Национально- региональный компоненты.
Программа «Оскон» Ф.Г.Азабаева З.Г.Нафикова г.Уфа 2003г.
Программа «Земля отцов» Р.Х.Гасанова .Уфа 2004г
Программа «Я –Башкортостанец» Р.Г.Агишева г.Уфа. 2003г
Программа «Башкорт балалары осон укытыу-тэрбиэ программаhы» Г.Г.Галиева, З.Г.Нафикова .г.Уфа 1999г
Программа «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой.» Л.И.Марченко. г.Уфа2008г.
Программа «Мой край Башкортостан»
Основной цельюработы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона)
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Программа «Земля отцов» Р.Х.Гасанова.
Основные направления работы по воспитанию средствами национальной культуры представлены в блоках. Первый блок называется - «Человек –творец рукотворного мира». Дети знакомятся с материальной культурой башкирского народа. Блок представлен темами :Жилище, Утварь, Пища, Одежда. Второй блок называется « От истоков прекрасного –к творчеству». Данный блок предполагает знакомство с компонентами духовной культуры (язык, фольклор, искусство, традиции)Третий блок в программе представлен темой «Отчий дом». Данный блок содержит задачи приобщения дошкольников к народным этикетным традициям :приветствия и обращения к старшему по возрасту и.т.д.
Цель программы: Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры ,вызвать интерес к познанию культуры своего народа ,способствовать формированию художественных и творческих способностей.
Программа Р.Л.Агишевой «Я - башкортостанец»
Содержание образовательного направления по программе направлено на достижение цели по формированию патриотически-ориентированной личности дошкольника, любящего свой родной край, уважающего культуру родного народа и народов ближайшего национального окружения.
Задачи программы:
- Формировать у детей общее представление об истории края, жизни народов, культуре родного народа и народов, живущих в Башкортостане;
- Формировать в растущем человеке начала духовности, необходимые для развития внутреннего мира дошкольника;
- Формировать адекватное отношение ребёнка к себе, к своим родным и близким, друзьям, обществу;
- Формировать основы гражданственности, уважения к правам человека.
Направления работы:
- «Я, мои права и обязанности»;
- «Моя семья, моя родня»;
- «Мой детский сад»;
- «Мой город (село)»;
- «Мой Башкортостан»;
- «Природа родного края»;
- «Славные сыны и дочери Башкортостана»;
- «Быт и традиции башкирского и других народов Башкортостана»;
- «Мир изобразительного искусства Башкортостана»;
- «Мир детской музыки Башкортостана»;
- «Мир детской литературы Башкортостана»;
- «Моя родина - Россия».
Содержание программы реализуется в рамках специально организованных и в нерегламентированных видах деятельности детей (игра, театрализованное представление). При организованной форме работы планируется 3 обучающих занятия в месяц по познавательному развитию, 3 – по музыкальному развитию, 3 – по изобразительной деятельности, в физкультурные занятия рекомендуется включать народные подвижные игры.
Критериями оценки данной работы являются такие показатели, как: представления краеведческого и культурологического характера (познавательная сфера); умение использовать полученные представления в разных видах самостоятельной деятельности (творческо-деятельностная сфера); наличие собственных желаний, стремление к самопознанию (мотивационная сфера), на основе совокупности выделенных показателей определены уровни сформированности данных видов сфер.
Программа «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам» А.В.Молчевой
Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно-прикладного искусства Молчевой А.В. разработана в соответствии с уровнем повышения требований к эстетическому развитию личности, повышения самосознания народа под влиянием традиций народного искусства и педагогики.
Назначение программы.
Программа как региональный компонент знакомит дошкольников с культурой башкирского народа. В искусстве своего народа есть свои традиции, свой самобытный исторически сложившийся на основе мировоззрения и понимания орнамент. В народно-декоративном искусстве башкир имеется множество образцов, отличающихся высокой декоративностью цвета. Симметричность по колориту, композиционное строение башкирского узора, которое подчинено форме, размером и назначению орнаментированных изделий, а так же простота исполнения, ритмичность отвечают интересам дошкольников, дают им богатую пищу для художественного восприятия и творчества. Необходимо помочь детям понять специфику башкирского искусства и научить отличать от искусства других народов.
В программе определены задачи, критерии знаний и умений дошкольников в возрасте от 2 до 7 лет во всех видах деятельности, и дана последовательность работы с детьми по ознакомлению с народным искусством башкир.
Программа «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» под ред. Л.И.Марченко.
Данная программа представляет собой тип общеразвивающей программы следующей направленности: ребёнок должен выйти из детского сада физически здоровым, эмоционально благополучным, интеллектуально развитым.
Программа включает в себя следующие направления работы:
- «Экологическое воспитание»,
- «Духовное развитие личности ребёнка»,
- «Интеллектуально-творческое развитие»,
- «Эстетическое развитие»,
- «Физическое совершенство»,
- «Трудовое воспитание».
Вся работа делится по блокам:
1 блок – формирование у ребёнка элементов учебной деятельности, где воспитатель выступает в роли инициатора;
2 блок – деятельность должна проходить без принуждения, с «открытым концом», чтобы дети могли продолжить её самостоятельно;
3 блок – саморазвитие ребёнка, развитие его творческой активности. Основное время отводится работе на «Экологической тропе» или «Тропе здоровья».
В результате систематически проводимой работы по данным направлениям к концу учебного года у детей выявляют знания, умения и навыки.
«Познавательное развитие» Учебно- методические пособия : «Природа ичеловек» Азнабаева Ф.Г, Шафикова Г.Р. г.Уфа 2012год. «Зима» Методическое рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой. Л.И.Марченко г.Уфа2008г «Весна» Методическое рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой. Л.И.Марченко г.Уфа2004г «Осень» Методическое рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой. Л.И.Марченко г.Уфа1996г «Лето» Методическое рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой. Л.И.Марченко г.Уфа2008г «Математика в детском саду» З.Г.Нафикова г.Уфа 2005год «Я познаю Башкортостан» Дидактические игры.Р.Л.Агишева .г.Уфа 2005г. «Художественно-эстетическое развитие» Учебно- методические пособия : «Музыка в детском саду» Старшая группа.Р.К.Мухамедзянова, Д.Р.Янкина. г.Уфа.1995 «Музыка в детском саду» Младшая группа.Р.К.Мухамедзянова, Д.Р.Янкина. г.Уфа.200г «Рисуем ,Фантазируя» Нетрадиционные техники рисования. Ф.Г.Азнабаева «Ильгам» (3-5лет)Ф.ГАзнабаева, Р.И.Аминева. г.Уфа 2008 «Ильгам» (5-7лет)Ф.ГАзнабаева, Р.И.Аминева. г.Уфа 2009 «Народное декаративно –прикладное исскуство Башкортостана –дошкольникам.А.В.Молчева. г.Уфа.1995г «Речевое развитие» «Гульбустан» Ф.Г.азабаева, Г.Р.Елкебаева,Р.И.Аминева.г.Уфа,2010 «Радуга» Хрестоматия для детей старшей группы. А.Ш.Ягафарова г.Уфа 2006 «Радуга» Хрестоматия для детей младшей группы . А.Ш.Ягафарова г.Уфа 2000 «Фольклер и литература Башкортостана»Учебная хрестоматия для детей дошкольного возраста. Р.Л.Агишева г.Уфа 2001г Социализация ,развития общения ,нравственное воспитание «Я –личность» Азнабаева Ф.Г, Шафикова Г.М. .Уфа ,2011г «Этикет в воспитании дошкольников» Р.Х.Гасанова. г.Уфа 2003г |
3. Планируемые результаты как ориентиры освоения детьми основной общеобразовательной Программы.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Первая младшая группа (2- 3 года)
Игровая деятельность:
- принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников;
- может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника;
- эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
- проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители;
- самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект;
- общается в диалоге с воспитателем;
- в самостоятельной игре сопровождает речью свои действия;
- следит за действиями героев кукольного театра.
Коммуникативная деятельность:
- может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта;
- сопровождает речью игровые и бытовые действия;
- слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
- имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи;
- имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и соблюдает их;
- соблюдает правила элементарной вежливости;
- умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету,
размеру;
- отвечает на простейшие вопросы («кто?», «что?», «что делает?»...);
- выполняет простейшие поручения взрослого.
Познавательно-исследовательская деятельность:
- различает и называет предметы ближайшего окружения;
- узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей;
- различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида);
- различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида);
- может образовать группу из однородных предметов;
- различает один и много предметов;
- различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Узнает шар и куб;
- проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях;
- имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей, тела, их функции.
Восприятие художественной литературы:
- проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-
- художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения);
- слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы;
- рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.
Трудовая деятельность:
- выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагогов). Наблюдает за
трудовыми процессами воспитателя в уголке природы;
- самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания;
- умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
- проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при
небольшой помощи взрослых);
- при небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);
- умеет самостоятельно есть.
Конструктивная деятельность:
- различает основные формы деталей строительного материала;
- с помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм;
- проявляет желание строить самостоятельно;
- разворачивает игру вокруг собственной постройки;
- ориентируется в помещении группы и участка детского сада.
Изобразительная деятельность:
- принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка,
аппликация);
- знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
- различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
- умеет раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями кистей рук;
- отламывать от большого куска, маленькие кусочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу;
- лепит несложные предметы; аккуратно пользуется пластилином.
Музыкальная деятельность:
- узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий);
- вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы;
- двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;
- умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
- называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен;
- проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные
произведения, различает веселые и грустные мелодии.
Двигательная деятельность:
- умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей;
- может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т.д.;
- умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч;
- умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу;
- проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной
деятельности;
Безопасность:
- соблюдает элементарные правила поведения в детском саду;
- соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными;
имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Вторая младшая группа (3-4 года)
Игровая деятельность:
- может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя;
- умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей;
- способен придерживаться игровых правил в дидактических играх;
- способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры);
- разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок;
- может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;
- имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале).
Коммуникативная деятельность:
-умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты,
взаимодействовать со сверстниками;
- рассматривает сюжетные картинки;
- отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения;
- использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
- пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы
воспитателя;
- называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него;
- может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Познавательно-исследовательская деятельность:
- называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал);
- ориентируется в помещениях детского сада;
называет свой поселок, село);
- знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей;
- выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе;
- умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.);
- может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
- умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
- правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов;
- понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»;
- различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму;
- понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска);
- понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь»;
- использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты;
- способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями,делать простейшие обобщения.
Трудовая деятельность:
- умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
- может помочь накрыть стол к обеду;
- кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя);
- приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
- способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности.
Конструктивная деятельность:
- знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
- умеет располагать кирпичики, пластины вертикально;
- изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
Изобразительная деятельность:
- изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые
по содержанию сюжеты;
- подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам;
- правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками;
- умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;
- лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки;
- создает изображения предметов из готовых фигур;
- украшает заготовки из бумаги разной формы;
- подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному
желанию;
- умеет аккуратно использовать материалы.
Музыкальная деятельность:
- слушает музыкальное произведение до конца;
- узнает знакомые песни;
- различает звуки по высоте (в пределах октавы);
- замечает изменения в звучании (тихо — громко);
- поет, не отставая и не опережая других;
- умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать
попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.);
- различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Двигательная деятельность:
- владеет соответствующими возрасту основными движениями;
- умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление;
- умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя;
- сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при
перешагивании через предметы;
- может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
- энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;
- может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить;
метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Безопасность:
- соблюдает элементарные правила поведения в детском саду;
- соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными;
- имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Средняя группа (4-5 лет)
Игровая деятельность:
- объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения;
- соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги;
- взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет;
- в дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам;
- в настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры;
- адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ;
- в самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры
(режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит;
- имеет простейшие представления о театральных профессиях.
Коммуникативная деятельность:
- понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами;
- умеет выделять первый звук в слове;
- рассказывает о содержании сюжетной картинки;
- с помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки;
- может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку;
- рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок.
Познавательно-исследовательская деятельность:
- различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение);
- умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
- сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар);
- определять, каких предметов больше, меньше, равное количество;
- умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;
- различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные
отличия;
- определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху -
внизу, впереди - сзади);
- умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);
- определяет части суток;
- называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение;
- называет признаки и количество предметов;
- называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку;
- различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;
- называет времена года в правильной последовательности;
- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе;
- начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространственного
расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.
Трудовая деятельность:
- самостоятельно одевается, раздеваться, складывает и убирает одежду, с помощью
взрослого приводит ее в порядок;
- самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой;
- самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по
окончании работы.
Конструктивная деятельность:
- продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные
детали с учетом их конструктивных свойств;
- способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога;
- умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам;
- может конструировать по замыслу.
Изобразительная деятельность:
- Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета,
- аккуратного закрашивания, использования разных материалов;
- передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов;
- знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством башкир ч/з башкирские сказки, игрушки ,игры, рисуют палас, состоящих из двух горизонтальных полос ,создают узор , наклеивают готовые элементы из квадратиков ,полосок.
- выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи;
- создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную
композицию;
- использует все многообразие усвоенных приемов лепки;
- правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали
(квадрат и прямоугольник);
- вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
- аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей;
составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур;
Музыкальная деятельность:
- узнает песни по мелодии;
- различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы);
- может петь протяжно, четко произносить слова;
- вместе с другими детьми - начинать и заканчивать пение;
- выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их всоответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами покругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками);
- умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Двигательная деятельность:
- владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес кучастию вподвижных играх и физических упражнениях.
- принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметыразными способами правой и левой рукой;
- отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд;
- может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м;
- умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
- может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);
- ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет поворотпереступанием, поднимается на горку;
- ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны;
- выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
Безопасность:
- соблюдает элементарные правила поведения в детском саду;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдаетэлементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь»;
различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение;
- понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки«Пешеходный переход», «Дети»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Старшая группа (5 – 6 лет)
Игровая деятельность:
- договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;
- умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;
- в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш;
объясняет правила игры сверстникам;
- после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используя средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;
- имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).
Коммуникативная деятельность:
- может участвовать в беседе;
- умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок;
- последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения;
- определяет место звука в слове;
- умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением;
- знает 2 - 3 программных стихотворения, 2 - 3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения;
- драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Познавательно-исследовательская деятельность:
- считает (отсчитывает) в пределах 10;
- правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
- сравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавлениеединицы);
- сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения;
- размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины;
- выражает словами местонахождение предмета по отношению ксебе, другим предметам;
- знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон);
- называет утро, день, вечер,ночь;
- имеет представление о смене частей суток;
- называет текущий день недели;
- различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту;
- классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны;
- знает название родного города (поселка), страны, ее столицу;
- называет времена года, отмечает их особенности;
- знает о взаимодействии человека с природой в разное время года;
- знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений;
бережно относится к природе.
Трудовая деятельность:
- самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
- выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол;
- поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
- выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
Конструктивная деятельность:
- умеет анализировать образец постройки;
- может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создает постройки по рисунку;
- умеет работать коллективно.
Изобразительная деятельность:
- различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура);
- выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
- знает особенности изобразительных материалов;
- создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетныеизображения;
- использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
- использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;
- лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
- создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
- создает изображения по мотивам народных игрушек;
- изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.
Музыкальная деятельность:
- различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);
- различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню;
- петь в сопровождении музыкального инструмента;
- может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки;
- умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении);
- самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям;
- умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.
Двигательная деятельность:
- умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
- умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
- может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
- умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м); владеет школой мяча;
- выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
- умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо;
- равняться, размыкаться в колонне, шеренге;
- выполнять повороты направо, налево, кругом;
- ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км;
- ухаживает за лыжами;
- умеет кататься на самокате;
- участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
- умеет плавать (произвольно).
Безопасность:
- соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение;
- понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки
«Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
3.1. Основные технические сведения об учреждении,