Материально-технические обеспечение программы.

-Материально-техническое условия ДОУ соответствует требованиям с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

-соответствует ДОУ требованиям и правилам пожарной безопасности.

-оснащен помещение детского сада развивающей предметно-пространственной средой.

-отвечает требованиям к материально-техническому обеспечению программ.

При реализации Программы педагоги организуется разные формы деятельности детей, как на территории и в помещении ДОУ.

На территории МБДОУ детский сад «Кояшкай» выделены следующие функциональные зоны:

− игровая зона, которая включает в себя:

- групповые площадки (индивидуальные для каждой группы с соблюдением принципа групповой изоляции);

− физкультурная площадка;

− хозяйственная зона.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества образовательной деятельности по Программе представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования. Оценивание качества, т.е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Учреждением, заданным требованиям Стандарта и Программы, в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий в процессе образовательной деятельности. Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Учреждением, включая психолого-педагогические, кадровые, материально – технические, финансовые, информационно – методические, управление Учреждением и т.д. Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Учреждения на основе достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры: - не подлежат непосредственной оценке; - не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников; - не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями воспитанников; - не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников; - не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития воспитанников, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: - педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью воспитанников в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого воспитанника в ходе:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

- игровой деятельности;

- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

- художественной деятельности;

- физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки воспитанника, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой воспитанников. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику воспитанников и скорректировать свои действия; - детские портфолио, фиксирующие достижения воспитанника в ходе образовательной деятельности; - карты развития воспитанника; - различные шкалы индивидуального развития.

В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности по Программе:

1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;

2) учитывает факт разнообразия путей развития воспитанника в условиях современного постиндустриального общества;

3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования;

4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, учреждения и для педагогов Учреждения в соответствии:

- с разнообразием вариантов развития воспитанника в дошкольном детстве;

- разнообразием вариантов образовательной среды;

- разнообразием местных условий;

5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования на уровне Учреждения.

Система оценки качества реализации программ дошкольного образования на уровне Учреждения обеспечивает участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполняет свою основную задачу – обеспечивает развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

- диагностика развития воспитанника, используемая как профессиональный инструмент педагога для получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с воспитанникам по Программе;

- внутренняя оценка, самооценка учреждения;

- внешняя оценка Учреждения, в т.ч. независимая профессиональная и общественная оценка. На уровне учреждения система оценки качества реализации Программы решает задачи:

- повышения качества реализации Программы;

- реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам Программы;

- обеспечения объективной экспертизы деятельности учреждения в процессе оценки качества Программы;

- задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой Организации;

- создания оснований преемственности между дошкольным и начальным образованием. Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Учреждении является оценка качества психолого-педагогических условий реализации Программы, а именно психолог – педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Учреждения. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.

Ключевым уровнем оценка является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует воспитанник, его семья и педагогический коллектив Учреждения. Система оценки качества представляет педагогам администрации Учреждения материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над Программой. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений Программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности. Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности Учреждения, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов Учреждения.

Система оценки качества дошкольного образования:

- должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации Программы в Учреждении в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;

- учитывает образовательными предпочтениями и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи воспитанника;

- исключает использование оценки индивидуального развития воспитанника в контексте оценки работы Учреждения;

- исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

- способствует открытости по отношению к ожиданиям воспитанника, семьи, педагогов, общества и государства;

- включает как оценку педагогами Учреждения собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в Учреждении;

- использует единые инструменты, оценивающие условия реализации Программы в Учреждении, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Программа: - определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей дошкольного возраста; - обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; - сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Содержание Программы направлено на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»;

- «Физическое развитие».

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей МАДОУ, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) детей дошкольного возраста:

- игровая (включает сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры),

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

-конструирование (из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

(В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ)

Образовательная область «Познавательное развитие» Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Содержательные модули:

· Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

· Приобщение к социокультурным ценностям.

· Формирование элементарных математических представлений.

· Ознакомление с миром природы.

Основные цели и задачи:

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности

- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

- Приобщение к социокультурным ценностям.

- Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об истории края, жизни народов, культуре родного народа и культуре народов, живущих в Башкортостане, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

- Формирование элементарных математических представлений

- Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

- Ознакомление с миром природы

- Ознакомление с природой и природными явлениями.

- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

- Формирование элементарных экологических представлений.

- Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

- Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

- Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Башкортостан.

- Познакомить животными и растениями Башкортостана, с их приспособленностью к климатическим условиям, зависящим от особенностей природы.

- Учить устанавливать зависимости и закономерности в природе.

- Дать представление об особенностях и многообразии природных явлений Башкортостана; о сезонных изменениях природы.

- Учить различать и называть состояние погоды.

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Содержательные модули:

· Развитие речи.

· Художественная литература

Основные цели и задачи:

- Развитие речи

- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей:

грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Содержательные модули:

· Приобщение к искусству.

· Изобразительная деятельность.

· Конструктивно-модельная деятельность.

· Музыкально-художественная деятельность.

Основные цели и задачи:

- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;

- воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

- Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

- Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Наши рекомендации