Хронология открытия первых учебных заведений для глухих и слепых детей
Год открытия | Школа для глухих детей | Школа для слепых детей |
Страна (город) | ||
Франция (Париж)* | ||
Саксония (Лейпциг) | ||
Австрия (Вена) | ||
Англия (Лондон)** | ||
Италия (Рим) | ||
Чехия (Прага) | Франция (Париж) | |
Пруссия(Берлин) | ||
Голландия (Роттердам) | ||
Англия (Ливерпуль) | ||
Бельгия (Тур)*** | Бельгия (Тур) | |
Дания (Шлезвиг-Гольштейн, Киль) | ||
Испания (Мадрид) | ||
Венгрия (Будапешт) | ||
Австрия (Вена) | ||
Россия (С.-Петербург) | Пруссия(Берлин) | |
Дания (Копенгаген) | Италия (Милан) Россия (С.-Петербург) Чехия (Прага) | |
Голландия (Амстердам) | ||
Швеция (Стокгольм) | Швеция (Стокгольм) Швейцария (Цюрих) | |
Год открытия | Школа для глухих детей | Школа для слепых детей |
Дания (Копенгаген) | ||
Польша (Варшава) | ||
Венгрия (Будапешт) | ||
Португалия (Лиссабон) | ||
Норвегия (Тронхейм) | ||
Словакия (Братислава)**** | ||
Словакия (Липтовский Ми-кул аш) | ||
Словения(Горице) | ||
Финляндия (Або-Турку) | ||
Сербия (Белград), Хорватия (Загреб) | ||
Словакия (Плешивец) |
* В 1760 г. Эпе начинает учить глухих, в 1770 г. организует частную школу, которая вскоре получает статус Королевского Парижского института глухих, а в 1789 г. — Национального института глухих.
** В 1760 г. Брейдвуд берется выучить глухого подростка, в 1766 г. открывает в собственном доме (Эдинбург) частный класс; перебравшись в Лондон, открывает частную школу (1783).
*** Школа в Туре (Бельгия) принимала как глухих, так и слепых детей.
**** В то время Словакия входила в состав Венгрии, школа, открытая в Братиславе (1825), в 1826 г. переведена в Будапешт.
Наиболее продуктивным оказался промежуток между Великой французской революцией и началом наполеоновских войн (1778-1808). Француз Эпе (Париж, 1760), англичанин Брейдвуд (Эдинбург, 1766) и немец Гейнике (Лейпциг, 1778) предложили отечеству и миру модельные учреждения, по образцу и подобию которых впоследствии начинают открываться новые учебные заведения. В разгар наполеоновских войн избежавшие их скандинавы также открывают школы для глухих. А вот Испания, родина Педро Понсе де Леона и сурдопедагогики, скромно расположилась в середине списка: два с половиной столетия понадобилось южанам-католикам, чтобы сделать шаг от индивидуального обучения глухих до открытия специальной школы. Поражение Наполеона приводит к переделу политической карты Европы, на этом этапе государственные школы Для глухих детей возникают в Польше, Финляндии, Словакии и Словении — странах, вошедших в состав империй-победительниц (России, Австро-Венгрии). Тогда же открывают специальные учреждения для глухих в зависимой от Швеции Норвегии и «южанке» Португалии. Распад Османской империи приводит к рождению на Балканах независимых государств, два из которых — Сербия и Хорватия — тотчас учреждают специальные школы.
Итак, за короткий по историческим меркам срок — сто с небольшим лет — европейцы создали на континенте сеть частных и государственных учебных заведений для глухих. Правда, одни страны ограничились созданием одной-двух, как правило, столичных школ, другие — охватили специальным обучением достаточно большое число детей. Статистические данные, представленные в таблице 8, отражают объективную картину охвата глухих детей школьным обучением к третьей четверти XIX в.
Очевиден приоритет стран Центральной и Северной Европы. К концу XIX в. налаживается выявление и учет детей с сенсорными нарушениями, подавляющая часть выявленных детей затем попадает в специальные школы. Введение в экономически развитых странах обязательного обучения глухих привело к тому, что в начале XX столетия Германия, Швеция, Дания, Норвегия, Голландия, Австрия, Швейцария достигли очень высокого уровня охвата (до 80% и более) нуждающихся. На рубеже столетий появляются специальные школы на Балканах.
Еще раз обратимся к таблице 7 и проследим, как распространялась по континенту французская модель обучения слепых, предложенная Валентином Гаюи. В 1789 г. частное учебное заведение Гаюи обретает статус государственного института, и достаточно быстро европейцы, традиционно копирующие парижские моды, будь то одежда, манеры или философские идеи, пытаются воспроизвести нечто подобное в столицах своих стран. Всего за 17 лет (с 1793 по 1811 г.) модель Гаюи тиражируется в десяти странах: Бельгии, Австрии, Пруссии, Италии, России, Чехии, Голландии, Швеции, Швейцарии, Дании. Одни страны приглашают пионера тифлопедагогики к себе, другие — создают национальные институты, копируя парижский, третьи — спорят, отвергают и критикуют идеи Гаюи, создавая оригинальные модели обучения незрячих, которые, правда, не родились бы без французской и вне полемики с ее автором. Подвижника забудут, но начатое им дело уже не остановится, к концу XIX столетия все европейские страны организуют школы для слепых детей.
Забота о детях с интеллектуальными нарушениями начиналась с организации им помощи, школьное обучение умственно отсталых становится актуальным после введения всеобуча. Хронология возникновения в европейских государствах первых лечебно-педагогических учреждений для слабоумных детей и первых вспомогательных классов и школ представлена
Таблица8 Охват глухих детей школьным обучением (1878—1881 гг.)*
№ п/п | Страна | Число учебных заведений (учеников в них) | Процент глухих детей, получающих школьное обучение (от числа выявленных) |
Германия | 90 (5608) | 81% | |
Франция** | 60 (2957) | 59% | |
Англия и Ирландия | 34 (2421) | 57% | |
Италия | 35(1491) | 10% | |
Австро-Венгрия | 17(1092) | 12%*** | |
Швейцария | 11 (380) | 80% | |
Россия, в том числе: Польша Финляндия | 11 1 3 | — | |
Бельгия**** | 10(860) | 83% | |
Испания | 7(222) | 17% | |
Швеция | 17(650) | Более 80% | |
Норвегия | 5(283) | Более 80% | |
Дания | 4(326) | 93% | |
Нидерланды | 4(465) | 98% | |
Люксембург | 1 (27) | 100% | |
Сербия | 1 (20) | 9% | |
Португалия | 1 (8) | 3%о | |
Греция | - | - | |
Румыния | - | - | |
Черногория | - | - |
* Schwabach, 1883 [37].
** Во Франции глухие и слепые обучались совместно, таким образом, реальный процент должен быть несколько ниже.
*** По Австрии этот процент был значительно выше, достигал 80%. **** В Бельгии глухие и слепые обучались совместно, таким образом, реальный процент должен быть несколько ниже.
в таблице 9. Даже беглого знакомства с таблицей достаточно, чтобы оценить влияние официальной религии и культурных традиций страны на организацию школьного обучения умственно отсталых детей.
Таблица 9
Хронология открытия первых учреждений для умственно отсталых детей
Год основания | Страна, учреждение, организатор {больницы и приюты) | Страна (вспомогательный класс, школа) | |
Франция (отделение психиатрической больницы Сальпетриер, Пинель) | |||
Англия (убежище для умалишенных и слабоумных, Тьюк) | |||
Пруссия («добавочный» класс для малоуспевающих, Вайзе) | |||
Франция (отделения для идиотов психиатрической больницы Бисетр; Феррю, Лере) | |||
Франция (Ортофренический институт, Вуазен) | |||
Бавария (приют для слабоумных, пастор Хальденванг) | |||
Франция (частная школа для идиотов, Се ген) Швейцария (приют для эпилептиков и идиотов, Гугеннбюль) | |||
Англия (приют для слабоумных, мисс Уайт) | |||
Бельгия (отделение психиатрической больницы, Гис-лен) Пруссия (приют для слабоумных, пастор Пробст) | |||
Дания | |||
Россия (Лифляндия, Рига) (лечебно-педагогическое заведение для слабоумных и эпилептиков, Пляц) | |||
Гамбург (приют для слабоумных, пастор Зенгельманн) | Саксония («добавочные классы, Гаупт) | ||
Швеция | |||
Год основания | Страна, учреждение, организатор (больницы и приюты) | Страна (вспомогательный класс, школа) | |
Чехия (приют для глубоко умственно отсталых, Амерлинг) | |||
Россия (евангелический приют для одержимых падучей болезнью и слабоумных детей, пастор Ферман) | Пруссия (вспомогат. школа) | ||
Россия (врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых, Маляревский) | Норвегия | ||
Австро-Венгрия (вспомогат. классы) | |||
Швейцария (немецкоязычные кантоны) (вспомогат. классы) | |||
Франция (убежище для слабоумных, Бурневиль) | |||
Англия | |||
Австро-Венгрия (вспомогат. школы) | |||
Чехия Нидерланды (дополнит, классы) | |||
Бельгия (вспомогат. школы) | |||
Россия (приют для слабоумных и эпилептиков, Грачева) | |||
Италия (полуинтернат для умственно отсталых детей, Санте де Санктис, Рим) | |||
Дания (вспомогат. классы) | |||
Швеция | |||
Италия (вспомогат. класс, Милан) | |||
Россия (СПб., Москва) (вспомогат. классы) | |||
Словакия | |||
Успех строительства системы специального образования, как мы могли видеть на примере многих стран, зависит от соответствующих законодательных инициатив государства: чем раньше принимается закон о специальном обучении, тем больше вероятность того, что доступ к нему получит большинство в том нуждающихся. Отсутствие названного закона сделает любые инициативы в сфере образования детей-инвалидов локальными и краткосрочными, а конституционное право этих детей на образование — красивым лозунгом, не подкрепленным государственными гарантиями.
Таблица 10