Родители – активные участники педагогического процесса
В г. Перми в основном представлена часто встречающаяся позиция недоверия к родителям ребенка. Родитель, в лучшем случае, рассматривается как исполнитель воли и распоряжений педагога, в худшем – как педагогическая помеха и несостоятельная личность. Очевидно, что при таком отношении родители вряд будут проявлять конструктивную активность. Скорее, их инициатива может быть направлена на борьбу с ОУ или системой.
Партнерство возникает тогда, когда учитываются интересы всех субъектов деятельности и прежде всего родителей. Эти интересы должны быть отражены в каком-то рабочем документе деятельности. План работы пишет воспитатель, хотя уже сейчас на 20% содержания игровых занятий в педагогическом процессе можно привлекать родителей и как заказчиков, и как разработчиков.
Предъявленная позиция является имитационной и тем самым тормозит включение родителей в активное взаимодействие с ДОУ. Это говорит об особой значимости данного параметра в муниципальном мониторинге и о необходимости особых методов объективации процесса и результатов сотрудничества с родителями. Сейчас это делается в основном путем предъявления фото- и видеоматериалов совместных мероприятий. В качестве возможного варианта можно рассмотреть мониторинг активности родительских групп ДОУ в социальных сетях.
Узкий спектр образовательных услуг для детей дошкольного возраста на территории г. Перми не удовлетворяет запросам современных семей.
В настоящий момент адекватнее пользоваться не термином «запрос», а понятием «образовательный заказ». Т.к. в современных условиях основной заказчик – государство – перестал и де факто, и де юре быть в этой области монополистом, иные субъекты, в частности, родители, только начинают учиться формулировать свой заказ образованию.
У современных образовательных учреждений России любого типа стоит задача не сбора, а актуализации образовательных заказов. Далее этот заказ необходимо согласовать с образовательными возможностями учреждения, и в случае невозможности переадресовать в муниципальную образовательную сеть. Существенной помехой такому корпоративному мышлению является устоявшийся взгляд заведующих на ДОУ как на собственное «поместье», а не на элемент системы.
Возможными показателями эффективности по данному критерию могут быть семьи, чей образовательный заказ:
· был сформулирован,
· начал реализовываться,
· был реализован.
В Законе 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013 [Глава IV] [Статья 44] пункты 1 и 6 закрепляют права и обязанности родителей (законных представителей) в отношении развития ребенка:
· Пункт 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
· Пункт 6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации
Механизмом, меняющим отношение родителей к дошкольному образованию детей, может стать договор между родителями (законными представителями) и организацией дошкольного образования. В таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть прописаны как права родителей (законных представителей), так и их обязанности в отношении развития ребенка и вовлеченности в деятельность дошкольной образовательной организации.
Социальные партнеры
Социальные партнеры – физические лица и различные организации, выразившие согласие сотрудничать с образовательной организацией в различных вопросах: образования, финансов, культуры.
Социальные партнеры привлекаются в случае недостаточности ресурсов (профессиональных, информационных, финансовых) для реализации образовательных целей. Чтобы найти партнера, необходимо понять его образовательные интересы, партнерство возникает на пересечении образовательных интересов и целей.
Очевидно, что при имеющемся состоянии проектной культуры и опыта социального взаимодействия большинство ДОУ не способны выступать адекватными партнерами, и образовательные цели им будут навязаны извне более агрессивными партнерами.
Социализация
Все федеральные программы ДО с 2002 года содержат социально-личностное направление развития ребенка, предназначенное для успешной социализации детей дошкольного возраста.
В Пермском крае разработана авторская парциальная программа социального развития д.п.н., профессора Коломийченко Л.В., которая в течение 10 лет реализуется многими ДОУ г. Перми и Пермского края. В данной программе основная цель социального воспитания детей дошкольного возраста представлена как формирование базиса личностной культуры, закладывающего основу позитивно направленных отношений с субъектами социального мира. Содержание социального воспитания отражает элементы разных видов социальной культуры, доступных восприятию детей дошкольного возраста в соответствии с социокультурными идентификационными основаниями.
4.9. Результаты образовательной деятельности
Сохраняется ориентация большей части коллективов как муниципальных, так и частных ДОУ на образовательный процесс, а не на достижение конкретного образовательного результата, проявляющегося в продуктивной деятельности ребенка.
При наличии муниципального контроля условий реализации основной программы отсутствует системный мониторинг образовательной деятельности ДОУ.
В системе практически нет содержательной горизонтальной коммуникации. Как следствие, отсутствуют горизонтальные образовательные проекты и взаимодействия, нет муниципального взгляда на систему дошкольного образования.
В системе дошкольного образования есть понимание необходимости проектно-образовательных разработок. Но самостоятельно учреждения не способны организовать данную деятельность. Организовывать проектные работы в масштабе одного учреждения представляется малоэффективным.
Проектные разработки в дошкольном образовании города должны носить муниципальный масштаб.
5. Истоки и основания выделения принципов, подходов и целевых ориентиров к построению муниципальной модели дошкольного образования города Перми
5.1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Основные принципы, на которые опирается муниципальная модель дошкольного образования города Перми, заложены в целях и задачах Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
5.2. Дошкольное образование в Стратегии развития системы образования города Перми до 2030 года
Основные подходы к построению муниципальной модели дошкольного образования обозначены в Стратегии развития системы образования города Перми до 2030 года.
Муниципальная модель дошкольного образования нацелена на обеспечение доступности дошкольного образования и удовлетворения потребностей различных слоев и групп населения в образовательных услугах для детей от 0 до 7-ми лет. В модели прописаны особенности организации дошкольного образования для трех возрастных групп: младенческий возраст (2 месяца - 1 год), ранний возраст (1 год - 3 года), дошкольный возраст (3 года - 8 лет). Образование для каждой из этих групп выражено в разных формах и с различным наполнением.
Особое внимание уделяется расширению спектра услуг для детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, потребностей семьи и общества в целом, что позволит обеспечить широкое поле выбора возможностей в детских организациях и учреждениях, независимо от их формы собственности.
Особое внимание уделено содержанию и педагогическим технологиям дошкольного образования, что связано с необходимостью кардинального обновления образовательных программ учреждений дошкольного образования.
Учитывая тот факт, что в условиях подушевого финансирования и перехода в автономных режим функционирования образовательному учреждению предоставляется большая самостоятельность, главным механизмом повышения качества дошкольного образования будет конкуренция как между муниципальными и немуниципальными поставщиками услуг дошкольного образования, так и внутри муниципальной сети.
В этой связи в сфере дошкольного образования необходимы:
· разработка и внедрение услуг психолого-педагогической направленности детям от 0 до 3 лет (с максимальным охватом всего населении, а не только контингента детского сада);
· расширение спектра образовательных услуг детям от 1,5 до 3 лет;
· значительное увеличение числа краткосрочных курсов для определения сферы интересов детей;
· частое обновление содержания курсов в зависимости от изменения развивающей среды;
· использование информационных технологий в игровой форме: компьютеры, планшетные устройства, smart-доски;
· увеличение числа курсов по развитию навыков конструирования и моделирования;
· разработка и внедрение курсов с использованием современных игрушек и игр.
5.3. Целевые ориентиры построения муниципальной модели дошкольного образования города Перми
1. Целевые ориентиры дошкольного образования г. Перми являются результатом соглашения (общественного договора) между муниципалитетом, семьей и работниками сферы образования.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основным документом, регламентирующим деятельность дошкольных образовательных организаций в рамках муниципальной модели дошкольного образования города Перми.
3. Муниципальная модель дошкольного образования направлена на обеспечение большой вариативности форм дошкольного образования и расширение спектра образовательных услуг.
4. Муниципальная модель дошкольного образования направлена на поддержание разнообразия детства, а не на его унификацию. Важнейшим основанием в дошкольном образовании, прежде всего, выступают интересы и возможности самого дошкольника и его семьи.
5. В муниципальной модели дошкольного образования заложены эффективные механизмы обновления содержания дошкольного образования через новые подходы к его выстраиванию и реализацию современных востребованных педагогических технологий.
6. Муниципальная модель дошкольного образования является ресурсной средой для наращивания профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования и их максимальной профессиональной самореализации.
7. Главным механизмом повышения качества дошкольного образования будет конкуренция как между муниципальными и немуниципальными поставщиками услуг дошкольного образования, так и внутри муниципальной сети.
8. Муниципальная модель дошкольного образования направлена на обеспечение общедоступности дошкольного образования.
6. Цели и задачи муниципальной модели дошкольного образования города Перми
6.1. Цель муниципальной модели дошкольного образования города Перми
Долгосрочная цель построения муниципальной модели дошкольного образования города Перми – сеть эффективных дошкольных образовательных организаций, оказывающая большой спектр качественных образовательных услуг, обеспечивающая доступность, реальный выбор объема, качества услуг, построение индивидуальных образовательных траекторий в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и удовлетворение потребностей различных слоев и групп населения в образовательных услугах для детей от 0 до 7-ми лет.
6.2. Задачи построения муниципальной модели дошкольного образования города Перми
1. Индивидуализировать образовательный процесс дошкольного образования за счет формирования избыточного спектра образовательных услуг для всех участников образовательных отношений.
2. Разработать природосообразные формы и методы образовательной деятельности с воспитанниками дошкольных образовательных организаций.
3. Разработать механизмы эффективного использования технологий практико-ориентированной деятельности воспитанников дошкольных образовательных организаций.
4. Разработать элементы, связанные с формированием информационных умений воспитанников дошкольных образовательных организаций.
5. Разработать элементы, связанные с формированием технических умений воспитанников дошкольных образовательных организаций.
6. Увеличить масштаб применения игровых технологий в образовательном процессе.
7. Разработать институциональные и муниципальные механизмы, дающие возможность семье создавать и реализовывать собственные образовательные траектории в рамках муниципальной системы дошкольного образования.
8. Сформировать педагогические способы сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий всех участников образовательных отношений дошкольного образования.
9. Разработать механизмы сопровождения наращивания педагогами дошкольного образования различных современных педагогических профессиональных компетенций.
10. Разработать механизмы создания содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды.
11. Разработать механизмы оценки качества образовательной услуги, предоставляемой населению дошкольными образовательными организациями.
12. Разработать эффективные механизмы создания условий для развития сети негосударственных организаций дошкольного образования.
7. Муниципальная модель дошкольного образования города Перми
Общие положения
1. Муниципальная модель дошкольного образования разработана на основании:
· Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013);
· Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
· Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года.
2. Модель учитывает социокультурные особенности и особенности предоставления услуг дошкольного образования в городе Перми.
3. Модель опирается на опыт образовательных учреждений города Перми в предоставлении услуг дошкольного образования.
4. Модель направлена:
· на индивидуализацию дошкольного образования;
· на создание принципиальных возможностей для конструирования индивидуального образовательного пространства отдельной организации дошкольного образования;
· на использование природосообразных форм и методов образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ;
· на разработку практико-ориентированной деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации;
· на разработку элементов, связанных с формированием информационных умений воспитанников дошкольных образовательных организаций;
· на разработку элементов, связанных с формированием технических умений воспитанников дошкольных образовательных организаций
· на увеличение масштаба применения игровых технологий в образовательном процессе;
· на возможность семьи создавать и реализовывать собственные образовательные траектории в рамках муниципальной системы дошкольного образования;
· на формирование педагогических способов сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников в рамках конкретной дошкольной образовательной организации;
· на разработку механизмов сопровождения наращивания педагогами дошкольного образования различных современных педагогических профессиональных компетенций;
· на разработку механизмов создания содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды;
· на разработку механизмов оценки качества образовательной услуги, предоставляемой населению дошкольными образовательными организациями;
· на создание условий для развития сети негосударственных организаций дошкольного образования.
7.2. Распределения общего объема ОП для реализации ФГОС, обеспечения муниципальной специфики дошкольного образования и поддержки институциональной модели организации дошкольного образования
Для выделения места в ОП для реализации ключевых элементов муниципальной модели дошкольного образования города Перми необходимо сослаться на пункты 2.9. и 2.10. Федерального государственного образовательного стандарта. В обозначенных пунктах говорится о том, что основная образовательная программа дошкольного образования (ОП, далее - Программа) состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Муниципальная модель дошкольного образования предполагает следующую структуру ОП в г. Перми.
Обязательная часть Программы составляет 60% от ее общего объема и направлена на комплексное обеспечение развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,составляет 40% от ее общего объема и в свою очередь делится на 2 части.
Не менее 20% от общего объема программы направлены на обеспечение муниципальной специфики дошкольного образования города Перми.
Не более 20% от общего объема программы направлены на обеспечение уникальности, бренда конкретной организации дошкольного образования.
7.3. Ключевые элементы муниципальной модели дошкольного образования города Перми
1. |
Обновление содержания дошкольного образования в обязательной части ОП |
2ю |
Конструирование институциональной системы краткосрочных образовательных практик по выбору |
4. |
Система современных форм выстраивания партнерских отношений с родителями как с активными участниками образовательных отношений |
5. |
Технологии индивидуализации образовательных траекторий детей, родителей, семей, педагогов |
3. |
Система деятельности, позволяющая ребенку осваивать реальную и виртуальную среду, через игру, моделирование и конструирование, использование современных информационных технологий и ресурсов |
6. |
Конструирование содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды |
8. |
Механизмы создания условий для развития сети негосударственных организаций дошкольного образования |
7. |
Мониторинг качества образовательной услуги дошкольного образования |
7.3.1. Обновление содержания дошкольного образования в обязательной части ОП.
7.3.2. Конструирование институциональной системы краткосрочных образовательных практики по выбору в части ОП, формируемой участниками образовательных отношений.