Психолого-педагогических служб
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»
Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных
Психолого-педагогических служб
Казань
2015 г.
Под общей редакцией:
Л.О.Сулима,заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат исторических наук, доцент.
Составители:
Т.Н. Баширова, директор, педагог-психолог высшей категории Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»;
И.В.Идрисова,руководитель подросткового отделения, педагог-психолог высшей категории Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»;
Т.П.Макарова, заместитель директора, педагог-психолог высшей категории Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»;
Г.Р.Нотфуллина, специалист сектора реализации программ внеурочной и здоровьесберегающей деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан;
Научный редактор:
Э.Н. Гилемханова,кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГНУ Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, руководитель методического отделения Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»
СОДЕРЖАНИЕ
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.......................................................................................... | ||
1.1 | Введение…………………………………………………………… | |
1.2 | Регламент профессиональной деятельности педагога-психолога…………………………………………………………… | |
1.3 | Модульная организация деятельности педагога-психолога в системе образования………………………………………………. | |
1.4 | Персональная ответственность педагога-психолога в системе образования………………………………………………………… | |
1.5 | Статус и документация педагога-психолога образовательной организации………………………………………………………… | |
1.6 | Квалификационная характеристика педагога-психолога образовательной организации…………………………………….. | |
1.7 | Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России………………………………….. | |
1.8 | Ответственность педагога-психолога за нарушение прав работы с конфиденциальной информацией……………………… | |
1.9 | Образец согласия родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательной организации……. | |
2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН……………………………………………………….. | ||
2.1 | Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы……………………………………. | |
2.2 | Модельный стандарт качества муниципальной услуги по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям, подросткам, имеющим проблемы в развитии, обучении, адаптации в образовательной среде…………………………….. | |
2.3 | Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (извлечения)……… |
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Введение
В целях совершенствования деятельности психолого-педагогических медицинских и социальных центров (ППМС-центров) и деятельности педагогов-психологов образовательных организаций Республики Татарстан, с учетом применения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. № ПК-бвн Минобрнауки РФ, Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологических служб и педагогов-психологов образовательных организаций Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Методические рекомендации разработаны на основании Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2015 №ВК-268/07.
Руководствуясь рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, актуальной задачей для Министерства образования и науки Республики Татарстан становится наиболее эффективно реализовать свои полномочия по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь указанной категории детей предоставляется в центрах (службах) психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых муниципальными органами власти Республики Татарстан, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых данные дети обучаются.
Согласно принятым в Российской Федерации нормативам ППМС-центры (службы) создаются из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе). В случае необходимости ППМС-центр (служба) может быть создан для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).
Деятельность ППМС-центров (служб) финансируется по нормативам, разработанным Центром экономических и социальных исследований РТ и утвержденным Кабинетом Министров РТ и оформляется в виде государственного (муниципального) задания. Для организации единого научно-методического и информационно-аналитического обеспечения предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Министерством образования и науки Республики Татарстан создана Централизованная модель оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, подросткам и молодежи до 18 лет в образовательной среде.
Данная модель представляет собой иерархическую систему, что позволяет обеспечить высокую централизацию профессионального управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности.
Схема централизованной модели психологической службы Республики Татарстан
Основными преимуществами данной модели являются:
• высокая централизация профессионального управления;
• возможность обеспечения единого стандарта услуг;
• широкие возможности для ротации кадров и управления внутренними кадровыми ресурсами;
• возможность повышения профессиональной компетентности педагогов-психологов посредством курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов;
• повышение качества предоставляемых услуг;
• обеспечение совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в РТ;
• определение системы внутреннего контроля по различным направлениям деятельности муниципальных ППМС-центров (служб);
• оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ.
ППМС-центры (службы) осуществляют свою деятельность на трех уровнях: республиканском, муниципальном и уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность. Взаимодействие между структурными компонентами системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи регулируется нормативными актами Республики Татарстан об организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования Республики Татарстан.
Основными задачами совершенствования деятельности ППМС-центров (служб) на этапе становления единой централизованной модели психологической службы Республики Татарстан являются:
· расширение содержания деятельности;
· увеличение охвата различных категорий детей (детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам и других);
· разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;
· приведение условий сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов;
· психологизация образовательной среды.
ППМС-центр, имеющий статус юридического лица выполняет функции профессионального управления и методического обеспечения психологической деятельности по отношению к муниципальным психологическим службам, муниципальным ППМС центрам и образовательным учреждениям Республики Татарстан.
ППМС-центр (служба) должен реализовывать функции на основании Устава и в соответствии со своим назначением:
· оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
· осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам коррекционно-развивающей, профилактической, развивающей направленности, а также по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, программам профессионального обучения.
· организация и проведение курсов повышения квалификации педагогов-психологов;
· повышение психологической культуры родителей.
Муниципальные образования создают при районных отделах образования службы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и берут на себя функции финансового обеспечения и административного управления.
Образовательные организации создают условия для профессиональной деятельности педагогов-психологов и берут на себя функции финансового обеспечения и административного управления.
Широкий спектр направлений психологической работы в рамках образовательного учреждения, а также отсутствие четких, устоявшихся алгоритмов ее организации вызывает проблемы определения роли и места педагога-психолога в решении общих задач образовательного учреждения, его профессионализма и границ профессиональной ответственности, а также востребованности участниками образовательного процесса.
В настоящее время существует два типа организации психологической службы в системе образования в зависимости от места работы педагога-психолога в школе и вне школы.
Первый тип школьной психологической службы предполагает работу педагога-психолога непосредственно в образовательной организации.
Второй тип организации психологической службы предполагает работу группы психологов в специализированном образовательном учреждении, ППСМ-центре или муниципальной психологической службе.
Развитие психологической службы Республики Татарстан ориентировано на сочетание обоих типов организации психологической службы с целью обеспечения взаимодействия педагога-психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) ППСМ-центров (служб).
Педагоги-психологи системы образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям.
Административное управление осуществляется администрацией муниципального района и руководителями образовательных организаций.
Профессиональное управление осуществляется с помощью централизованной модели психологической службы Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Методической службой Республиканского Центра «Росток» разработана Муниципальная модель психологического сопровождения образовательных организаций, детей и их родителей. В рамках данной модели сопровождение образовательных организаций и населения осуществляется посредством Психологического абонемента.
Алгоритм взаимодействия Муниципального ППМС-центра (службы) с районным управлением образования и образовательными организациями реализуется следующим образом.
Ежегодно в конце учебного года образовательные организации предоставляют в районное управление образования предложения по взаимодействию с ППМС-центром (службой) и оказанию психологических услуг через психологический абонемент.
К августовскому совещанию районное управление образования направляет в адрес муниципальных ППМС-центров (служб) договора с образовательными организациями и психологический абонемент для работы со всеми субъектами образовательного процесса.
До 1 сентября ППМС-центры (службы) предоставляют в районное управление образования подписанные договора и план работы на учебный год.
Исходя из того, что профессиональная деятельность педагога-психолога включает три обобщенные трудовые функции:
- психологическая экспертиза педагогического пространства;
-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и высшего образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;
- оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
разработан регламент профессиональной деятельности педагога-психолога школы на 2015-2016 учебный год.
1.2 Регламент профессиональной деятельности педагога-психолога
Рекомендации по реализации диагностического модуля с использованием батареи тестирования на базе «Эффектон Студио»
1) адаптация школьников к:
а) начальной школе (первоклассники)
Познавательные процессы и мышление:
· Методики пакета «Зоопарк» («Найди ежика» (интенсивность внимания), «Поиграй с Фламинго» (устойчивость внимания) и «Поиграй с Фламинго-2» (помехоустойчивость внимания), «Накорми обезьян» (переключение внимания).
· Опросник DSM-4 (на выявление симптомов СДВГ)
· Методика исследования словесно-логического мышления у младших школьников. Пакет «Интеллект»
Эмоционально-личностная сфера:
· Методика «Психологическое состояние младших школьников». Пакет «Состояние»
· Анкета «Мотивация учения и причины неуспеваемости младших школьников». Пакет «Отношения»
б) средней школе (пятиклассники)
Познавательные процессы и мышление:
· Методики пакета «Внимание»: «Корректор» (концентрация внимания, аналог корректурной пробы), «Красное и черное» (переключение внимания), «Штурман» (устойчивость внимания), Таблицы Шульте (распределение внимания). В случае, если 5-класснику 10 лет, то рекомендуется использовать для тестирования внимания пакет «Зоопарк» (см. выше методики для первоклассников)
· Методики пакета «Память»: «Объем логической памяти», «Объем оперативной памяти»
· Методики пакета «Интеллект»: тест «ШТУР», Групповой интеллектуальный тест
Эмоционально-личностная сфера:
· Методика «Психологическое состояние младших школьников» (пакет «Состояние»)
· Анкета «Мотивация учения и причины неуспеваемости младших школьников». Пакет «Отношения»
· Опросник Кеттелла CPQ в старшей школе (для десятиклассников). Пакет «Личность»
в) старшей школе (для десятиклассников)
Познавательные процессы и мышление:
· Опросник Кеттелла подростковый (с 12 лет), взрослый варианты (с 16 лет). Пакет «Личность»
· Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Пакет «Личность»
· Тест школьной тревожности Филлипса. Пакет «Состояние»
· Методика «Самочувствие, активность, настроение» (САН). Пакет «Состояние»
· Методика «Диагностика отношения к учению в средних и старших классах». Пакет «Отношения»
· Тест мотивации достижения Мехрабиана (ТМД). Пакет «Личность»
· Опросник Басса-Дарки (агрессивность и враждебность). Пакет «Личность»
Перечень документации
1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательной организации, согласованный с куратором по профессиональному подчинению
2. Журнал учета видовработы
3. Циклограмма работы на неделю
4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы
5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем.
Требования к плану работы педагога-психолога образовательной организации
При составлении годового плана необходимо учитывать: приоритетные направления работы службы практической психологии в системе образования Республики Татарстан, цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
План работы на учебный год
№ | Виды деятельности | Планируемые мероприятия | Сроки | Прим. |
Перечень документации
1. Годовой план работы ППМС-центра (службы)
2. Журнал учета клиентов обратившихся в ППМС-центр (службу)
3. Журнал предварительной записи на первичный прием
3. Циклограмма работы на неделю каждого специалиста
4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы
5. Аналитический отчет о проведенной работе за год.
Годовой план работы
№ | Планируемые мероприятия | Сроки | Ответственный | |
Подготовка документов: локальных актов, методических рекомендаций | ||||
Организационно – педагогическая деятельность | ||||
Мероприятия с педагогическими кадрами | ||||
Мероприятия с учащимися образовательных организаций | ||||
Мероприятия с родителями учащихся образовательных организаций |
Общие положения
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее - психолог)
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
Принцип конфиденциальности
1) Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
2) Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3) Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.[1]
4) Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5) Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6) На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
7) Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
Принцип компетентности
1) Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2) Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности
1) Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
2) Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3) Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4) Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
5) Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
6) Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
7) При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
I. Общие положения
1. Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы (далее – Стратегия) является программным документом в области региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей и молодежи в республике на 2015-2025 годы. Она исходит из основополагающих федеральных и республиканских нормативно-правовых актов и программ в данной сфере.
2. Стратегия содержит совокупность управленческих и педагогических идей и положений, определяемых целью, задачами и основными принципами воспитания и сочетающих интересы и требования общества, государства и личности.
3. В Стратегии заложена идея приоритетности достижения эффективности воспитания на всех уровнях образования в современных условиях общественного развития с учетом новых вызовов времени.
Стратегия разработана с учетом анализа состояния воспитания в Российской Федерации, Республике Татарстан, с опорой на лучшие отечественные и зарубежные воспитательные практики. Стратегия в сущностных чертах определяет:
· основания, цель и задачи развития системы воспитания обучающихся;
· методологические основы развития системы воспитания обучающихся;
· направления и содержание развития системы воспитания обучающихся;
· ресурсы и механизмы реализации положений Стратегии;
· характер и направленность ожидаемых результатов.
4. Предлагаемые положения и рекомендации, изложенные в Стратегии, служат базовым основанием для разработки программ и планов воспитательной деятельности в системе общего, профессионального, дополнительного образования Республики Татарстан, решения задач формирования у молодежи высоких гражданских качеств и повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни российского общества.
5. В стратегии используются следующие отдельные понятия:
Аксиологический подход - ценностное, духовно-практическое освоение действительности, определённое отношение к реалиям, предусматривающее их оценку на основе учета специфики мотивирующих поведение человека и организующих взаимоотношения между людьми потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Аксиологический подход позволяет осмыслить значение полученных знаний, компетенций для человека и общества, раскрыть связь ценностных и практических аспектов познания и деятельности.
Общенациональные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Возрастной подход-учёт и использование физиологических, психических, социальных закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастом. Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, характерных для большинства людей одного возраста. В различных регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой. Возрастной подход призван создавать условия для эффективного решения задач, от которых зависит личностное развитие человека.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения.
Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Качество воспитания– интегральная характеристика результата воспитательного процесса, направленного на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Личностно ориентированный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Личностный подход оказывает помощь ребёнку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых форм самоопределения, самореализации и самоутверждения. Осуществить такой подход может осуществить педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями.
Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Системно-деятельностный подход - подход, составляющий основу федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно ему, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих современным требованиям, осуществляется в деятельности, посредством деятельности, различных форм общения и дает ожидаемый эффект при наличии системы воспитательной работы. С точки зрения системно-деятельностного подхода, процесс воспитания компонента должен быть насыщен разнообразными видами и формами конструктивной деятельности и практик.
Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
SWOT-анализ
S Сильные стороны системы воспитания в Республике Татарстан · Высокий уровень внимания Правительства Республики Татарстан к проблеме формирования человеческого потенциала · Объединение усилий государства, бизнес-сообщества вокруг вопросов образования · Значительный объем финансовых ресурсов, направляемых в систему образования и социализации обучающихся. · Опыт разработки и реализации уникальных образовательных проектов в области воспитания («Школа после уроков», «Основы лидерства», «Самостоятельные дети» проекты в рамках приоритетный национальный проект образование и т.д.) · Наличие у населения кредита доверия к системе воспитания средствами образования · Наличие образовательных и исследовательских центров, способных разрабатывать и внедрять современные проекты в сфере образования · Наличие в республике разработанной и реализуемой программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе · Опыт разработки федеральных проектов в области воспитания и социализации (в т.ч. Федеральная целевая программа развития образования, Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории) · Развитая национальная и этнокультурная составляющая системы воспитания | W Слабые стороны системы воспитания в Республике Татарстан · Предметоцентризм в системе образования привел к снижению внимания к вопросам воспитания в Российской Федерации · Невысокий уровень психолого-педагогических исследований и психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания · Несбалансированная инфраструктура системы дополнительного образования (большое число малокомплектных школ, отдаленность услуг дополнительного образования в ряде общеобразовательных организаций и т.д.) · Отсутствие эффективной системы подготовки педагогических и руководящих кадров в области воспитания и дополнительного образования · Недостаточно разработанная система диагностических и мониторинговых исследований в сфере воспитания · Неразвитость стимулирующих форм оплаты труда руководителей образовательных организаций с учетом результатов воспитания, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, преподавателей, кураторов студенческих групп в образовательных организациях общего образования, среднего профессионального и высшего образования · Отсутствие эффективной системы административного и финансового поощрения обучающихся, принимающих активное участие в общественной, волонтерской работе · Слабое взаимодействие между органами местного самоуправления, образовательными организациями и общественными организациями по вопросам воспитания обучающихся |
O Возможности системы воспитания Республики Татарстан · Высокий уровень внимания Правительства Республики Татарстан к вопросам развития системы образования · Развитие новых форм обучения и воспитания, позволяющих о< Наши рекомендации
|