Игра – основной вид деятельности ребенка

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения и развития познавательных способностей и нравственных качеств, сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Задача взрослого – вызвать у детей интерес к игре, побудить их к активным действиям, без которых игра невозможна, быть образцом выполнения игровых действий, руководителем игры, организовывать игровое пространство, знакомить с игровым материалом, следить за выполнением правил.

В любой игре содержится два типа правил: правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.).

Образовательное пространство детского сада необходимо наполнить системой разнообразных игр, позволяющих ребенку максимально продвинуться в своем развитии, принять принципы существования в рамках правил, проиграть множество интересных ему ролей, освоить отношения сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Ниже представлены основные подходы к классификации игр.

А. В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

· игры творческие и их разновидности: игры - драматизации и строительные игры;

· подвижные игры;

· дидактические игры.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают следующий подход к классификации игр:

· игры с правилами,

· подвижные игры,

· сюжетные игры,

· ролевые,

· режиссерские,

· игра – драматизация.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. Игры с правилами разделяют на:

· строительные, конструкторские, трудовые игры;

· дидактические, познавательные, интеллектуальные игры;

· игры под музыку, ритмические, хороводные;

· игры - упражнения, игры - занятия, тренировочные;

· игры - шутки, игры - забавы;

· подвижные и спортивные игры.

Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает их развитие, приобретение новых умений, принятие определенных нравственных правил.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры–драматизации –разыгрывание сказок и рассказов, строительные).

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях совместной деятельности со взрослыми, что позволяет возбуждать детскую инициативу и активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

· по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические),

· по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические),

· по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации)

· по предметной области (математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие),

· по игровой среде (без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, по местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения).

Таким образом, разные подходы к классификации игр позволяют сформировать их общий перечень:

· игра-развлечение – игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель– развлечь, развеселить участников;

· игра-упражнение – отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз подряд;

· традиционная игра– та, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация;

· процессуально-подражательная игра – воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент;

· сюжетная игра – есть игровые действия и воображаемая ситуация в зачаточной форме;

· сюжетно-ролевая игра – деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности;

· творческие игры– игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего;

· театрализованные игры– разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов;

· строительно-конструктивные игры.

Основная задача разработки данного подэлемента модели – сформировать новые подходы к игре как к ведущей деятельности в дошкольном возрасте в соответствии с современными реалиями, интересами и возможностями всех участников образовательных отношений.

Наши рекомендации