Перечень проверяемых компетенций по видам испытаний в рамках итоговой государственной аттестации
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Целью итогового междисциплинарного экзамена (далее – ИМЭ) выпускников магистратуры ВГПУ магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» направления «Психолого-педагогическое образование» является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО).
Задачи итогового междисциплинарного экзамена:
1) определить уровень сформированных знаний:
- способов изучения профессионально значимых явлений и процессов, их происхождения, основы анализа социоэкономических и культурно-исторических предпосылок явлений и процессов;
- правил и норм ведения профессиональных дискуссий и обсуждений, аргументации своей точки зрения;
- способов создания научных текстов по заданной логической структуре;
- признаков и сущность инновационных технологий в профессиональной деятельности;
- способов выстраивания взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся;
- научно-обоснованных методов и технологий психолого-педагогической деятельности, рекомендаций и ограничений их использования;
- основ организации, поддержки, стимулирования, коррекции межличностных контактов, общения (в том числе в поликультурной среде), совместной деятельности детей и взрослых;
- способов организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
- основ проектирования и осуществления диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности;
- основ анализа и прогнозирования рисков образовательной среды, планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению;
- основ психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;
2) составить представление о сформированности умений:
- применять способы изучения профессионально значимых объектов и процессов с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения;
- включаться в профессиональную дискуссию и обсуждение;
- представлять и аргументировано отстаивать свою точку зрения в профессиональных дискуссиях и обсуждениях;
- создавать научные тексты по заданной логической структуре;
- использовать инновационные технологии при решении профессиональных задач;
- проектировать взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся;
- использовать научно-обоснованные методы и технологии психолого-педагоги-ческой деятельности, в том числе современные технологии организации сбора, обработки данных и их интерпретации;
- организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;
- проектировать и частично организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
- проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности;
- анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;
- применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;
3) оценить проявления владения:
- навыками анализа социоэкономических и культурно-исторических условий происхождения профессионально значимых явлений и процессов;
- способами и опытом участия в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, отстаивания своей точки зрения;
- способами и опытом создания научных текстов по заданной логической структуре;
- способами экспертной оценки инновационных технологий в профессиональной деятельности, опытом их использования;
- отдельными способами выстраивания взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся;
- отдельными методами и технологиями психолого-педагогической деятельности, в том числе, современными технологиями сбора, обработки данных и их интерпретации;
- приемами организации, поддержки, стимулирования, коррекции межличностных контактов, общения (в том числе в поликультурной среде), совместной деятельности детей и взрослых;
- типовыми приемами организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
- приемами проектирования и осуществления диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности;
- приемами анализа и прогнозирования рисков образовательной среды, планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению;
- приемами психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса.
Перечень компетенций, проверяемых в процессе проведения государственного экзамена: ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-33, ПК-34, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-38, ПК-39, ПК-40, ПК-41
Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в форме защиты индивидуальных учебно-исследовательских проектов.
1. Тему проекта выпускники выбирают за 3 дня до экзамена из числа предложенных выпускающей кафедрой тем.
2. Выпускнику необходимо:
- обосновать актуальность предложенной темы;
- на основе анализа литературы раскрыть сущность ключевых понятий, раскрывающих содержание темы;
- сформулировать проблему и определить цель;
- представить краткий анализ степени изученности проблемы;
- разработать теоретическую модель оптимального решения указанной проблемы;
- обобщить массовую практику, используя Интернет-ресурсы и материалы периодической печати, выделив инвариантные и вариативные характеристики практической реализации рассматриваемой проблемы;
- соотнести теоретическую модель и состояние массовой практики, на основании чего предложить рекомендации а) для теоретических исследований проблемы; б) для совершенствования (или коррекции) практики;
- самоанализ (в какой мере удалось достичь цель, какие составляющие проектной разработки нуждаются в доработке).
Защита проекта осуществляется публично в присутствии членов Государственной экзаменационной комиссии и представляет собой форму испытания, в ходе которого выпускник представляет и обосновывает проектную разработку.
Защита происходит с использованием компьютерной презентации
Презентация должна включать:
- сведения о теме и авторе проекта (фамилия, имя, отчество, курс, группа, отделение, название выпускающей кафедры, учебного заведения);
- результаты деятельности в соответствии с выделенным выше алгоритмом;
- приложения в виде таблиц, наглядности и других необходимых материалов, обеспечивающих реализацию поставленной цели.
Аттестуемому отводится 15 минут для изложения сути проекта и презентации результатов его реализации.
Процедура защиты проекта включает:
- представление выпускника;
- выступление выпускника, презентация проекта;
- ответы на вопросы членов ГЭК и других заинтересованных лиц, присутствующих на государственном экзамене;
обсуждение результатов в свободной дискуссии;
заключительное слово выпускника;
обсуждение оценки проектной разработки на закрытом заседании ГЭК;
оглашение решения ГЭК.
Результаты ИГЭ обсуждаются членами ГЭК после того, как прозвучали все ответы. Оценки ответов озвучиваются в присутствии всей группы.
Выпускники, прошедшие итоговые государственные испытания, но не согласные с их результатами, могут подать письменное заявление об апелляции в апелляционную комиссию только по процедурным вопросам не позднее следующего рабочего дня после прохождения аттестационного испытания.
По результатам государственных аттестационных испытаний обучающийся имеет право на апелляцию. Письменная апелляция подается обучающимся лично в созданную в вузе апелляционную комиссию, в тексте апелляции заявляется о нарушении, по мнению обучающегося, установленной процедуры проведения государственного экзамена и (или) несогласии с результатами государственного экзамена. Срок подачи апелляции: не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.
Апелляция рассматривается не позднее 2 рабочих дней со дня подачи апелляции на заседании апелляционной комиссии, на которое приглашаются председатель государственной экзаменационной комиссии и обучающийся, подавший апелляцию. Решение апелляционной комиссии доводится до сведения обучающегося, подавшего апелляцию, в течение 3 рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии. Факт ознакомления обучающегося, подавшего апелляцию, с решением апелляционной комиссии удостоверяется подписью обучающегося.
При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения государственного экзамена апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений:
об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях процедуры проведения государственного экзамена не подтвердились и (или) не повлияли на результат государственного экзамена;
об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях процедуры проведения государственного экзамена подтвердились и повлияли на его результат. В этом случае результат государственного экзамена аннулируется. Обучающемуся предоставляется возможность пересдачи государственного экзамена в сроки, установленные образовательной организацией (до 15 июля текущего года).
При рассмотрении апелляции о несогласии с результатами государственного экзамена апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:
об отклонении апелляции и сохранении результата государственного экзамена;
об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата государственного экзамена.
Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленного результата государственного экзамена и выставления нового.
Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
Апелляция на повторное проведение государственного экзамена испытания не принимается.
Содержание итогового междисциплинарного экзамена
Тематика проектов определяется выпускающей кафедрой, исходя из приоритетных направлений осваиваемой профессиональной деятельности с учетом освоенного объема содержания, отраженного в программах дисциплин учебного плана.
Примерная тематика индивидуальных учебно-исследовательских проектов.
1. Международное и Российское законодательство в области инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Опыт организации в регионе интегрированного и инклюзивного образования.
3. Составление и условия реализации индивидуальных образовательных программ.
4. Адаптация содержания образовательных программ, учебных материалов для процесса инклюзивного обучения.
5. Технология оценивания результатов учебной деятельности учащихся в инклюзивном классе.
6. Информационно-коммуникативные технологии в инклюзивном образовании.
7. Современные технологии коррекции и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
8. Технологии организации социального партнерства образовательных учреждений, реализующих инклюзивные технологии
9. Основное содержание психолого-педагогического сопровождения лиц с отклонениями в развитии
10. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ в инклюзивном процессе.
11. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с ОВЗ.
12. Современные концептуальные подходы к организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
13. Проектирование образовательной среды образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.
14. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и профессиональной карьеры лиц с ОВЗ.
15. Проектирование культурно-досуговой деятельности детей с ОВЗ в инклюзивной среде.
16. Проектирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими сенсорные нарушения.
17. История специальной педагогики в России и за рубежом: основные вехи.
18. Философские и социокультурные основы специальной педагогики в России и за рубежом.
19. Принципы инклюзивного образования и их моральные основания.
Тематика индивидуальных учебно-исследовательских проектов обновляется ежегодно, утверждается выпускающей кафедрой.
Требования к качеству ответа и критерии оценки итогового междисциплинарного экзамена
В ходе итогового междисциплинарного экзамена оцениваются содержание, характер, полнота ответа, манера держаться при этом, владение русской речью, адекватное использование философских, психологических, педагогических терминов позволит государственной комиссии сформулировать суждение о качестве приобретенных компетенций выпускником вуза, то есть его способности применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами будущей профессиональной деятельности, другими словами готовности к самостоятельной профессионально-педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний ГЭК.
Критерии | Показатели | Шкала |
Компетенции сформированы в полном объеме на базовом уровне | 90-100% освоенных показателей, приведенных в описании компетенций, предложенном выше Выпускник в полном объеме раскрыл проектную тему, выполнил все требования к разработке и презентации проекта; логично выстроил ответ, придерживается четкого плана, демонстрирует глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий, продемонстрировал умение работать с презентацией. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает способность анализа в освещении различных концепций. Делает содержательные выводы. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации. | отлично |
Компетенции в основном сформированы на базовом уровне | 70-90% освоенных показателей, приведенных в описании компетенций, предложенном выше Выпускник раскрыл проектную тему, выполнил все требования к разработке и презентации проекта, придерживался намеченного плана. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы обоснованы. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации. | хорошо |
Компетенции сформированы частично на базовом уровне | 50-70% освоенных показателей, приведенных в описании компетенций, предложенном выше Выпускник раскрыл проектную тему, выполнил основные требования к разработке и презентации проекта. Его ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Выпускник демонстрирует затруднения при характеристике профессиональных понятий, отдельных теоретических позиций и положений. Выдвигаемые утверждения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют | удовлетворительно |
Компетенции большей частью не сформированы на базовом уровне | менее 50% освоенных показателей, приведенных в описании компетенций, предложенном выше Выпускник недостаточно раскрыл проектную тему, допустил нарушения требований к разработке проекта, подготовке и демонстрации презентации. Выпускник проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Проектная разработка содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны | неудовлетворительно |
Подготовка выпускника считается соответствующей требованиям ФГОС ВПО, если он в ходе итогового междисциплинарного экзамена продемонстрировал знания, умения и компетенции, свидетельствующие о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера, что соответствует оценке «удовлетворительно» и выше в действующей балльной системе оценок.
Рекомендации по подготовке к государственному экзамену
1. До начала государственной итоговой аттестации следует повторить изученное, сделав акцент на требованиях к осуществлению проектной деятельности (форма) и вопросы теории социальной педагогики и смежных разделов психологии (психология личности, социальная психология, педагогическая психология, специальная психология) (содержание).
2. При получении темы проекта следует:
- составить план работы над проектом (выделить этапы, определить временные границы работы);
- продумать и прописать смысловые части, которые необходимо осветить для раскрытия темы;
- подобрать необходимую литературу, стараясь учесть все выделенные смысловые части;
- изучить литературу, сделать выписки, зафиксировать собственные суждения;
- проанализировать и обобщить прочитанное, обдумать содержание каждого пункта проекта, обратив особое внимание на аргументы, логику доказательства ведущих тезисов;
- систематизировать теоретические выводы;
- подобрать примеры из практики, проанализировать их, опираясь на сформулированные теоретические выводы;
- систематизировать материал, останавливаясь отдельно на том, что объединяет все подобранные примеры (инвариантные характеристик) и что отличает конкретные примеры (вариативные характеристики);
- зафиксировать результаты, тщательно продумывая формулировки;
- повторить требования к разработке рекомендаций, разработать рекомендации с учетом требований к содержанию проекта, изложенные выше;
- подготовить текст выступления, ориентируясь при определении его объема на регламент процедуры защиты проекта (15 минут);
- разработать презентацию, ориентируясь на требования к презентациям. Важно помнить: в процессе защиты содержание слайдов не зачитывается, допустимо отослать присутствующих к изучению материала слайда, дать краткую характеристику или комментарий по материалу слайда;
- внести в текст выступления пометки о том, в каком месте выступления какой слайд должен быть продемонстрирован присутствующим;
- прочесть подготовленный текст выступления в сопровождении слайдов, отработать интонационные акценты, проследить за количеством затраченного времени. При необходимости, скорректировать текст выступления и презентацию.
Рекомендуемая литература
1. Сибагатуллина А. М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности : учебное пособие / А. М. Сибагатуллина [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2012. – 93 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277052&sr=1.
2. Красносельский С. А. Основы проектирования: учебное пособие / С. А. Красносельский [Электронный ресурс]. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 232 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232828&sr=1.
3. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.
4. Поветкина Т.Е. Инклюзивное образование: теория, нормативно-правовые основы, практика / Т.Е. Поветкина, Е.В. Алехина, Д.С. Калишкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 137 с.
5. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Издво «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 255 с.
6. Проектирование и реализация программ опытно-экспериментальной работы социально-педагогической направленности : хрестоматия / сост. М. В. Шакурова. – Воронеж : ВГПУ, 2013. – 119 с.
7. Шмидт В.Р.Социальная эксклюзия и инклюзия в образованииучебно-методическое пособие / В.Р. Шмидт. – Москва, 2006. – 186 с.
8. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендациидля педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина// Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80с.
10. Столяренко Л. Д. Психология личности : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 575 с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – Москва: Университетская книга, 2007. – 384 с.
Специальная психология : учеб. пособие / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. – Москва: Академия, 2003. – 464 с.
Интернет-ресурсы
Университетская библиотека –http://www.biblioclub.ru
Педагогическая библиотека – http://pedlib.ru
Педагогика Образовательный ресурс – http://www.koob.ru/pedagogics
Общие положения
1.1. В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению «Педагогическое образование» профессионального высшего образования, «Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» в состав государственной итоговой аттестации обязательно входит защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Перечень компетенций, проверяемых в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы: ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-33, ПК-34, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-38, ПК-39, ПК-40, ПК-41
Выпускная квалификационная работа магистра (магистерская диссертация) имеет профессиональную направленность, подтверждает способность автора к самостоятельному исследованию на основе приобретенных теоретических знаний, практических навыков и методов научного исследования, включающих в себя совокупность результатов и научных положений, представляемых автором для публичной защиты.
Выпускная квалификационная работа выполняется на завершающем этапе обучения и имеет целью:
- развитие навыков самостоятельной работы студента, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении поставленных задач;
- расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний, полученных на определенном этапе обучения, приобретение навыков практического применения полученных знаний при решении конкретных задач;
- приобретение опыта обработки и анализа информации, полученной в результате изучения широкого круга источников (документов, статистических данных) и научной литературы;
- приобретение опыта обработки, анализа и систематизацию данных, полученных в ходе наблюдений и экспериментального изучения объектов сферы профессиональной деятельности;
- развитие у студентов способностей к проектированию и апробации проекта в своей деятельности;
- выявление степени подготовленности студента к выполнению профессиональных задач.
Материал, включаемый в выпускную квалификационную работу, должен быть обработан и систематизирован, название работы быть кратким и отражать ее содержание.
Общими требованиями к выпускным квалификационным работам являются:
- четкость построения;
- логическая последовательность изложения материала;
- убедительность аргументации;
- краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования;
- конкретность изложения результатов работы;
- доказательность выводов и обоснованность полученных результатов и рекомендаций.
Требования к организации выполнениявыпускных квалификационных работ
Тематику выпускных квалификационных работ разрабатывает выпускающая кафедра. Тематика ВКР должна ежегодно обновляться, быть актуальной, соответствовать направлению и профессионально-образовательному профилю, современному состоянию и перспективам развития науки.
Студент имеет право предложить собственную тему выпускной квалификационной работы. В этом случае студентом подается заявление на имя заведующего выпускающей кафедрой, в котором указывается тема предполагаемого исследования с обоснованием целесообразности его разработки. Предложенная студентом тема ВКР рассматривается на заседании выпускающей кафедры. Кафедра имеет право утвердить или отклонить предложенную тему.
Закрепление темы выпускной квалификационной работы производится на основании заявления студента, написанного на имя заведующего выпускающей кафедрой с указанием выбранной темы исследования и научного руководителя. В особых случаях допускается совместное выполнение (несколькими выпускниками) выпускной квалификационной работы по одной теме.
Тема магистерской диссертации, научный руководитель и научный консультант (при необходимости) утверждаются приказом ректора по Университету на основании решения совета факультета по представлению руководителя магистерской программы в первые два месяца 1 курса.
Непосредственное руководство магистерскими диссертациями осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученоезвание. Руководителями выпускных квалификационных работ магистров (магистерских диссертаций) являются преподаватели, назначаемые из числа высококвалифицированных специалистов (докторов или кандидатов наук), ведущих научные исследования по профилю магистерской программы.
Внесение изменений в название темы осуществляется не позднее, чем за 2 месяца до защиты. При возникновении необходимости корректировки темы выпускной квалификационной работы заведующий выпускающей кафедрой подает в деканат служебную записку с обоснованием причины. Служебная записка визируется деканом, согласовывается с проректором по учебной работе и служит основанием для издания приказа ректора о корректировке темы ВКР.
Все изменения в руководстве выпускными квалификационными работами проводятся приказом ректора. При возникновении необходимости замены научного руководителя, заведующий выпускающей кафедрой подает в деканат служебную записку с обоснованием причины, которая визируется деканом и согласовывается с проректором по учебной работе. Служебная записка служит основанием для издания приказа ректора о замене научного руководителя.
Выпускающей кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускных квалификационных работ магистров по согласованию с проректором по учебной работе. Консультантами могут назначаться профессора, докторанты, доценты высших учебных заведений, научные сотрудники и высококвалифицированные сотрудники других учреждений и предприятий. Консультанты подписывают соответствующую часть работы, выполненной выпускником.
ВКР должна содержать обоснование выбора темы исследования, актуальность и новизну поставленной задачи, обзор используемых в работе источников и литературы, обоснование выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ, выводы, список источников и литературы и оглавление.
Общими требованиями к ВКР являются:
- четкость построения;
- логическая последовательность изложения материала;
- убедительность аргументации;
- краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования;
- конкретность изложения результатов работы;
- доказательность выводов и обоснованность полученных результатов и рекомендаций.
За актуальность, соответствие тематики ВКР профилю направления подготовки, руководство и организацию ее выполнения ответственность несет выпускающая кафедра и непосредственно научный руководитель ВКР. В обязанности научного руководителя выпускной квалификационной работы входит:
- оказание помощи студенту в разработке общего графика на период написания ВКР;
- рекомендации в подборе необходимой литературы;
- осуществление общего контроля деятельности студента и проведение регулярных консультаций по вопросам написания ВКР;
- чтение представленного варианта ВКР (целиком или по главам);
- подготовка студента к процедуре защиты ВКР и написание отзыва.
Студент-выпускник обязан:
- вести систематическую работу по изучению научной литературы и широкого круга источников (документов, статистических данных) по теме исследования;
- проводить сбор и обработку информации для выполнения экспериментального исследования объектов сферы профессиональной деятельности;
- поддерживать связь с научным руководителем, регулярно информируя его о ходе работы;
- пройти процедуру предварительной защиты ВКР на выпускающей кафедре; подготовить доклад и демонстрационный материал к нему (результаты предварительной защиты фиксируются в протоколах заседаний выпускающих кафедр);
- не позднее, чем за неделю до защиты представить на выпускающую кафедру с отзывом научного руководителя и с рецензией готовый вариант ВКР;
- в назначенный срок явиться на защиту ВКР с подготовленным текстом выступления.
За все сведения, изложенные в выпускной квалификационной работе и за правильность всех данных, ответственность несет непосредственно студент – автор ВКР.
Кафедра принимает решение о допуске ВКР к защите, о чем делается запись заведующего кафедрой на титульном листе работы. Процедура допуска определяется выпускающей кафедрой.
Структура выпускной квалификационной работы, как правило, состоит из:
- титульного листа (см. Приложение);
- оглавления;
- введения, в котором обосновываются целесообразность выбора темы, актуальность поставленных задач, проводится критический анализ историографии вопроса;
- основной части, состоящей из глав и параграфов, посвященных самостоятельному исследованию по конкретным задачам работы, анализу поставленной проблемы. Каждая глава завершается выводами;
- заключения, включающего выводы по всей теме исследования и рекомендации по внедрению;
- списка использованных источников и литературы;
- приложений (если они имеются).
Выпускная квалификационная работа должна быть напечатана на компьютере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297х210 мм).
Требования к тексту ВКР: через полтора межстрочных интервала, шрифт – TimesNewRoman, кегель (размер) – 14 пт. Текст должен занимать 30-35 строк, в строке до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаками препинания). Поля стандартные: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см.
ВКР оформляется на основе ГОСТа 7.32-2001 («Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»), ГОСТа Р 7.05-2008 (Библиографическая ссылка).
Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнять схемы и рисунки допускается черной капиллярной ручкой.
ВКР должна быть сброшюрована и переплетена.
Объем ВКР на степень бакалавра должен составлять не менее 40 страниц (без приложений и списка использованных источников и литературы).
Текст работы начинается с титульного листа. На следующей странице дается оглавление работы с перечислением введения, заголовков глав, разделов и подразделов основной части, заключения, списка использованных источников, приложений с указанием страниц. Формулировка их должна соответствовать содержанию работы, быть четкой и отражать ее внутреннюю логику.
Во введенииуказывают актуальность исследования темы ВКР, объект, предмет, цель и задачи проводимого исследования, дается краткий обзор информационной базы исследования.
Основная часть ВКР должна включать не менее двух глав (но, как правило, не более четырех), она может быть представлена теоретическими и практическими разделами. В конце каждой главы следует обобщить материал в соответствии с целями и задачами, сформулировать выводы и достигнутые результаты.
В заключении обобщаются результаты ВКР, формулируются выводы и предложения, возможные перспективы применения результатов на практике и направления дальнейшего исследования проблемы.
Список использованных источников и литературы должен включать изученную и использованную в ВКР литературу. Он свидетельствует о степени изученности проблемы, наличии у студента навыков самостоятельной работы с информационной составляющей ВКР.
В приложения включаются связанные с выполнением ВКР материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть внесены в основную часть (справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики и иные материалы, разработанные в процессе выполнения ВКР).
Нумерация страниц должна быть сквозной. Приложение и список литературы необходимо включать в сквозную нумерацию. Титульный лист не нумеруется.
Каждый раздел в тексте отделяется один от другого. Номер соответствующего раздела (главы) или подраздела (параграфа) ставится в начале заголовка. Каждая глава начинается с новой страницы.
Выпускная квалификационная работа может включать различные графические объекты (карты, схемы, рисунки, фотоиллюстрациии т.п.), количество которых определяется содержанием ВКР. Они размещаются сразу же после ссылки на них в тексте работы, а при большом количестве их разрешается помещать в конце работы. Каждый объект сопровождается подписью.
Цифровой материал, помещаемый в работе, рекомендуется оформлять в виде таблиц. Требования к размещению таблиц в тексте аналогичны требованиям, предъявляемым к размещению иллюстраций.
На источники и литературу, цитируемые в тексте, делаются ссылки. Допускается использование строчных или подстрочных ссылок. Ссылки делаются не только в случае прямого цитирования, когда автор ВКР дословно приводит заключенный в кавычки текст документа или высказывания, но и когда приводятся новые факты, цифровой материал, другие сведения, передаваемые своими словами. При отсутствии ссылок работа не должна допускаться к защите научным руководителем, а отсутствие ссылок в тех случаях, когда они должны быть, ведет к снижению оценки работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пример экзаменационного билета
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
Утверждаю: «» 20 г. | Кафедра общей и социальной педагогики Дисциплина государственный междисциплинарный экзамен |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
Тема проектного задания: Содержание и технологии психологического сопровождени