Методические рекомендации по проведению памятных уроков в День памяти жертв политических репрессий

Методические рекомендации

По проведению памятных уроков в День памяти жертв политических репрессий

Разработаны специалистами ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» при содействии Межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Авторы: Болотина Т.В., к.п.н., зав. кафедрой методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права ФГАОУ ДПО АПК и ППРО; Вяземский Е.Е., д.п.н., профессор кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права ФГАОУ ДПО АПК и ППРО; Стрелова О.Ю., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования (ХК ИРО)

Методические рекомендации по проведению памятных уроков в День памяти жертв политических репрессий

Во исполнение пункта 6 протокола заседания Межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий подготовлены методические рекомендации по проведению памятных уроков в День памяти жертв политических репрессий. В Российской Федерации установлен День памяти жертв политических репрессий - 30 октября (Постановление Верховного Совета РСФСР от 18.10.1991 г. № 1763/1-1).

В этот день в России проходят траурные акции и памятные мероприятия (митинги, возложения венков и цветов к памятникам репрессированным, «уроки памяти» в учебных заведениях и пр.), на которых вспоминают всех, кто «за годы Советской власти стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам»[1].

В 2015 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2015 г. № 1561-р была утверждена Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий (далее Концепция). В соответствии с Концепцией актуальной задачей педагогических коллективов является формирование социально-культурной среды образовательной организации, в которой четко обозначены цели развития российского общества, а также сформулированы задачи воспитания российской национально-гражданской идентичности, формирования деятельного патриотизма молодежи, обучающихся.

В Концепции отмечено, что Россия не может в полной мере стать правовым государством и играть ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий. В этом контексте особенно важно осознание трагического опыта России, пережитого страной и ее гражданами после октября 1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей.

Вследствие репрессий страна пережила масштабные социальные катаклизмы. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период Гражданской и Великой Отечественной войн, Россия пережила целый ряд иных трагедий, которые сопровождались политическими репрессиями.

При изучении и осмыслении феномена политических репрессий в СССР педагогам следует иметь в виду, что в 1953 году руководством СССР была начата реабилитация жертв политических репрессий. Реабилитация осуществлялась по заявлениям пострадавших от репрессий, а также их родственников.

В 1987 году процесс реабилитации был возобновлен. К этому времени в СССР оставались не реабилитированными еще миллионы жертв репрессий.

Поэтому в сентябре 1987 г. была учреждена Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в 30 - 40-е гг. и в начале 50-х годов. В июле 1988 г. было принято решение «О сооружении памятника жертвам беззаконий и репрессий».

В январе 1989 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов». Подлежали отмене внесудебные решения «троек» и «особых совещаний». Поддерживались инициативы по созданию памятников жертвам репрессий и содержанию в надлежащем порядке мест их захоронений.

В ноябре 1989 г. и марте 1991 г. были признаны незаконными и отменены репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, началась их массовая реабилитация. Был найден и предан гласности ряд мест массовых захоронений расстрелянных, среди них Куропаты, Левашово, Бутово, Коммунарка, Пивовариха. Появились первые книги памяти о погибших во время репрессий.

В августе 1990 г. Указом Президента СССР репрессии середины 1920 - 1950-х годов были признаны незаконными, а права всех жертв политических репрессий - подлежащими восстановлению. После событий августа 1991 г. Правительство Российской Федерации продолжило программу реабилитации, подкрепив ее законодательными актами. Принципиально новым стало признание факта политических репрессий в досталинское и послесталинское время.

Октября 1991 г.был принят и действует до настоящего времени Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Был установленДень памяти жертв политических репрессий - 30 октября.

В 1992 году были созданы комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и приняты нормативные правовые акты по указанным вопросам.

В Российской Федерации изданы сотни книг памяти с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам репрессий, опубликованы многие архивные материалы, созданы тематические музейные экспозиции.

В 1991 - 2014 годах были реабилитированы более трех с половиной миллионов человек.

Вместе с тем за прошедшее после 1953 г. время процесс реабилитации не был завершен. Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. Общенациональный памятник жертвам политических репрессий в России не установлен.

Нравственно недопустимыми являются попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории.

К Дню памяти жертв политических репрессий в общеобразовательных организациях рекомендуется провести специальные Уроки памяти, посвященные осмыслению трагических событий, связанных с политическими репрессиями в России в XX веке. В тоже время педагогам следует использовать потенциал не только урочной, но и внеурочной деятельности, работать не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты.

При подготовке каждой образовательной организации к проведению памятных мероприятий важно в соответствии с Концепцией государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий придерживаться следующих принципиальных позиций:

- признание преемственности исторического развития Российской Федерации;

- осознание трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 года, Гражданскую войну, массовые политические репрессии

- необходимость объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий;

- нравственное осуждение идеологии политического террора;

- признание базовых ценностей гражданского общества: социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность.

Необходимым условием реализации различных форм работы с учащимися в рамках Дня памяти жертв политических репрессий является глубокое понимание самих слов «репрессии», «политические репрессии», «жертва», «память». Более глубокое знакомство с этимологией, контекстом применения этих слов может заложить полноценный фундамент для дальнейшего взаимодействия с подростками, откровенного диалога на сложные темы истории страны и развития российского общества

На Уроках памяти рекомендуется раскрыть такие аспекты политических репрессий, как:

- послереволюционная эмиграция наиболее образованной части населения, многолетняя дискриминация тех представителей дореволюционной элиты, кто предпочел остаться в России;

- гонения на представителей религиозных конфессий;

- коллективизация, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди высланных и раскулаченных, а также разрушение индивидуального крестьянского хозяйства, которое было основой экономики страны на протяжении веков;

- связанный с насильственной коллективизацией голод, унесший жизни миллионов людей;

- кампания по борьбе с космополитизмом;

- дело Еврейского антифашистского комитета;

- дело врачей

- массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, подвергнуты депортации, лишены имущества.

В Историко-культурном стандарте подчеркнуто, что после отказа руководства нашей страны от нэпа в конце 1920-х гг. начался период «социалистического наступления». Вторая половина 1920-х и 1930-е гг. вошли в отечественную историю как период форсированной индустриализации, осуществленной чрезвычайными методами и во многом за счет разорения деревни. Цена индустриализации оказалась крайне высокой. По сравнению с периодом нэпа в начале 1930-х годов упал уровень жизни населения. Приоритет тяжелой промышленности привел к диспропорциям в народном хозяйстве. Трагедией для страны стала насильственная коллективизация, сопровождавшаяся жестокими репрессиями в отношении зажиточного крестьянства. Коллективизация и чрезмерные хлебозаготовки привели в 1932-1933 гг. к голоду и эпидемиям, которые по разным оценкам унесли из жизни от 3 до 7 млн. человек в целом по СССР. Советская модернизация затронула все стороны жизни - начиная с промышленности и сельского хозяйства и кончая образованием, наукой, социальной сферой, повседневной жизнью и бытом людей. Резко ускорились миграционные процессы. Росло городское население. Усилилось влияние городской культуры. Произошел слом традиционного уклада деревенской жизни.

Развитие СССР в конце 1920-х - 1930-е годы носило противоречивый характер. С одной стороны - ускоренная модернизация промышленности, культурная революция в городе и деревне, развитие образования и науки, небывалые прежде возможности профессионального и карьерного роста для широких слоев населения (социальные «лифты»), энтузиазм периода первых пятилеток. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, формально отменившая диктатуру пролетариата и провозгласившая равенство граждан перед законом. С другой стороны - свертывание реальной демократии, усиление идеологической цензуры, поиски «врагов народа» и массовые политические репрессии. Пик массовых репрессий пришелся на 1937-1938 гг.

В 1930-е годы в СССР был построен «сталинский социализм», характерными чертами которого стала гиперцентрализация управления, диктатура вождя, подмена партийными органами власти Советов, приоритет административных методов решения политических и экономических задач. Рядом с индустриальными гигантами первых пятилеток выстроились лагеря ГУЛАГа (Главное управление лагерей и мест заключения, Главное управление исправительно-трудовых лагерей), в которых использовался принудительный труд заключенных.

Ключевыми для понимания противоречивого характера советского общества в 1920 -30-е годы стали понятия «Великий перелом», индустриализация, коллективизация, культурная революция, сталинская диктатура, культ личности, ударники, стахановцы, «вредители», «враги народа», массовые репрессии, НКВД, ГУЛАГ.

Тема изучения политических репрессий важна не только как тема историческая. Учащиеся должны понимать, что «помнить» о политических репрессиях - это не формальность, а способ недопущения репрессий в будущем.

Поверхностное отношение к знакомству с темой политических репрессий или же формальный подход ко Дню памяти жертв политических репрессий может вызвать отторжение этой темы у учащихся. В этой очень деликатной работе нельзя допустить ошибок. При организации уроков, занятий, мероприятий на эту тему важно, чтобы все участники процесса понимали цели и задачи мероприятия.

Формы работы с учащимися в День памяти жертв политических репрессий могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были содержательными, проникновенными, неформальными. При планировании образовательной и воспитательной работы педагогам основной и старшей школы следует учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей и подростков[2].

Так, например, в основной школе эффективной формой работы могут стать традиционные уроки памяти и тематические экскурсии в краеведческие музеи, к памятным местам городов и поселков, связанным с историей политических репрессий в СССР. Особое место в организации воспитательной и учебной работы с учащимися 5-9-х классов необходимо отвести участию детей в общественных акциях возложения цветов к памятным знакам, посвященным жертвам политических репрессий.

В основной школе приоритетными направлениями могут стать поисково-информационные проекты «Карта памяти», сочинения по истории семьи в годы политических репрессий, эссе на темы гражданских прав и свобод.

Школьникам 8-9 классов рекомендуются исследовательские и социально-коммуникативные проекты, выполненные на основе анализа документальных источников, интервью, анкетирования, социологических опросов населения, а также дискуссионные и лекционные мероприятия, подготовленные на основе регионального культурно-исторического материала: «Память о жертвах политических репрессий в нашем крае», «Вспомним их поименно...» и т.п. Примером виртуального форума старшеклассников России может быть мемориальный проект выдающегося скульптора современности Эрнста Неизвестного (1925 - 2016 г.) «Треугольник страданий». Первый памятник «Маска скорби» был установлен в г. Магадане в 1996 г., а два других планировалось установить в Екатеринбурге и Воркуте. В старшей школе можно посвятить урок памяти поэтам и писателям, погибшим в годы репрессий (И. Бабель, О. Мандельштам, Б. Корнилов, Л. Квитко и др.), а также уделить внимание литературному наследию писателей, посвятивших теме политических репрессий свои известные произведения, представляющие собой важные уроки сложной истории нашей страны (А.И.Солженицын, В.Т.Шаламов).

В тоже время надо учесть, что педагогически неприемлемыми формами работы с учащимися в День памяти жертв политических репрессий являются игры, в разных их проявлениях. Желая применить интеллектуальные игры в работе по знакомству учащихся с судьбами выдающихся соотечественников, пострадавших от репрессий, педагоги должны помнить о корректности данной формы в конкретный день. Даже при условии грамотного формирования списка вопросов и их формулировок – важно понимать, что необходимо применять более глубокие и содержательные формы взаимодействия с учащимися. Поэтому игровые форматы категорически не подходят для этой даты.

Педагогически значимую роль при подготовке ко Дню памяти жертв политических репрессий могут играть музеи (школьные, региональные). Деятельность музея является одной из форм дополнительного образования, которая позволяет развивать познавательную активность, инициативу учащихся в процессе сбора, исследования, обработки информационных ресурсов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. В День памяти в этих музеях могут пройти мероприятия внеурочного характера: тематические экскурсии, выставки книг и фотографий, презентации художественных и документальных фильмов, встречи с людьми, жизнь и судьба которых в XX веке была искалечена репрессиями.

Важная роль в подготовке ко Дню памяти жертв политических репрессий отводится школьным библиотекам. Библиотеки должны систематически и целенаправленно работать по формированию патриотического сознания школьников. Задача библиотек не только сохранить, но и передать школьникам историческое и культурное наследие, научить дорожить им. В школьных библиотеках тоже могут пройти выставки книг, журнальных и газетных публикаций, посвящённых жертвам политических репрессий, демонстрации фотографий и фрагментов документальных фильмов с их последующим обсуждением, конкурсы «Человек в истории. Россия - XX век», «Новейшая история глазами детей» и др.

Приложение

Наши рекомендации