИП Никулин В.Н., Юргинский р-н; ООО «Берри - Маркет»; ОАО «Профилакторий «Светлый», г. Ялуторовск. |
2) | Функции белков. Биологические Катализаторы (9 кл. Биология). Катализаторы. (9 класс. Химия) | сентябрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Молокозавод «Абсолют» г. Ялуторовск, Молочный комбинат «Ялуторовский» пос. Боровский, ЗАО «Фатум». |
3) | Научный комплекс.(9 класс География) Электронные таблицы. Расчёты и построения диаграмм (9 класс. Информатика) | октябрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Завод по изготовлению перфорационных кумулятивных зарядов и специальных детонирующих шнуров в Нижнетавдинском районе DYNAengetics. «Протон-ойл-технолоджи» - завод по производству нанодеэмульгаторов и других химреагентов для нефтяной промышленности). Западно-Сибирский технопарк. |
4) | География машиностроения. Факторы размещения машиностроительных предприятий. (9 класс География) Электронные таблицы. Расчёты и построения диаграмм (9 класс. Информатика) | октябрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Тюменский аккумуляторный завод (ТАЗ). Тюменский машиностроительный завод (Тюменьмашзавод) — диски сцепления для грузовой и специальной техники. Завод «Сибнефтемаш» — емкостное, сепарационное и внутрискваженное оборудование. Тюменский моторный завод (ТМЗ) — газотурбинные двигатели. Завод сварочных электродов СИБЭС (СИБЭС) — сварочные электроды; Производство оборудования для нефтегазовой отрасли: Нижнетавдинский район – DYNAenrgetics (ФРГ); г. Тюмень – ООО «Тюменский завод нефтепромыслового оборудования» (Бейкер Хьюз), ОАО «Завод БКУ». |
5) | Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации (11 кл. Биология). Моделирование и электронные таблицы. (11 класс. Информатика) | октябрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Голышмановский район ООО «Тюменские молочные фермы». Заводоуковский городской округ ООО «УК «Arbis» holding group » (Развитие молочного направления). Вертикально-интегрированный комплекс по откорму и переработке крупного рогатого скота в «ООО «Ясень-Агро». ООО «Эко-Нива АПК Холдинг», Молочный комплекс на 1800 голов в ООО Агрофирма «Междуречье». Омутинский район, крестьянско-фермерское хозяйство. Омутинский район, ООО «Бизон», Исетский район, комплекс по производству мяса перепелов и перепелиных яиц. Нижнетавдинский район, кролиководческая ферма. |
6) | Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы ТЭК. (9 класс. География) Предельные углеводороды (9 класс. Химия) | Ноябрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | ОАО «НК «Роснефть» - РН-Уватнефтегаз, ООО, нефтедобывающая компания; Сибинтэк, ООО, предприятие интенсивных технологий, нефте/газодобывающая компания. АО "Сургутнефтегаз", "Нижневартовскнефтегаз", "Ноябрьскнефтегаз", "Юганскнефтегаз" (г. Нефтеюганск), "Уренгойгазпром" (г. Новый Уренгой), "Ямбурггаздобыча". ОАО «Лукойл - Западная Сибирь» - предприятие по добычи нефти и газа. |
7) | Биосфера – глобальная экосистема (10 кл. Биология). Глобальные проблемы человечества (10 класс. География) | ноябрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Нижнетавдинский район, ЗАО МНПП «Фарт», ИП Воротников К.А. Добыча и переработка сапропеля. |
8) | Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики. Тюменская область – крупный нефтегазовый район мира и страны. Электроэнергетика, нетрадиционные (10 класс. География) Природные источники углеводородов. Нефть. Природный газ (10 класс. Химия) | ноябрь | урок на производстве/ образовательная экскурсия | Экскурсия на ЗАО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод», г. Тюмень или ПАО «СИБУР Холдинг» ООО «Тобольск -Полимер»(г. Тобольск) |
9) | Общая характеристика надкласса Рыб (7 класс. Биология.). Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание су-дов. (7 класс. Физика) | декабрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | ООО «Эра – 98» (Тюм. р-н), Рыбопереработка ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство», ООО «Кристалл» (Тобольск), Разведение рыб ООО «Рыба Сибири» (Аромашевский р-н), Разведение Ленского осетра ИП Угренюк А.А. |
10) | Электроэнергетика. (9 класс. География) Получение переменного электрического тока. Генератор переменного тока. (9 класс. Физика) | декабрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Тюмень-ТЭЦ -1, ТЭЦ-2; «Южные электросети» (с целью изучения устройства и принципа работы генератора переменного тока); Нижневартовская ГРЭС, Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2Г. |
11) | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. (9 класс. География) Металлы в природе, общие способы получения металлов. Железо. Физические и химические свойства. (9 класс. Химия) | декабрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Современная металлургия ТЗМК (Тюменский завод металлоконструкций). |
12) | Цветная металлургия. (9 класс. География) Алюминий. Физические и химические свойства. Оксид алюминия. (9 класс. Химия) | декабрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Тюменский район – ООО МПК «Стройметаллоконструкция» |
13) | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции (9 класс. Биология). Информационные системы (9 класс. Информатика) | декабрь | урок на производстве / образовательная экскурсия | ООО Агрофирма «Междуречье», Омутинский район, крестьянско-фермерское хозяйство, Омутинский район, ООО «Бизон», Исетский район, комплекс по производству мяса перепелов и перепелиных яиц, Нижнетавдинский район, кролиководческая ферма. |
14) | Класс Птицы (7 кл. Биология). Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов. (7 класс. Физика) | январь | урок на производстве / образовательная экскурсия | ИП Родыгин С.П. (Исетский р-н) Производство мяса перепелов и перепелиных яиц, Боровская птицефабрика и ее филиалы, ИП «Страусиная ферма» |
15) | Терморегуляция организма. Закаливание (8 класс. Биология) Виды теплопередачи. Теплопроводность. (8 класс. Физика) | январь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Изучение вопросов энергосбережения: ООО «Трубный завод «СИБГАЗАППАРАТ» группа ПОЛИПЛАСТИК, производство керамического кирпича ООО «Дорстрой – инвест», г. Ишим, керамического кирпича и керамических блоков ЗАО «Богандинский кирпичный завод»; стеновых панелей ООО «Завод ЖБИ 5», г. Тюмень, ООО «Артель-С» г. Тобольск |
16) | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.(9 класс. География) Серная кислота. Аммиак. Соли аммония. (9 класс. Химия). Фосфор. Соединения фосфора. Ортофосфорная кислота. Минеральные удобрения (9 класс. Химия). | январь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Продукция г. Тобольск – ПАО «СИБУР Холдинг». ООО «Тобольск – Полимер», ООО «Тобольск –Нефтехим»; г. Тюмень – ООО «Трубный завод «СИБГАЗАППРАТ» группа ПОЛИПЛАСТИК. |
17) | Инфраструктурный комплекс (9 класс. География) Электронные таблицы. Абсолютные и относительные ссылки. (9 класс. Информатика) | январь | урок на производстве / образовательная экскурсия | Транспортно-логистическая компания «Артель»; Русская служба логистики, транспортная компания. |
18) | Железнодорожный и автомобильный транспорт. (9 класс. География.) Импульс. Закон сохранения импульса. (9 класс. Физика) Электронные таблицы. Абсолютные и относительные ссылки. Интернет. Работа с картами (9 класс. Информатика) | февраль | урок на производстве / образовательная экскурсия | Транспортно-логистическая компания «Артель»; Русская служба логистики, транспортная компания. ЖелДорЭкспедиция, группа транспортных компаний. Посещение железнодорожного депо |
19) | Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. (9 класс. География) Электронные таблицы. Абсолютные и относительные ссылки. Интернет. Работа с картами (9 класс. Информатика) | февраль | урок на производстве / образовательная экскурсия | База отдыха «Верхний бор» - Тюменский район; ЗАО «Научно-производственное предприятие «Западная Сибирь» - Заводоуковск; ООО «Долина Карабаш» -термальный парк «Фешенель»; ООО «Профилакторий «Светлый» Ялуторовский район. Спортивно-туристический комплекс «Красная горка» -Ишимский район. Тобольский кремль. ООО «НОВ-Экология» - мусороперерабатывающий завод. |
20) | Важнейшие породы домашних млекопитающих (7 кл. Биология ). Земледелие и животноводство.(9 класс. География) | февраль | урок на производстве / образовательная экскурсия | Кролиководческая ферма ООО Строительная компания «Базис» КФХ «Андрюшкино» Нижняя Тавда, Разведение кроликов КФХ ИП Кизеров В.Л. (Омутинка), ООО «Бизон» (Омутинка), Племзавод Ишимский, Свинокомплекс (Новая Заимка), ООО УК «ДАМАТЕ», ООО «Тюменские молочные фермы», ООО «УК ARSIBholdinggroup» (Заводоуковск), ООО «Эвика-Агро» (Исетский), ЗАО «Сибирская аграрная группа» (Нижняя Тавда), СПК «Таволжан» (Сладковский), ЗАО «ФАТУМ» (п. Боровской ), ООО «Ясень Агро» (Ярковский), ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» агрофирма Междуречье (Ярковский) |
21) | Белки - основные биополимерные молекулы живой материи (11 класс. Биология). Химические свойства белков и качественные реакции на белки. (11 класс. Химия) | март | урок на производстве / образовательная экскурсия | Агрохолдинг «Юбилейный» -ЗАО «Племзавод «Юбилейный» г. Ишим - завод по глубокой переработке пшеницы. |
22) | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней (8 кл. Биология). Преломление света. Линзы. Исследование зависимости угла преломления от угла падения. Оптическая сила линзы. (8 класс. Физика) | март | урок на производстве / образовательная экскурсия | «Областной офтальмологический диспансер» (г. Тюмень и «Визус» г. Ишим). |
23) | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. (На примерах объектов природы области) (5 класс. Биология). Человек и природа (5 класс. География) | апрель | урок на производстве / образовательная экскурсия | Нижнетавдинский район ООО «Экодрим» - завод по переработке строительных отходов; г. Тюмень ООО «НОВ – Экология», мусороперерабатывающий завод»; ООО «Лизинговая компания «Диаматгрупп – Тюмень» - завод по сортировке и переработке мусора, ООО «Экологический альянс». |
24) | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе (6 класс. Биология). Природный комплекс. (6 класс. География) | апрель | урок на производстве/ образовательная экскурсия | База отдыха «Верхний бор» (озеро Кривое, сосновый бор), Парковые зоны своей местности. Тюменский район – ООО «ТК Тюмень Агро» (тепличный комбинат по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте). Голышмановский район – ООО УК «ДАМАТЕ»; Заводоуковский городской округ ООО «УК «Арсиб- Агро»; |
25) | Здоровье – величайшая ценность для личности и общества (8 класс. Биология). Экология и здоровье человека (8 класс. География) | май | проектная деятельность; урок на производстве / образовательная экскурсия | Использование статистических данных города и области Статуправления г. Тюмени. База отдыха «Верхний Бор». ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель», ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район. г. Тобольск – ООО «Кристалл» (рыборазводные пруды – места для досуга населения). Змановский Д.А. – Завод по производству бутилированной питьевой воды (п. Богандинский). ЗАО «НПП «Западная Сибирь» (ЗАО «Универсал–нефтеотдача»)-лечебно-оздоровительный центр |
26) | Всемирная стратегия охраны природных видов (10 класс. Биология). Глобальные проблемы человечества (10 класс. География) | май | образовательная экскурсия /урок на производстве; проектная деятельность | 1. Экскурсии: Экологическая площадка, СИБУР. Сладковский район, Мараловодческое хозяйство, памятники природы: Панин бугор, Киселевская гора, Дендрарий в Доме отдыха г. Тобольске. Ярковский район, цех по производству рапсового растительного масла и жмыха с частичной последующей переработкой масла в биотопливо; ООО «НОВ - Экология», г. Тюмень. 2. Инвестиционный проект по строительству завода по сортировке и переработке мусора. ООО «Лизинговая компания «Диамант групп – Тюмень». 3. Инвестиционный проект по утилизации ТБО на территории Тюменской области (сеть МПЗ г. Тюмень, г. Тобольск, г. Ишим). |
27) | Закономерности географической оболочки (7 класс. География.) Биоценоз (7 класс. Биология) | Май | образовательная экскурсия /урок на производстве | База отдыха « Верхний бор», Спортивно-туристический комплекс «Красная горка» (Ишимский район); Заказники юга Тюменской области: Аромашевский район - «Алабуга»; Армизонский район - «Белоозёрский»; Казанский район - «Афонский»; Сладковский район - «Барсучье», озеро Большой Куртал; Викуловский район - «Викуловский»; Бердюжский район - «Песочный», «Окуневский» «Южный»; Тюменский район - «Успенский»; «Лебяжье» и другие. |
28) | Химическое загрязнение окружающей среды (11 класс. Биология). Химическое загрязнение окружающей среды фреонами, пестицидами, нефтью и продуктами её переработки (11 класс. Химия) | май | образовательная экскурсия /урок на производстве | ООО Лизинговая компания «Диамант групп-Тюмень». Завод по сортировке и переработке мусора ООО «Экологический альянс» на территории Тюменской области, утилизация твёрдых бытовых отходов на территории Тюменской области. Нижнетавдинский район, ООО «Экодрим», завод по переработке строительных отходов |
III. Формирование учебного плана
для реализации адаптированных образовательных программ
Формирование учебного плана для обучающихся по адаптированным образовательным программам в существующих условиях имеет ряд особенностей.
В соответствии с поэтапным переходом на новые стандарты учебные планы по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатываются в 2017-2018 учебном году только для 1, 2 классов согласно основной общеобразовательной программе начального общего образования (http://fgosreestr.ru/).
Остальные классы продолжают обучение по тем программам и учебным планам, по которым начиналось их обучение, а именно, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
III.1. Формирование учебного плана для реализации адаптированных образовательных программ в условиях специальных учреждений и классов
При данной форме организации обучения учебный план формируется строго в соответствии с реализуемой учреждением, классом адаптированной программой с соблюдением:
- наименования предметов;
- объемов и нормативов блока коррекционных занятий, психолого-медико-педагогического сопровождения;
- мероприятий, направленных на социализацию обучающихся.
Реализация адаптированных программ в ряде случаев (дети-инвалиды) сопровождается предоставлением индивидуальных программ реабилитации и абилитации (ИПРА).
Мониторинг показывает, что не всегда ИПРА реализуется в полном объеме. В связи с этим, рекомендуем обратить особое внимание на данный вопрос и обеспечить выполнение программ в полном объеме, используя сетевой ресурс, ресурс межведомственного взаимодействия.
Кроме того, при формировании образовательных программ необходимо уделить внимание мероприятиям профориентационной направленности, включая взаимодействие с заинтересованными ведомствами, общественными организациями, региональными отделениями общества инвалидов.
III.2. Формирование учебного плана для реализации адаптированных образовательных программ обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных школ и классов
Реализуя право и желание родителей обучать детей в пешеходной доступности от места проживания, в системе образования продолжает развиваться система интегрированного обучения детей в массовых школах.
В регионе наработан достаточный опыт по данному вопросу, сложились и реализуются вариативные модели интеграции детей с ОВЗ в систему образования:
· полная интеграция – постоянное совместное обучение в общеобразовательном классе;
· комбинированная интеграция – в отношении детей, которые не могут постоянно находиться в образовательном учреждении, поэтому часть времени обучаются на дому, в медицинском учреждения, а часть - в классе;
· частичная интеграция – для детей, участвующих только во внеурочной деятельности класса;
· on-line интеграция – для детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных технологий.
Для реализации полной и комбинированной интеграции использовались форматы объединения в одном учебном плане учебных часов коррекционных (адаптированных) и общеобразовательных программ, то есть разрабатывались так называемые «общие» планы.
Вместе с тем, сегодня отрасль функционирует в новых нормативных условиях, в частности:
- в рамках нового законодательства появились более широкие возможности для формирования индивидуальных планов обучения различных категорий детей;
- откорректированы в соответствии с международными нормами и утверждены государственные стандарты обучения детей с ОВЗ;
- в результате реорганизационных процедур в отношении сети образовательных организаций, школами получен значительный потенциал сетевого взаимодействия.
Анализ опыта предыдущих лет работы и новая реальность функционирования школ выводит на необходимость дальнейшей корректировки организационных моделей реализации интегрированного обучения и выхода на новую ступень развития привычных форматов образования для детей с ОВЗ в общеобразовательных школах и классах.
Следует отметить, что выработка нижеследующих установок базируется на итогах совместной работы и экспертной оценке[2], которая была осуществлена специалистами ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», являющимся Федеральным ресурсным центром по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Итак, в настоящее время следует выделить следующие приоритетные форматы организации обучения детей с ОВЗ.
1) Обучение в общеобразовательном классе без изъятий и внесения особенностей в учебный план.
Это продолжение реализации полной интеграции для детей, не имеющих интеллектуальных отклонений и способных осваивать общие для всех программы обучения по предметам в массовых классах. Для таких детей, как правило, необходимо обеспечение мобильной доступности образовательной среды, а также создание возможностей для индивидуальной работы с ребёнком на дому или в медицинской организации в период планового лечения, обострения заболевания, ухудшения здоровья.
Более сложным является организация интегрированного обучения детей, имеющих метальные особенности и отклонения, именно для таких ситуаций можно рекомендовать следующий формат обучения.
2) Обучение в специальном коррекционном классе.
Эта форма предусматривает максимальное использование возможностей формирования в массовых школах отдельных коррекционных классов, в том числе используя возможности подвоза и сетевого взаимодействия.
При этом такие классы могут быть двух видов:
- постоянные – на весь период освоения детьми соответствующей программы обучения;
- временные – на время проведения наблюдения и диагностики обучающихся (особенно детей, ранее не посещавших никакое образовательное учреждение), а также выявления и развития скрытых ресурсов («подтягивания») детей.
В этом случае, в последующем детям обоснованно уточняют программу обучения и переводят в общеобразовательный либо в коррекционный класс (при наличии), либо на обучение на дому, в том числе с использованием дистанционных технологий.
С одной стороны, такой вид класса поможет избежать ошибок при составлении заключения ПМПК, с другой стороны, даст возможность на основе сетевого взаимодействия более точечно отработать с каждым ребёнком узким специалистам в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями.
При необходимости и с учётом заболеваний детей, их возможностей, а также желания родителей и особенностями рекомендаций ПМПК, отдельные коррекционные классы могут быть разновозрастными, объединяющими в одном комплекте детей разных параллелей.
В каждом случае этот вопрос должен рассматриваться индивидуально, учитывать все аспекты организации образовательного процесса. Главным приоритетом должно быть соблюдение интересов детей, создание условий для позитивной динамики их развития.
3) Обучение по индивидуальному учебному плану(далее - ИУП) в соответствии с рекомендованной адаптированной программой.
Указанный формат также может иметь два варианта организации:
- реализация ИУП полностью либо частично на базе в общеобразовательного учреждения;
- реализация ИУП на дому (обучение на дому).
Для каждого ребенка с ОВЗ, включенного в контингент школы и соответствующего класса, формируется индивидуальный учебный план строго в соответствии с рекомендованной ПМПК адаптированной образовательной программой. Установленные планом занятия проводятся индивидуально с ребенком или группой детей (при условии совпадения рекомендованных адаптированных программ). При этом, возможно совместное обучение в общеобразовательном классе на ряде предметов, например, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура (при отсутствии показаний на адаптивную физическую культуру).
Особо следует обратить внимание на реализацию рекомендованных коррекционных занятий и выполнение норм их предоставления. В случае отсутствия узких специалистов в школе необходимо максимально использовать ресурс межшкольного сетевого взаимодействия, межведомственного сотрудничества (здравоохранение, социальная защита), в том числе на основании заключаемых многосторонних договоров с указанием совместной ответственности за качество и результативность работы с детьми.
Важным фактором успешного и комфортного обучения детей при организации интегрированного обучения остается оптимальное формирование расписания занятий и коррекционной работы, грамотная разъяснительная работа с родителями, оказание им своевременной консультационной помощи.
Как правило, у руководителей школ встаёт вопрос, как вести классные журналы, особенно в электронном формате, поскольку в соответствии с требованиями в списках по всем предметам должны быть все обучающиеся класса, даже если в ИУП учебный предмет не значится, так как его нет в специальной индивидуальной программе развития (далее - СИПР). В этой ситуации, очевидным решением является ведение отдельного (бумажного) классного журнала для детей с ОВЗ, имеющих отличную от остальных детей в классе программу обучения. При этом в наименовании журнала будет обозначена та же параллель и литера класса, как у остальных детей, осваивающих основную образовательную программу. Если в классе несколько таких детей, то в списке обучающихся на странице журнала по конкретному предмету будут представлены только те дети, у которых в СИПР имеется данный предмет.
Что касаетсяобучения на дому, то эта форма, как и прежде, продолжает быть одной из активно используемых для детей с тяжёлыми нарушениями развития. Однако её реализация допустима при условии, что такая форма признана наиболее эффективной специалистами ПМПК и не встречает возражений у родителей.
Более того, для детей, не имеющих противопоказаний к дистанционному обучению, следует активнее предлагать родителям и развивать эти технологии. Дистанционное обучение способствует более широкому кругу общения этих детей, позволяет сделать выбор профессии и успешно осуществить свою постшкольную траекторию профессионального образования. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается спад активности большинства муниципальных образований в развитии технологий дистанционного обучения детей с ОВЗ, что требует тщательного анализа причин и принятия необходимых мер для расширения доступа детей к этой образовательной технологии.
Важным ресурсом интеграции и социализации детей данной категории, независимо от формата организации образовательного процесса, является ресурс внеурочной деятельности. Максимальное вовлечение детей с ОВЗ в доступные им массовые школьные события, творческие и конкурсные мероприятия, коммуникативную деятельность со сверстниками своей школы, иных организаций, а также привлечение к этим процессам родителей, должно стать обязательным аспектом планирования образовательной программы учреждения, планов воспитательной работы, мероприятий с родительской общественностью. Открытость и дружественность школы оценивается через её способность создать комфортную среду развития и общения не только для детей, но и для их родителей, независимо от их индивидуальных особенностей и семейных потребностей.
Ещё один обязательный для реализации аспект работы в обучении и развитии детей с ОВЗ - психолого-медико-педагогического сопровождение.
Данный аспект работы играет ключевую роль в освоении детьми адаптированных образовательных программ и является гарантом реализации статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, неиспользование или недостаточно эффективное использование ресурсного потенциала сетевой организации работы и возможностей, предоставляемых иными, в том числе общественными организациями, для обучения детей с ОВЗ, является прямым нарушениям нормативных требований к образовательной деятельности учреждений, и служит объективным показателем недостаточной профессиональной компетентности управленческих кадров.
Одним из примеров эффективного и разностороннего сотрудничества школы с различными ведомствами и общественными организациями для построения результативного образовательного процесса можно назвать работу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №2 города Тюмени.
В настоящее время в области на базе этого учреждения совместно с Тюменской региональной автономной некоммерческой благотворительной организацией помощи инвалидам и иным лицам с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра «Открой мне мир» отрабатывается механизм формирования и осуществления работы так называемых «ресурсных» классов для детей со сложными и множественными нарушениями в развитии.
Ключевая идея этой работы состоит в том, что точечная целенаправленная работа в этом классе с разными детьми позволяет получить следующий результат:
- школьники, получая интенсивную помощь узких специалистов, переводятся в общий класс к детям, осваивающим те или иные адаптированные образовательные программы;
- дети, имеющие более сложные и множественные нарушения, получают максимально обоснованные и конкретизированные рекомендации по развитию, и, в итоге, переводятся на индивидуальное обучение, в том числе обучение на дому, участвуя в дальнейшем в массовых мероприятиях только в ходе воспитательной, внеурочной деятельности, отдельных школьных мероприятий.
В любом случае, и родители, и педагоги имеют возможность провести более тщательное наблюдение за детьми, применить все доступные средства и методики их развития, чтобы максимально обоснованно сформировать дальнейшую траекторию развития и обучения детей.
Этот опыт уже подтвердил свою результативность, поэтому может быть транслирован на другие педагогически коллективы с учётом их потребностей.
Кроме того, это позволяет более мобильно подстраиваться под особенности прибывающих в школу детей, формировать временные детские коллективы, давать возможность выбора родителям в форме обучения их детей, подбирать им наиболее оптимальные форматы взаимодействия с педагогами и детскими коллективами.
Именно на примере изучения этого опыта, а также поступивших вопросов и обращений, были сформированы и представлены в таблице для использования в работе рекомендации, которые являются типичными для образовательных учреждений (массовых и коррекционных), работающих с детьми с ОВЗ.
Таблица
Типовая проблема, затруднение, вопрос | Рекомендация |
Большая наполняемость класса. В результате, специалисты не могут уделить достаточно внимания и времени на каждого ребенка, снижается эффективность образования и коррекционной работы. Из-за недостатка персонала нет возможности проведения дифференцированной параллельной работы разными специалистами, в следствие этого обучающиеся класса с возможностями разного уровня одновременно участвуют в одном занятии, выполняя одинаковые задания (для некоторых они слишком простые, для других - слишком сложные) | Формально разделить класс на группы (подгруппы). Выстроить для каждой группы детей отдельную образовательную траекторию, в ходе которой будут задействованы разные педагоги. Провести ревизию штатного расписания и должностных обязанностей работников школ, в том числе с учётом сетевых ресурсов и межведомственного и общественного взаимодействия, с целью выделения для работы с детьми специалистов (педагогов, тьюторов, ассистентов), способных осуществлять в рамках своих полномочий работу с указанными детьми. При необходимости, отравить работников школ на повышение квалификации или переподготовку по специальной теме. Пример: Слияние двух отдельных классов (по 5-6 детей) и увеличение количества педагогического персонала (2 учителя, тьютора/ассистента) создаст организационные условия для более гибкой, дифференцированной одновременной работы с разделением класса на подгруппы детей и для индивидуальных занятий с учетом возможностей и образовательных потребностей детей. Расписание уроков и коррекционных курсов составляется так, чтобы оптимально реализовывалось содержание СИПР каждого учащегося сдвоенного класса. Например, в течение одного часа: - один учитель проводит урок «Речь и альтернативная коммуникация» (тьютор, при наличии согласно ФГОС, ему ассистирует) с группой из 6 детей; - 3 детей занимаются с другим учителем иным предметом (в соответствии с СИПР); - 1 ребёнок индивидуально занимается предметно-практической деятельностью; - 1 пошел на индивидуальное занятие к логопеду, 1 - к психологу (сенсорное развитие) и т.д. |
Описание специальных условий в заключении ПМПК носит формальный характер и не даёт в достаточном объёме понимания, что конкретно требуется сделать школе для обеспечения условий образования особого ребенка. Специальные условия можно подробно описать в заключении в том случае, если специалисты ПМПК знают ребенка. Если же они видят его впервые, и ребенок не посещал образовательное учреждение, то описание специальных условий образования не может быть составлено в полной мере, с учетом знания его возможностей и особых образовательных потребностей. | Специальные условия должны быть определены в заключении ПМПК в достаточном объёме, обоснованно, в развернутой форме, с пояснениями. В соответствии с Положением о ПМПК (п.15 ж) перечень документов, необходимых для работы ПМПК, среди прочих включает характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией. Если ребенок не посещал образовательную организацию и не имеет характеристики, то ее необходимо сделать на основе психолого-педагогического обследования ребенка. Такое обследование могут провести специалисты, но на это потребуется время (от нескольких дней до нескольких недель). Обычно ПМПК не располагает достаточным временем для проведения такого обследования ребенка. В связи с этим, ПМКП в рамках их полномочий и по согласованию со школой рекомендуется направлять ребенка на диагностический период в образовательную организацию (временное пребывание в коррекционном классе) для проведения психолого-педагогического обследования, наблюдения и составления характеристики, позволяющей специалистам ПМПК не ошибиться с рекомендуемой программой, подробно описать специальные условия образования ребенка. |
Требования со стороны некоторых родителей полнодневного пребывания в образовательной организации ребенка с выраженными проблемами поведения (крик, агрессия, самоагрессия). | Результаты оценки (психолого-педагогического обследования) ребенка к обучению в группе сверстников должны стать основанием для разработки индивидуального графика посещения ребенком школы. Локальный акт организации (например, положение об организации образования на основе СИПР) должен определять основания и порядок введения индивидуального графика посещения, который позволит поэтапно и дозированно увеличивать время нахождения ребенка в классе по мере коррекции поведенческих проблем и формирования базовых учебных действий. При этом, важно убедить родителей в том, что необходимость такого временного ограничения пребывания ребенка в группе в интересах самого ребенка и обозначить в договоре с семьей об образовании период такого графика и условия увеличения времени пребывания в классе (снижения интенсивности и частоты проявления поведенческих проблем). |
Отсутствие врача-психиатра, наблюдающего детей периодически в ходе учебного процесса. | Важным условием эффективного образовательного процесса является медицинская (психиатрическая) помощь. Для того, чтобы назначения врача создавали благоприятные условия для развития ребенка, необходимо, чтобы он имел возможность наблюдать за ним в процессе обучения в школе и гибко реагировать на динамику в состоянии психического здоровья ребенка через изменение препаратов и/или дозировки. Необходимо, либо предусмотреть врача в штатном расписании организации, либо на договорных условиях с медицинской организацией обеспечить периодическое посещение школы, наблюдение и о Наши рекомендации
|