Учитель глазами современного общества
Учитель глазами современного общества
Работу выполнили:
Гончарова Софья,
Овчаров Иван,
Беликов Дмитрий,
Васина Кьяра,
Коробова Елизавета,
Ученики 5 «А» класса.
Руководитель:
Липатова И.А.,
Учитель истории.
Волгоград, 2016.
Содержание
Введение. 3
I. История возникновения профессии - учитель. 4
II. Экспериментальная часть научно-исследовательской работы.. 11
Заключение. 17
Используемые источники информаци. 17
Приложение. 18
Введение
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Д. И. Менделеев
Актуальность выбранной темыобусловлена современными реалиями. Мы живем в информационном обществе, где знания, информация играют огромную роль. Современный мир многолик, динамичен, и чтобы быть успешным в нем необходимо постоянно учиться. Отсюда вытекает важность роли образования в жизни человека и общества. И ключевой фигурой в образовательном процессе является учитель. От него во многом зависит интеллектуальное и духовное развитие молодого поколения, а как следствие, прогресс в развитии общества. Поэтому эпиграфом нашей работы мы выбрали высказывание Дмитрия Ивановича Менделеева, которое отражает важную роль учителя в развитии общества.
Школа, как институт передачи знаний и воспитания детей, зародился в далекой древности. Люди уже в те далекие времена осознали потребность в передаче знаний последующему поколению и необходимость его воспитания. И у общества, таким образом, появилась потребность в людях, которые обладают специальными знаниями и могут передать эти знания другим. Так появилась профессия учитель.
С каждым этапом развития общества требования к школе и образовательному процессу менялись. Менялась и роль педагога. Современный век информационных технологий, когда информация доступна в большом объеме и учитель не является единственным источником знания, поставил вопросы: « А нужен ли учитель? Какова его роль и место в современном обществе? Каким он должен быть?»
Данные вопросы часто обсуждаются в современно обществе как на уровне государства (разработка «Профессионального стандарта педагога»), так на уровне общества (СМИ, различные общественные дискуссии). Нас также заинтересовала данная проблема.
Целью исследованияявляется изучение роли и места учителя в современном обществе, выявление требований, предъявляемых к нему со стороны родителей и учеников.
Задачи исследования:
1. проанализировать, как менялась роль и место учителя в обществе в процессе его развития, на основе изучения исторической, историко-педагогической, социологической литературы;
2. провести социологическое исследование по выявлению роли и места учителя в современном обществе, основных требования, предъявляемых к нему со стороны родителей и учеников;
3. сформировать портрет современного учителя.
Методы исследования: анализ и синтез материалов научной литературы по теме исследования (теоретические методы исследования), проведение анкетирования, моделирование портрета современного педагога (эмпирические методы исследования).
Диаграмма 1.
Рисунок 6. Качества современного учителя (данные в % от числа респондентов)
Диаграмма 2.
Рисунок 7. Что должно преобладать в процессе общения учителя с учениками
(данные в % от числа респондентов)
По результатам нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Педагоги видят себя коммуникабельными, информированными, творческими, общительными. Учителя считают, что лучше подходить к своему делу строго и профессионально, с объёмным «багажом» за плечами. Также, большая часть педагогов считают, что внешний вид не важен (может быть свободным и ярким), что при общении с учеником, учитель должен быть вежлив и ни в коем случаи не должен унижать ученика. 100% учителей считают, что искусственный интеллект не может заменить опытного педагога. А чтобы статус учителя в обществе повысился, большинство считают, что нужно изменить политику и отношение государства к этой профессии, и увеличить заработную плату педагога. Большая часть всех педагогов вспоминает своих школьных учителей с любовью и благодарностью, видимо выбор своей профессии зависел и от них.
2. Родители же считают, что учитель должен быть профессионалом, коммуникабельным, тактичным, открытым и общительным, вежливым, стрессоустойчевым. В отличие от педагогов, родители считают, что внешний вид учителя важен. Большей части родителей не важно, какой у учителя стаж работы, главное, чтобы педагоги любили свою работу и учеников. Большинство родителей уверены, что профессии учителя недооценена в нашем обществе, опять же из-за политических проблем в государстве. Большая часть всех родителей вспоминает своих школьных преподавателей с любовью и благодарностью.
3. Ученики 5-7 классов видят идеального преподавателя немного иначе. Отмечают такие качества, как: профессионализм, коммуникабельность и творчество, вежливость и отмечается большой стаж работы. Ровно половине учеников важен внешний вид учителя, и половине учеников не важен. А вот большинство учеников средних классов (80%) считают, что учителем быть почетно, так как именно педагоги имеют большее образование, чем другие, и учитель должен поделиться своими знаниями и опытом с подрастающим поколением. Ученики 9-11 классов видят идеального учителя примерно так же, только им важнее, чтобы учитель был строгим и опытным. Видимо для старшеклассников важнее не процесс обучения, а его результат, ведь им скоро сдавать экзамены.
Таким образом, мы видим, что результаты анкетирования по каждым из групп респондентов имеют свои особенности, что обусловлено возрастными и статусными различиями. Но в тоже время, наблюдается и много общего. На основании этих данных мы можем сформировать портрет современного учителя, каким его видит современное общество. Это человек настоящий профессионал своего дела, знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания, коммуникабельный, творческий. Человек, который умеет управлять своими эмоциями, умеет слушать и слышать своих учеников и их родителей. Современный учитель открыт, общителен, тактичен, любит детей.
Заключение
Изучив историю появления первых школ и профессии учителя, а также проведя опрос современных школьников, их родителей и учителей, мы поняли следующее.
Несмотря на то, что профессия учителя существует много веков, в современном обществе отношение к ней ничуть не изменилось и она будет существовать еще много столетий. Ведь нам часто все равно, как выглядит учитель, сколько ему лет, какого он пола, лишь бы он был в классе, любил свою профессию и нас. Учил новому, рассказывал интересное, объяснял непонятное, сеял разумное, доброе, вечное!
Нам только жаль, что не все учителя чувствуют свою значимость для общества. Мы считаем, что государство должно более внимательно относиться к педагогам. Ведь они выполняют самую ответственную задачу – они формируют человека!
Наш идеальный учитель – это учитель, который умеет формировать человека!
Приложение
Учитель глазами современного общества
Работу выполнили:
Гончарова Софья,
Овчаров Иван,
Беликов Дмитрий,
Васина Кьяра,
Коробова Елизавета,
Ученики 5 «А» класса.
Руководитель:
Липатова И.А.,
Учитель истории.
Волгоград, 2016.
Содержание
Введение. 3