Трансформируемость пространства.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность матриалов.
Полифункциональность материалов предполагает:
· возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
· наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды.
Вариативность среды предполагает:
· наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
· периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды.
Доступность среды предполагает:
· доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
· свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
· исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
8.7. Мониторинг качества образовательной услуги дошкольного образования
Общие положения
Мониторинг качества образовательной услуги дошкольного образования может основываться на анализе выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к обеспечению условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
В соответствующем разделе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перечислены следующие требования к условиям реализации ОП:
· Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
· Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
· Требования к кадровым условиям реализации Программы.
· Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
· Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
8.7.2. Качество образовательной услуги
Качественная образовательная услуга дошкольного образования позволяет обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Эффективная образовательная среда дошкольного образования:
1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4. создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. обеспечивает открытость дошкольного образования;
6. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
8.7.3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к результатам освоения ОП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.Целевые ориентиры дошкольного образования – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Переход от требований конкретных образовательных результатов к целевым ориентирам обусловлен спецификой дошкольного детства – гибкостью, пластичностью развития ребенка, высоким разбросом вариантов его развития, его непосредственностью и непроизвольностью, отсутствием возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры могут быть использованы для:
· построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
· решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями;
· изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
· информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
· аттестацию педагогических кадров;
· оценку качества образования;
· оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
· оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
· распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
8.7.4. Целевые ориентиры дошкольного образования
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
8.7.4.1. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
8.7.4.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
8.8. Механизмы создания условий для развития сети негосударственных организаций дошкольного образования
Для увеличения конкурентоспособности негосударственного сектора
в предоставлении услуги дошкольного образования и создания равных условий на рынке выделяются 5 линий поддержки негосударственного сектора.
8.8.1. Разработка муниципальных нормативов финансовой, имущественной поддержки и налоговое стимулирование развития НОДО:
· проработка на уровне структурных подразделений администрации города Перми вопроса по льготному налогообложению на муниципальном уровне;
· проработка на уровне структурных подразделений администрации города Перми, Правительства Пермского края вопроса о выходе законодательной инициативы по предоставлению налоговых льгот, установленных на региональном и федеральном уровнях для немуниципальных поставщиков услуг дошкольного образования;
· анализ существующей практики кредитования ИП, НОДО, предоставляющих услуги дошкольного образования. Организация круглого стола с кредитными организациями по обсуждению возможных вариантов кредитования, условий муниципальных гарантий;
· рассмотрение возможности финансового обеспечения субсидий на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных мест для детей дошкольного возраста, из средств бюджета города Перми;
· приобретение имущественных комплексов дошкольных учреждений, находящихся в собственности физического или юридического лица;
· разработка муниципальных механизмов субсидирования арендной платы за имущество и землю;
· разработка модели заключения договоров аренды на муниципальное имущество и концессионных соглашений при «разделении» поставщика услуги дошкольного образования и инвестора (концессионера, арендатора).
8.8.2. Инициирование изменений и разработка предложений по изменению в нормативную правовую базу, регулирующую сферу дошкольного детства, регионального и федерального уровня:
· разработка предложений по внесению изменений в государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы по организации работы дошкольных организаций;
· направление предложений в адрес Министерства образования Российской Федерации о рассмотрении возможности внесения изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения равных условий финансового обеспечения муниципальных
и немуниципальных учреждений (финансовое обеспечение расходов на присмотр и уход);
· инициирование предложений в Министерство образования Пермского края, Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края по созданию краевых грантов на развитие НОДО;
· формирование муниципального перечня социально ориентированных некоммерческих организаций.
8.8.3. Разработка благоприятных условий для инвестиций различных форм собственности в развитие дошкольного образования и досуга, в частности в НОДО:
· создание Межведомственного координационного совета по развитию НОДО в городе Перми. Состав формируется из представителей органов местного самоуправления, системы образования, инвесторов, предпринимательского
и экспертного сообщества;
· разработка целевой программы содействия привлечению инвестиций в сферу дошкольного образования.
8.8.4. Разработка муниципальных механизмов кадрового, методического, научного, юридического и информационного сопровождения деятельности НОДО:
· создание консультационного пункта для немуниципальных поставщиков услуг дошкольного образования;
· заключение соглашений с немуниципальными поставщиками услуг дошкольного образования об оказании консультационных, информационных и методических форм поддержки;
· создание модуля на Едином портале Пермского образования, освещающего работу ассоциации частных детских садов города Перми.
8.8.5. Разработка форм общественно-государственного контроля качества образовательной услуги и использования предоставляемых льгот
Мониторинг качества образовательной услуги дошкольного образования может основываться на анализе выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к обеспечению условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (государственный компонент) и требований, прежде всего, родительской общественности, зафиксированных в общественных и экономических договорах (общественный компонент).
Результаты общественно-государственного контроля можно использовать в различных ситуациях:
· при разработке муниципальной образовательной политики с учетом целей дошкольного образования и специфики негосударственного сектора;
· при разработке основных образовательных программ НОДО, в анализе профессиональной деятельности работников НОДО и организации взаимодействия с семьями;
· для полного информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования конкретного НОДО и всего негосударственного сектора в городе Перми.
Для осуществления вышеперечисленных позиций необходимо инициирование разработки общественными организациями блока мониторинга в типовых общественных договорах.
9. План реализации муниципальной модели дошкольного образования в 2013-2014 учебном году
1 этап. Создание муниципальной модели дошкольного образования города Перми /сентябрь – декабрь 2013/
1. Написание текста документа концепции.
2. Обсуждение текста документа концепции.
3. Корректировка текста документа концепции.
2 этап. Первичное ознакомление /январь 2014/
Знакомство административных команд всех дошкольных образовательных учреждений города Перми с концепцией муниципальной модели дошкольного образования.
В ходе первичного ознакомления необходимо:
1. Представить муниципальный контекст развития образования города Перми «Стратегия 2030».
2. Представить основные смысловые линии, скрепляющие ФГТ и ФГОС ДО.
3. Представить основные концептуальные положения муниципальной модели дошкольного образования и ее ключевые элементы.
4. Представить муниципальный план апробации модели дошкольного образования города Перми.
3 этап. Содержательное обсуждение модели /февраль 2014/
Во втором этапе участвуют те дошкольные учреждения и организации, которые хотят принять участие в содержательном обсуждении муниципальной всей модели дошкольного образования и отдельных ее элементов.
4 этап. Проработка элементов /февраль-апрель 2014/
В третьем этапе принимают участие те дошкольные учреждения и организации, которые хотят проработать 2 обязательных элемента и 1 факультативный по выбору. Обязательным элементом всех участников апробации являются:
1. Институциональная система краткосрочных практик;
2. Механизмы образовательного выбора семьи.
5 этап. Формирование первого эшелона апробации муниципальной модели /апрель-май 2014/
1. Подача заинтересованными дошкольными учреждениями и организациями заявок на участие в апробации муниципальной модели дошкольного образования.
2. Экспертиза заявок.
3. Формирование первого эшелона апробации муниципальной модели дошкольного образования.