Диагностический материал для логопедического обследования
учащихся 4 классов (конец учебного года)
(адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)
1. Исследование слоговой структуры слова:
Хлеборезка Двухкамерный Параллельный Железнодорожный Баскетболисты Земледелие
Овощехранилище Библиотекарь Архитектрный Симфонический
2. Фонематическое восприятие:
Па-ба-па-па Ча-тя-тя-ча
Ды-ты-ды-ты Ру-лу-лу-ру
Га-ка-ка-га За-жа-за-жа
Са-ша-са-са Со-со-шо-со
Ща-ся-ща -ся Жо-шо-жо-жо
3. Исследование навыков словообразования:
· образование существительных суффиксальным способом:
у слона детеныши- у бурундука-
у тигра- у свиньи-
у курицы птенцы- у лошади-
у стрижа- у коровы-
у лошади- у овцы-
· образование относительных прилагательных:
коробка их картона- свеча из воска-
плита из мрамора- кофта из трикотажа-
посуда из фаянса- крыша из жести-
каша из чечевицы- рубашка из ситца-
сок из черники - лист осины-
· образование качественных прилагательных:
человека за ласку называют-
человека за жестокость называют-
если днем пасмурно, то день-
если днем дождь, то день -
если дует ветер, то день-
· образование притяжательных прилагательных:
горб верблюда-
морда лошади-
лапы барсука-
голова птицы-
туловище кролика-
4. Исследование грамматического строя речи:
· Согласование слов в предложениях:
Даша, кукла, платье, шить;
Продавец, продукты, покупатель, продавать;
Лес, дровосек, дрова, в, рубить;
Птица, гнездо, крыша, вить, на;
Деревня, дети, в, поехали, каникулы, на.
· Верификация предложений:
Мама готовить вкусный суп.
Автобус отъехал к остановки.
Дети выбежал гулять с двор.
Птицы пролетали под нашими домом.
Дедушка приобрел фиолетовый внукам шарфы.
· Употребление предлогов:
Лена сидит ….Петей.
Машина остановилась…дома.
Ребята выбежали …угла.
Теплоход подплывал ...причалу
Дождь закончился и ребята вышли ….дерева.
· Завершение предложений:
Утром мама открывает окно, чтобы….
Сегодня я надела теплую куртку, потому что….
· Изменение существительных по числам и падежам:
Игры «Один - много», «Много чего?»
Число-
Море-
День-
Колос-
Мать-
5. Исследование навыков языкового анализа:
· Определи количество слов в предложении:
Промокшие дети спрятались под могучим дубом.
· Назови 4 слово в предложении;
· Определи количество слогов в словах: медвежий, персиковые;
· Определи количество звуков в словах: сапожник, конфетница;
· Назови 3 слог в слове персиковые;
· Назови 6 звук в слове столичный;
· Назови 4 звук в слове туманный;
· Назови звук в слове клубника, стоящий после звука б;
6. Исследование связной речи:
· Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
· Пересказ текста.
Оценка результатов диагностики речевых нарушений школьников по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.
1. Исследование слоговой структуры слова:
Оценка слоговой структуры слова
1,5 балла — четкое и правильное воспроизведение слова;
1 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,5 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове;
0 — нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение.
Максимальная оценка составляет 15 баллов.
2. Фонематическое восприятие:
Оценка
3 балла — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
2 балла— напряженное или замедленное воспроизведение;
1 — уподобление слогов с самокоррекцией;
0 — уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.
Максимальный балл за это задание равен 30 баллам.
3. Исследование навыков словообразования:
а) Называние детенышей животных
Оценка
3 балла — правильная форма;
2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.);
0 — неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.
б) Образование относительных прилагательных
Оценка
3 балла — правильная форма;
2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье);
0 — неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.
в) Образование качественных прилагательных
Оценка
3 балла — правильная форма;
2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой, ветряной);
0 — неправильная форма слова или отказ. Максимальный балл -15.
г) Образование притяжательных прилагательных
Оценка
3 балла — правильная форма;
2 — самокоррекция;
1 — коррекция после стимулирующей помощи;
0 — неправильная форма слова или отказ.
Максимальный балл — 15.
Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.
4. Исследование грамматического строя речи (навыки словоизменения):
а) Составление предложений из слов в начальной форме
Оценка
3 балла — правильное выполнение;
2 — неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;
1 — негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов;
0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Максимальная оценка равна 15 баллам.
б) Верификация предложений
Оценка грамматического структурирования
3 балла — правильное выполнение;
2 — использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;
1 — ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;
0 — ошибка не выявлена.
Максимальная оценка за задание — 15 баллов.
в) Дополнение предложения предлогами
Оценка
3 балла — правильное выполнение;
2 — самокоррекция:
1 — коррекция после стимулирующей помощи («подумай еще»);
О — неправильное выполнение даже после помощи или отказ.
Максимальный баллза все задание — 15.
г) Завершение предложений
Оценка
15 баллов — оба предложения достроены правильно;
10 — самостоятельное и правильное завершение одного из предложений, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;
5 — правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;
0 — неправильное завершение обоих предложений или отказ от выполнения.
и) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Оценка
3 балла — правильно образованная форма;
2 — самокоррекция;
1 — коррекция после стимулирующей помощи;
0 — неверная форма слова или невыполнение.
Максимальный балл равен 30.
Максимальная оценка за весь блок: 90 баллов
5. Исследование навыков языкового анализа:
Оценка
3 балла — правильный ответ;
2 — самокоррекция;
1 — правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);
0 — неправильный ответ после стимулирующей помощи.
Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.
Максимальный балл за серию – 30.
6. Исследование связной речи:
а) Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок
Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения
15 баллов — картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;
10 — использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;
5 — при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;
0 — невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.
Критерий возможности программирования текста
15 баллов — рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
10 — пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощенных связующих элементов;
5 — выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные повторы слов, грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 — невозможность самостоятельного построения связного текста.
Критерий грамматического оформления
15 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;
5 баллов — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 баллов — множественные аграмматизмы.
Критерий лексического оформления
15 баллов — адекватное использование вербальных средств;
10 — длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;
0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.
Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям и при максимально успешном выполнении равен 60.
б) Пересказ текста
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения
15 баллов — правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;
10 — неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;
5 — правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;
0 — искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.
Критерий возможности программирования текста
15 баллов — пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;
10 — пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;
5 — тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, необоснованные неоднократные повторы слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 — невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов.
Критерий грамматического оформления
15 баллов — пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 — пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;
5 — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 — множественные аграмматизмы.
Критерий лексического оформления
15 баллов — адекватное использование вербальных средств; 10 — поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова (выгнули вместо «выгнали», примули вместо «приняли» и т.д.);
0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств. Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.
Максимальная оценка за всю серию равна 120 баллам.
Подсчитанные баллы предлагаем заносить в протокол результатов педагогической диагностики.