Четвертый модуль – консультационно-просветительский

Целью данного модуляявляется развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.

В рамках данного модуля педагог-психолог в течение года проводит консультации с родителями, чьи дети вошли в группу риска с разъяснением результатов мониторинга и рекомендациями для их развития. Также педагог-психолог в интерактивной форме проводит групповые консультации, выступает на педагогических советах; организует и проводит психолого-медико-педагогические консилиумы, семинары-практикумы для педагогов, родительские собрания, психологические ликбезы «Родительского всеобуча» с различной тематикой выступлений.

Просветительские программы (примерный перечень)

· Профессиональное (жизненное) самоопределение обучающихся;

· Формирование толерантности;

· Формирование эффективных детско-родительских отношений

Таким образом, постепенно выстраивается новая система работы педагога-психолога по обеспечению образовательного процесса.

1.4 Персональная ответственность педагога-психолога в системе образования

Стратегия ответственности за жизнь и здоровье детей, находящихся в образовательном учреждении, относится ко всему педагогическому коллективу. Вместе с тем педагог-психолог в контексте своей профессиональной деятельности несет персональную ответственность за корректность своих профессиональных действий. Совершенные психологом намеренно или ненамеренно профессиональные нарушения подлежат привлечению к административно-профессиональной ответственности.

К профессиональным нарушениям, в первую очередь относится нарушение этических принципов и правил психологической деятельности в сфере образования (Этический кодекс практического психолога образования). Также к профессиональным нарушениям относится систематическое невыполнение или частичное выполнение должностных обязанностей, определенных должностной инструкцией специалиста.

Профессиональная ответственность педагога-психолога в зависимости от степени нарушения может заключаться в коллегиальном порицании, административном наказании, зафиксированных в профессионально-трудовой документации или в профессиональной дисквалификации.

Педагог-психолог несет административную ответственность за следующие действия:

- правильность поставленного психологического диагноза, адекватность используемых психологических методов и средств (диагностических, коррекционных, развивающих, профилактических), а также обоснованность предлагаемых рекомендаций;

- своевременность заполнения психологической документации и оформление ее в установленном порядке;

- сохранность психологической документации (протоколов психодиагностических обследований, психологических заключений);

- конфиденциальность (закрытость) психологической информации, полученной в процессе психологического взаимодействия (исключая случаи ее коллегиального обсуждения);

- намеренное профессиональное невмешательство (исключаются случаи, выходящие за рамки профессиональной компетентности).

В случае если действия психолога влекут за собой серьезные последствия для психического или физического здоровья учащегося, он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Педагог-психолог несет уголовную ответственность за:

- неразглашение (утаивание) информации, угрожающей жизни и здоровью учащихся;

- неумышленное (халатность и некомпетентность) и умышленное (по сговору) причинение ущерба психическому здоровью обучающихся запрещенными или не адаптированными для возрастного применения профессиональными средствами.

При взаимодействии с обучающимся могут выясниться совершенные или систематически совершаемые действия психологического, физического, сексуального насилия над ребенком, случаи вовлечения его в преступную деятельность и пр. Часто последствиями глубоких психических травм станосятся ранняя детская наркомания, проституция, алкоголизм. Преимущественно лицами, ответственными за преступные действия, являются родители учащегося (лица, их заменяющие) и другие близкие родственники. В случаях безответственного или преступного отношения членов семьи и других лиц к ребенку педагогу-психологу рекомендуется жесткая (директивная) позиция. При выяснении такого рода обстоятельств он обязан информировать компетентные органы для последующего решения вопроса гражданской или уголовной ответственности. Педагог-психолог образовательного учреждения, возбуждающий процесс определения ответственности, прежде всего, должен сообщить полученные сведения в вышестоящие структуры психологической службы образования, а также подготовить специальную документацию, опосредованно фиксирующую безответственную или преступную деятельность конкретных лиц в отношении ребенка (психологический протокол и заключение).

1.5 Статус и документация педагога-психолога образовательной организации

Административное подчинениехарактеризуется выполнением трудовой дисциплины и утвержденного объема должностных обязанностей, а также всех условий трудового договора (соглашения).

Профессиональное подчинениезаключается в соответствии всех видов реализованной психологической деятельности этическим принципам и нормам профессиональной компетентности педагога-психолога образовательного учреждения.

Документация педагога-психолога образовательной организации

Перечень документации

1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательной организации, согласованный с куратором по профессиональному подчинению

2. Журнал учета видовработы

3. Циклограмма работы на неделю

4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы

5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем.

Требования к плану работы педагога-психолога образовательной организации

При составлении годового плана необходимо учитывать: приоритетные направления работы службы практической психологии в системе образования Республики Татарстан, цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;

План работы на учебный год

Виды деятельности Планируемые мероприятия Сроки Прим.

Наши рекомендации