Технология развития педагогических нововведений

Главным параметром и спецификой педагогических нововведе­ний является процесс перевода образовательной системы из одно­го состояния в другое. Каковы закономерности этого процесса?

По мнению В.Л. Аношкиной и С.В. Резванова, особенностью большинства нововведений является противоречие между конк­ретными изменениями, вносимыми в данную систему, и ее ус­тойчивостью, сохранением ее в виде целого.

Сложившиеся цели и связи имеет каждый объект. Функциони­рование объекта - это цикличное воспроизводство действий. Эф­фективность его зависит от регулярности. Нововведение же пре­пятствует такому функционированию, требуя его перестройки. Такое противоречие свойственно взаимодействию всякого педа­гогического нововведения со средой его реализации.

Педагогические и образовательные инновации не появляются «просто так», только по желанию педагога или образовательного работника, «они не есть только проявление их творчества, они представляют собой момент развития педагогической или образовательной системы.

Чтобы педагогическая или образовательная инновация была воспринята системой, стала ее частью, она должна ей соответ­ствовать... Педагогические инновации рождаются в образова­тельной системе как момент проявления закона ее волновой предадаптации к изменяющейся внешней среде (к ее импуль­сам): социальной, образовательной, экономической, психоло­гической, демографической, организационной, научно-педагогической и т.д.».

Отношение образовательной системы к инновациям характе­ризуется понятием инновационной восприимчивости.

Образовательная система имеет определенные типы иннова­ционной восприимчивости: научно-техническую, экономическую, социальную, психологическую, организационную и педагогическую. Инновационная восприимчивость педагогических систем (пе­дагога, директората или ректората, педагога, человека) происхо­дит под инновационным давлением, которое представляет собой функцию от областей возможности и способности системы.

Каким же образом конструировать и сопровождать педагоги­ческие нововведения, чтобы они соответствовали потребностям инновируемой образовательной системы? Рассмотрим данный вопрос в ракурсе инновационной педагогической деятельности.

Этапы инновационной педагогической деятельности

Исследователи инновационной педагогической деятельности выделяют следующие три этапа этой деятельности.

I этап — зарождение инновации. Этот этап обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: но­вое возрождение старого в новых условиях — гимназий, лицеев, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современ­ных педагогических проблем.

II этап — освоение педагогических инноваций. Для данного этапа характерна тенденция усиления потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.

Первая схема

  1. Формирование педагогической проблемы.
  2. Анализ педагогической проблемы.
  3. Анализ путей решения проблемы.
  4. Выбор пути решения посредством введения инновации.
  5. Прогнозирование последствий решения.
  6. Апробация (возможен отказ от нововведения).

Вторая схема

1. Ознакомление с инновацией (первоначальная информация).

2. Появление интереса (поиск дополнительной информации).

3. Оценка инновации и решение освоить ее.

4. Апробация (возможен отказ от нововведения).

III этап — «рутинизация», превращение инноваций в традицию, привычный способ деятельности. На данном этапе приме­нение инновации начинает носить массовый характер. Этот этап обусловливается двумя законами: законом финальной реализации инновационной деятельности и законом стереотипизации педа­гогической инновации.

Рассмотренная структура инновационной педагогической дея­тельности не единственная. С.А. Шаронова считает, что процесс внедрения педагогических инноваций в практику может иметь иные этапы.

1. Первый этап нужен, чтобы определиться в выборе цели и средств инновационной деятельности, проводить анализ ситуа­ции в образовании на всех его уровнях: международном, уровнях страны, региона, конкретного образовательного учреждения.

2. Вторым этапом является выбор средств внедрения ин­новации. Под средствами подразумевают кадровую, материально-техническую, финансовую и моральную базу образовательного уч­реждения, его юридический статус; ведение экспериментальной (исследовательской) работы. Результатами этапа являются созда­ние концепции инновации, определение объема последней и раз­работка технического задания на ведение исследовательской ра­боты в выбранном направлении инновационной деятельности.

3. Третий этап — разработка программы реализации экс­перимента и научно-методического обеспечения инновации. При разработке программы эксперимента особое внимание уделяется определению его этапов и критериев диагностики ожидаемых ре­зультатов, соотношению значимости и новизны этих результатов с имеющимся традиционным опытом. Научно-методическое обес­печение является как выражением содержания инновации, так и гарантом возможности ее реализации на практике. Результатами третьего этапа являются реализация программы педагогических инноваций, создание их развитого научно-методического обеспе­чения и разработка рекомендаций по широкому использованию инноваций.

4. Четвертый, заключительный, этап - внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом эта­пе вырабатываются нормативы содержания, финансирования и правового обеспечения инновации. Основным здесь является экс­пертиза результата инновационной деятельности, которая опре­деляет степень значимости и ценности инновации, уровни ее вне­дрения.

Перечисленные этапы инновационной педагогической деятель­ности предполагают традиционный подход «внедрения науки б практику». С учетом личностно ориентированной парадигмы об­разования необходимо планирование ситуаций включения субъек­тов инновационного образования в процесс его реализации и при необходимости — преобразования.

Наши рекомендации