Понятия «профессия», «специальность», «квалификация», классификация профессий
ЛЕКЦИЯ 2. Социальный педагог – профессия педагогическая
Вопросы:
1. Понятия «профессия», «специальность», «квалификация», классификация профессий
2. Функции социального педагога
3. Профессиональные роли социального педагога
4. Основные принципы работы социального педагога
Классификация профессий
Известно, что классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, деление их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация позволяет систематизировать и огром-ный поток существующих профессий.
В психолого-педагогической науке наибольшее распространение получила классификация профессий, разработанная психологом Е.А. Климовым. Взяв за основу критерий «объект труда», он выделил несколько тезисных объектов профессиональной деятельности человека, таких как природа, техника, человек и т.д. В соответствии с этим выделяются и профессиональные сферы деятельности. Скажем, профессиональная сфера «человек-при-рода» включает в себя такие профессии как агроном, лесовод, пчеловод, животновод и т.д. Профессиональная сфера «человек- техника» объединяет технические профессии по обработке метал-ла, дерева, механической сборке и наладке машин, сооружению зданий, транспортным перевозкам и многие другие.
Особенно важное значение для социальной педагогики имеют профессии типа «человек-человек», которые связаны с образованием, развитием, формированием личности. Сюда относятся профессии учителя, воспитателя, психолога и т.д. Поэтому главное содержание труда здесь предполагает взаимодействие между людьми. Психологи выделяют такие необходимые для работы с людьми качества, как устойчивое, хорошее настроение; умение находить общий язык с различными людьми; терпение; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; быстро понимать намерения, помыслы других и принимать адекватные решения; способность мысленно ставить себя на место другого человека.
Назначение специалиста
Сфера деятельности социального педагога - человек, его интересы и права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в различных социокультурных средах. Он участвует в решении конкретных жизненных проблем отдельного человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии личности, стимулировании людей на развитие их собственных сил и резервов; организует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении при-чин, негативно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка.
Социальный педагог участвует в диагностировании и разрешении конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий. Он выявляет запросы и потребности ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным уча-щимся, привлекая для этих целей специалистов.
По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений меж-ду людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.
ЛЕКЦИЯ 2. Социальный педагог – профессия педагогическая
Вопросы:
1. Понятия «профессия», «специальность», «квалификация», классификация профессий
2. Функции социального педагога
3. Профессиональные роли социального педагога
4. Основные принципы работы социального педагога
Понятия «профессия», «специальность», «квалификация», классификация профессий
Профессия (от лат. рго/ешо) - вид трудовой деятельности, которая требует специальных теоретических знаний и практических навыков.
Профессиональная трудовая деятельность - источник существования человека. Поэтому государство гарантирует конституционное право россиян на труд и социальную защиту от безработицы. В соответствии с действующим законодательством государство гарантирует также свободу выбора рода деятельности; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве. Например, безработным гарантируется бесплатное получение услуг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и т.д. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения.
Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру, цели и представления о качественном результате; она включает в себя предмет труда, который фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т.п.; систему средств труда; систему профессиональных служебных обязанностей; систему прав; производственную среду; предметные и социальные условия труда.
Содержание работ, выполняемых в рамках той или иной профессии, является основой для ее официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а также для определения профессионального профиля работника, включающего комплекс специфических знаний и навыков, а также требований к его квалификации.
В России официально признанные профессии зафиксированы в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой профессии.
Важно отметить, что профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации осуществляются в учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях.
Профессиональное обучение призвано решать следующие задачи: предоставлять гражданам широкий спектр услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения; формировать социальный заказ на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей и т.д. Для безработных предусматривается выплата стипендий на период обучения.
По завершении профессионального обучения выдается документ об образовании с указанием присваиваемой профессии. Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. документ об образовании дает право на работу в соответствии с профилем и уровнем полученного образования.
Основой при организации системы профессионального образования является номенклатура профессий и специальностей.
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по конкретной профессии, специальности определяется государственными образовательными стандартами.
В целом система профессионального образования формирует рынок труда, непосредственно воздействует на хозяйственные процессы, состояние культуры и науки в стране.
Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его подготовки определяется на основании документов об образовании; документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; записей в трудовой книжке.
Наряду с понятием «профессия» используется термин специальность. Специальность определяет более узкий круг работ в рамках данной профессии и рассматривается как конкретная область трудовой деятельности. Кроме того, специальность может иметь определенные специализации - разделение труда по специальным видам, формам. Под специализацией, таким образом, понимают приобретение специальных знаний в определенной области. Так, например, базовая профессия «токарь» подразделяется на такие виды: токарь-карусельщик, токарь-револьверщик, токарь широкой специализации и т.д.
Наряду с понятием специальность в соответствии с выполняемой работой имеется понятие специальность по образованию. В этом случае она характеризует направление подготовки и включает совокупность умений и навыков, необходимых для решения конкретных профессиональных задач.
Существует официально утвержденный перечень специальностей по высшему и среднему профессиональному образованию. Например, базовая профессия «учитель» подразделяется по специальности и направлению на историю, химию, физику, технологию, математику и т.д. С целью регламентации специальностей по образованию в России разработан и действует «Общероссийский классификатор специальностей по образованию». Существует также перечень специальностей и для подготовки научных и научно-педагогических кадров. Группы специальностей в этом перечне соответствуют сферам знаний (наук). Так, «педагогика» имеет классификационный номер 13.00.00,а специальности соответственно: «Общая педагогика, история педагогики и образования» - 13.00.01;«Теория и методика обучения и воспитания» - 13.00.02и т.д.
Близким по значению к понятиям «профессия» и «специальность» является понятие квалификация, которая определяется объемом теоретических знаний и практических навыков.
Квалификацию служащих характеризует прежде всего уровень полученного специального образования. Так, выпускнику вуза, получившему базовую профессию «учитель по специальности и направлению “история”», присваивается квалификация «учитель истории». В специальности «Социальная работа» существует вузовская квалификация «специалист по социальной работе». Специализациями к ней являются: социально-правовая защита населения; социальная работа с семьей, детьми и молодежью и т.д.
Уровень квалификационных требований к специалистам отражен в квалификационных характеристиках. В целях создания условий для профессионального совершенствования существует система повышения квалификации специалистов.
Классификация профессий
Известно, что классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, деление их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация позволяет систематизировать и огром-ный поток существующих профессий.
В психолого-педагогической науке наибольшее распространение получила классификация профессий, разработанная психологом Е.А. Климовым. Взяв за основу критерий «объект труда», он выделил несколько тезисных объектов профессиональной деятельности человека, таких как природа, техника, человек и т.д. В соответствии с этим выделяются и профессиональные сферы деятельности. Скажем, профессиональная сфера «человек-при-рода» включает в себя такие профессии как агроном, лесовод, пчеловод, животновод и т.д. Профессиональная сфера «человек- техника» объединяет технические профессии по обработке метал-ла, дерева, механической сборке и наладке машин, сооружению зданий, транспортным перевозкам и многие другие.
Особенно важное значение для социальной педагогики имеют профессии типа «человек-человек», которые связаны с образованием, развитием, формированием личности. Сюда относятся профессии учителя, воспитателя, психолога и т.д. Поэтому главное содержание труда здесь предполагает взаимодействие между людьми. Психологи выделяют такие необходимые для работы с людьми качества, как устойчивое, хорошее настроение; умение находить общий язык с различными людьми; терпение; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; быстро понимать намерения, помыслы других и принимать адекватные решения; способность мысленно ставить себя на место другого человека.
Назначение специалиста
Сфера деятельности социального педагога - человек, его интересы и права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в различных социокультурных средах. Он участвует в решении конкретных жизненных проблем отдельного человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии личности, стимулировании людей на развитие их собственных сил и резервов; организует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении при-чин, негативно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка.
Социальный педагог участвует в диагностировании и разрешении конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий. Он выявляет запросы и потребности ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным уча-щимся, привлекая для этих целей специалистов.
По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений меж-ду людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.