Пятый год обучения (9 класс)
№ | Раздел | Количество занятий |
Диагностика. Тестирование. | ||
Фонетика. | ||
Лексика. | ||
Морфемика. | ||
Морфология. | ||
Синтаксис. Пунктуация. | ||
Проверочные работы. | ||
Тестирование. | ||
ВСЕГО: 30 занятий |
Содержание программы (9 класс)
Диагностика. Тестирование (2 занятия)
Диагностика устной речи.
Диагностика письменной речи.
Фонетика (4 занятия)
Многообразие звуков. Фонетический и фонематический анализ слов.
Обозначение гласных и согласных звуков. Выделение звука по заданию учителя, его характеристика. Подбор схем к слову, слов к схемам. Преобразование слов путём добавления звука: вол – волк, убавления звука: урок – рок, перестановки звуков: лов - вол. Определение позиции заданного звука. Различия в образовании произношении гласных и согласных звуков. Определение количества слогов в слове. Слоговая схема слов. Подбор схем к слову, слов к схемам. Составление слов из слогов. Преобразование слов: путём перестановки слогов местами сосна - насос; добавления слогов вёл – привёл; убавления слогов пришёл – шёл. Подбор слов к заданной звукослоговой схеме, схем к словам. Анализ слова. Выделение заданного звука, слога. Соотнесение количества звуков, букв, слогов. Характеристика заданного звука, слога. Преобразование слов путём изменения его звукослогового состава. Составление слов из заданных звуков, слогов.
Дифференциация звуков и букв по всем признакам.
Звуки и буквы. Сравнение звуков по всем признакам. Позиция в слове. Звуковая схема слова. Подбор слов с заданным звуком. Графические диктанты. Преобразование слов путём взаимозамены парных звуков (сайка-зайка). Правописание звонких и глухих согласных в слове. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Договаривание предложений, их запись.
Лексика (6 занятий)
Слово и его лексическое значение.
Лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Выделение из текста и их запись.
Многообразие слов .
Слова омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы, фразеологизмы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Заимствованные слова. Выделение слов из текста и их запись.
Морфемика (5 занятий)
Состав слова.
Основа слова и окончание. Корень слова. Приставка и суффикс. Словообразование. Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных а – о, е – и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок при- и пре-.
Морфология (4 занятия)
Части речи.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение, глагол.
Служебные части речи.
Понятие о предлоге, союзе, частице. Правописание предлогов. Подчинительные и сочинительные союзы. Значение частиц. Правописание не и ни. Дифференциация предлога, союза, частицы.
Синтаксис. Пунктуация (7 занятий)
Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.
Основные виды словосочетаний. Виды предложений. Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Составление и запись предложений.
Работа с деформированным текстом.
Предложение. Составление предложений из заданных слов. По предметным и сюжетным картинкам. Деформированный текст. Восстановление деформированного текста в начале, в середине, в конце. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Определение основной мысли текста. Объединение предложений в рассказ.
Проверочные работы (1 занятие)
Диктант с заданием.
Тестирование (1 занятие)
Итоговое тестирование. Обследование письменной речи.
Календарно-тематическое планирование (9 класс)
дата | № занятия | Тема | Содержание коррекционной работы Грамматические и лексические темы Виды деятельности | |
Диагностика. Тестирование (2 занятия) | ||||
Обследование состояния устной речи. | - Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. - Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). - Состояние фонематического анализа и синтеза. - Исследование понимания речи (импрессивной). - Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. - Состояние связной речи. - Исследование процесса чтения. | |||
Обследование состояния письменной речи. | Исследование процесса письма. | |||
Фонетика (4 занятия) | ||||
3-4 | Многообразие звуков. Фонетический и фонематический анализ слов. | Обозначение гласных и согласных звуков. Выделение звука по заданию учителя, его характеристика. Подбор схем к слову, слов к схемам. Преобразование слов путём добавления звука: вол – волк, убавления звука: урок – рок, перестановки звуков: лов - вол. Определение позиции заданного звука. Различия в образовании произношении гласных и согласных звуков. Определение количества слогов в слове. Слоговая схема слов. Подбор схем к слову, слов к схемам. Составление слов из слогов. Преобразование слов: путём перестановки слогов местами сосна - насос; добавления слогов вёл – привёл; убавления слогов пришёл – шёл. Подбор слов к заданной звуко-слоговой схеме, схем к словам. Анализ слова. Выделение заданного звука, слога. Соотнесение количества звуков, букв, слогов. Характеристика заданного звука, слога. Преобразование слов путём изменения его звуко-слогового состава. Составление слов из заданных звуков, слогов. | ||
5-6 | Дифференциация звуков и букв по всем признакам. | Звуки и буквы. Сравнение звуков по всем признакам. Позиция в слове. Звуковая схема слова. Подбор слов с заданным звуком. Графические диктанты. Преобразование слов путём взаимозамены парных звуков (сайка-зайка). Правописание звонких и глухих согласных в слове. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Договаривание предложений, их запись. | ||
Лексика (6 занятий) | ||||
7-9 | Слово и его лексическое значение. | Лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Выделение из текста и их запись. | ||
10-12 | Многообразие слов. | Слова омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы, фразеологизмы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Заимствованные слова. Выделение слов из текста и их запись. | ||
Морфемика (5 занятий) | ||||
13-15 | Состав слова. | Основа слова и окончание. Корень слова. Приставка и суффикс. Словообразование. Чередование звуков в корне слова. | ||
16-17 | Правописание корней и приставок. | Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных а – о, е – и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок при- и пре-. | ||
Морфология (4 занятия) | ||||
18-20 | Части речи. | Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение, глагол. | ||
Служебные части речи: предлог, союз, частица. | Понятие о предлоге, союзе, частице. Правописание предлогов. Подчинительные и сочинительные союзы. Значение частиц. Правописание не и ни. Дифференциация предлога, союза, частицы. | |||
Синтаксис. Пунктуация (7 занятий) | ||||
22-24 | Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. | Основные виды словосочетаний. Виды предложений. Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Составление и запись предложений. | ||
25-28 | Работа с деформированным текстом. | Предложение. Составление предложений из заданных слов. По предметным и сюжетным картинкам. Деформированный текст. Восстановление деформированного текста в начале, в середине, в конце. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Определение основной мысли текста. Объединение предложений в рассказ. | ||
Проверочные работы (1 занятие) | ||||
Проверочные работы. | ||||
Тестирование (1 занятие) | ||||
Итоговое тестирование. | Обследование письменной речи. |