Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

От 17.06 2015 г. № 443

I. Общие положения

1. Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы (далее – Стратегия) является программным документом в области региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей и молодежи в республике на 2015-2025 годы. Она исходит из основополагающих федеральных и республиканских нормативно-правовых актов и программ в данной сфере.

2. Стратегия содержит совокупность управленческих и педагогических идей и положений, определяемых целью, задачами и основными принципами воспитания и сочетающих интересы и требования общества, государства и личности.

3. В Стратегии заложена идея приоритетности достижения эффективности воспитания на всех уровнях образования в современных условиях общественного развития с учетом новых вызовов времени.

Стратегия разработана с учетом анализа состояния воспитания в Российской Федерации, Республике Татарстан, с опорой на лучшие отечественные и зарубежные воспитательные практики. Стратегия в сущностных чертах определяет:

· основания, цель и задачи развития системы воспитания обучающихся;

· методологические основы развития системы воспитания обучающихся;

· направления и содержание развития системы воспитания обучающихся;

· ресурсы и механизмы реализации положений Стратегии;

· характер и направленность ожидаемых результатов.

4. Предлагаемые положения и рекомендации, изложенные в Стратегии, служат базовым основанием для разработки программ и планов воспитательной деятельности в системе общего, профессионального, дополнительного образования Республики Татарстан, решения задач формирования у молодежи высоких гражданских качеств и повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни российского общества.

5. В стратегии используются следующие отдельные понятия:

Аксиологический подход - ценностное, духовно-практическое освоение действительности, определённое отношение к реалиям, предусматривающее их оценку на основе учета специфики мотивирующих поведение человека и организующих взаимоотношения между людьми потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Аксиологический подход позволяет осмыслить значение полученных знаний, компетенций для человека и общества, раскрыть связь ценностных и практических аспектов познания и деятельности.

Общенациональные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Возрастной подход-учёт и использование физиологических, психических, социальных закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастом. Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, характерных для большинства людей одного возраста. В различных регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой. Возрастной подход призван создавать условия для эффективного решения задач, от которых зависит личностное развитие человека.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения.

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Качество воспитания– интегральная характеристика результата воспитательного процесса, направленного на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Личностно ориентированный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Личностный подход оказывает помощь ребёнку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых форм самоопределения, самореализации и самоутверждения. Осуществить такой подход может осуществить педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями.

Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Системно-деятельностный подход - подход, составляющий основу федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно ему, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих современным требованиям, осуществляется в деятельности, посредством деятельности, различных форм общения и дает ожидаемый эффект при наличии системы воспитательной работы. С точки зрения системно-деятельностного подхода, процесс воспитания компонента должен быть насыщен разнообразными видами и формами конструктивной деятельности и практик.

Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

Наши рекомендации