Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина
УМК обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Это комплект, который способствует решению стратегических задач школьного образования, обозначенных в инициативе президента РФ «Наша новая школа».
Это комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования.
Это комплект, который позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, сохранять и укреплять здоровье школьников, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий.
Это учебники, которые с полным основанием можно назвать учительскими. Среди авторов — заслуженные учителя России, школьные учителя высшей категории и опытные методисты, академики Российской академии образования, доктора и кандидаты педагогических наук, преподаватели вузов. Руководитель авторского коллектива И.А. Петрова.
Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:
комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;
высокий и прочный уровень обученности учащихся;
формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;
полноценное соединение знаний и практических навыков;
объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
обеспечение эффективной социализации учащихся.
Учебники УМК «Планета знаний» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК «Планета знаний» заключается в его целостности. Она проявляется:
– в единых ценностных приоритетах,
– в единстве дидактических подходов;
– в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам;
– в единстве сквозных линий типовых заданий;
– в единой навигационной системе.
Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний. Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность.
Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.
Реализация принципа выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.), позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения.
Дифференцированный подход в обучении по УМК «Планета знаний» может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной). Дифференцированный подход в обучении, позволяет выстраивать индивидуальные траектории развития учащихся как за счет вариативного содержания учебников (дополнительные познавательные тексты, задания повышенной сложности, в том числе олимпиадного уровня, творческие и проектные задания), так и дополнительных дидактических пособий (Спутник Букваря и Прописи для читающих детей, карточки-задания по предметам, тренинговые тетради). Эти возможности предоставляют и основной учебный материал, и дополнительный вариативный материал учебников, и широкое использование межпредметных связей и наглядных примеров живописи, музыки, истории, кино, театра, литературы, природы, архитектуры и т.д.
Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, обеспечивает его целостное развитие с учетом возрастных и психологических особенностей.
Учитель, работающий по данному УМК, имеет все необходимое для эффективной организации не только учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления внеклассной работы по предмету, воспитательной работы по духовно-нравственному развитию ученика. В содержание УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Система учебников «Планета Знаний» воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
УМК «Планета знаний» способствует созданию здоровьесберегающей среды обучения; формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
В целях создания здоровьесберегающей среды УМК «Планета знаний» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение первого года обучения.
УМК «Планета знаний» включает полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований Основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана, рабочие тетради, методические пособия, дидактические материалы, проверочные работы, электронные образовательные ресурсы, дополнительные пособия для дошкольников, дополнительные пособия для школьников.
Учебные программы по предметам содержат планируемые результаты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), тематическое планирование содержит описание учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Обеспеченность электронными приложениями к учебникам позволяет вести преподавание с использованием современных технологий по всем предметам первого класса.
Более подробную информацию можно узнать на сайте www.planetaznaniy.astrel.ru
Издательство «Баласс»
УМК «Школа 2100»
Впервые в отечественном образовании мы создали непрерывный курс русского языка для дошкольников, учеников начальной, основной и старшей школы:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 1, 2, 3, 4 классы
Цели изучения русского языка в школе сформулированы в программе в виде содержательно-целевых линий развития учеников средствами предмета.
Зачем же нужно изучать предмет «Русский язык»?
1. Чтобы правильно и умело пользоваться речью в различных жизненных ситуациях, что является обязательной составляющей функциональной грамотности.
Это умение формируется с помощью 1-й группы линий развития для овладения грамотой (навыками и умениями чтения и письма), включая умения, обозначаемые как «функциональная грамотность»; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; навыками и умениями анализа текстов разных видов, вообще умениями ориентировки в тексте.
2. Чтобы использовать в общении знания о языке. Знания о языке составляют основу речевой деятельности. В курсе русского языка эта основа создается с помощью 2-й группы линий развития, подразумевающих дальнейшее овладение самим родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем языка, системой функциональных разновидностей речи); систематизацию знаний о русском языке; формирование представления о языке как системе; развитие у учащихся языкового чутья (чувства языка).
3. Чтобы орфографически и пунктуационно грамотно оформлять свою письменную речь, т.е. писать в соответствии с изученными правилами. Это 3-я линия развития.
Для чего необходимо правильно и умело пользоваться речью?
Значимость данного умения трудно переоценить. Оно необходимо, прежде всего, чтобы понимать других и быть понятым ими. Оно также необходимо для реализации своих возможностей; для адаптации к любым социальным группам и координации своих действий с действиями других людей.
Важной особенностью нашего непрерывного курса русского языка является постоянная опора на речевой опыт детей, систематизация и оценка этого опыта. Мы показываем ученикам, что того уровня владения речью на родном языке, с которым они приходят в школу, недостаточно. Следует учиться речи, причем на каждом этапе обучения ставить и решать новые учебные задачи.
Какие задания, помогающие учиться правильно и умело пользоваться речью, можно найти в учебниках?
Развивающие умения различных видов речевой деятельности – говорения, слушания, чтения, письма: системные задания на построение связного устного высказывания определенного типа и стиля речи; анализ и самоанализ устной речи; задания на обучение слушанию, пониманию, конспектированию устной речи; задания на овладение приемами изучающего, ознакомительного, просмотрового чтения, самостоятельного ведения диалога с автором и использование этих приемов; на развитие психологических механизмов чтения: антиципации, компрессии, эквивалентных замен; системные задания по построению связных письменных высказываний (свободные диктанты, обучение изложению с опорой на правильный тип читательской деятельности; особая технология обучения сочинению; творческие письменные работы в разных стилях и жанрах).
В каких ситуациях человеку необходимо использовать в общении знания о языке?
Очень важно, чтобы знания о языке, которые ученики получают на уроках, не становились обязательной и скучной необходимостью, которая к тому же слабо мотивирована («Каждый человек должен изучать и знать свой родной язык». Почему каждый? И почему должен?). Как же сделать изучение русского языка мотивированным и интересным? Мы придерживаемся позиции М.В. Панова, А.А. Леонтьева и других выдающихся лингвистов, считавших, что развивать интерес к изучению родного языка следует средствами самого языка. Русский язык дает для этого огромные возможности: он богат, системен, эстетичен, ярок и выразителен. Поэтому, с одной стороны, в учебниках нашего непрерывного курса мы регулярно обеспечиваем исследовательскую работу учащихся: так организуем учебный материал, чтобы они сами, наблюдая, анализируя, сравнивая, открывали законы языка, те или иные свойства языковых единиц, выводили закономерности и формулировали правила письма. С другой стороны, в учебниках предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие не только изучить или закрепить материал по конкретной теме, но и провести комплексный анализ текста, увидеть, как «живут» в нем, например, разные части речи или как «работают» законы языка.
Параллельно с этим постоянно показывается на примерах, через систему заданий, что эффективное и результативное общение невозможно без знаний о языке. Поэтому, прежде чем создать текст, ученики вместе с учителем сначала анализируют речевую ситуацию, затем отбирают необходимые языковые средства, подходящие для данной ситуации общения, темы, типа и стиля речи.
Какие задания, помогающие приобретать и использовать в общении знания о языке, можно найти в учебниках?
В качестве примера можно привести следующие: задания на систематизацию знаний о языке (анализ и составление системы обобщающих вопросов; составление таблиц и схем; чтение таблиц и схем; создание текста на основе таблицы (схемы) и др.); задания на сопоставление аналогичных явлений в разных языках (например, фонетических особенностей, или системы частей речи, или грамматических форм одной и той же части речи и т.п.); организация наблюдения над составом и лексическим значением слова - уже в курсе обучения грамоте (1кл.); и далее - система заданий, направленных на лексический, морфемный и словообразовательный анализ слов (в учебниках 2–9 классов и др.).
Для чего нужно уметь оформлять письменную речь в соответствии с правилами орфографии и пунктуации?
Вряд ли люди могут адекватно понимать друг друга, если не будут следовать единым орфографическим и пунктуационным правилам и нормам. Где ваш друг назначил вам встречу, если в записке сказано: у магазина «оптека»? А смысловая роль знаков препинания в предложении и тексте? Хрестоматийное «Казнить нельзя помиловать» – избитый, но очень яркий ее пример.
Какие задания помогают учиться грамотно писать?
Существует множество упражнений в орфографии и пунктуации. Они хорошо известны и традиционно используются учителями на уроках. Мы не ставили целью изобрести новые, но использовали систему сгруппированных по умениям орфографических и пунктуационных упражнений, опирающуюся на классификацию проф. М.Т. Баранова. Это упражнения, направленные на развитие следующих умений: а) видеть орфограммы в словах и между словами (аналогично – видеть пунктограммы в предложениях); б) правильно писать слова с изученными орфограммами (правильно ставить знаки препинания в предложениях...); в) графически объяснять выбор написания (выбор знака…); г) находить и исправлять орфографические (пунктуационные) ошибки. В соответствии с этой классификацией в учебниках выстроена система специальных (непосредственно направленных на развитие названных умений) и неспециальных (речевых) упражнений по орфографии и пунктуации.
Здесь следует особо подчеркнуть очень важную мысль: даже грамотная системная работа по орфографии и пунктуации не принесет ощутимых результатов, если не развивать у учащихся чувство языка и прежде всего внимания к составу слова и словообразованию, к структуре и смыслу предложения (о соответствующих заданиях речь шла выше).
Более подробную информацию можно узнать на сайте www.school2100.ru
Издательство «Просвещение»
УМК
«Перспектива»
Обучение грамоте, 1 класс