Первый год обучения (5 класс)
№ | Раздел | Количество занятий |
Диагностика. Тестирование. | ||
Развитие и уточнение пространственных представлений. | ||
Развитие и уточнение временных представлений. | ||
Алфавит. | ||
Звуки и буквы. | ||
Однокоренные слова. | ||
Ударение. | ||
Безударные гласные в корне слова. | ||
Звонкие и глухие согласные. | ||
Непроизносимые согласные. | ||
Правила переноса. | ||
Словарные слова. | ||
Двойные согласные. | ||
Проверочные работы. | ||
Обследование. Тестирование. | ||
ВСЕГО: 60 занятий |
Содержание программы (5 класс)
1. Диагностика. Тестирование (3 занятия)
Обследование неречевых психических функций.
Обследование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание и память.
Обследование состояния устной и письменной речи.
2. Развитие и уточнение пространственных представлений (4 занятия)
Правописание существительных множественного числа, родительного падежа. Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «вперёд», «около» и т.п.).
3. Развитие и уточнение временных представлений (6 занятий)
Сутки. Дни недели Времена года. Месяцы. Год. Календарь. Праздники, Семья.
4. Алфавит (2 занятия)
Понятия «алфавит» и «азбука».
5. Звуки и буквы (11 занятий)
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Дифференциация согласных по глухости-звонкости. Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения.
6. Однокоренные слова (7 занятий)
Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы
7. Ударение (4 занятия)
Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.
8. Безударные гласные в корне слова (3 занятия)
Анализ и комментирование орфограмм в корне слова. Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов.
9. Звонкие и глухие согласные (4 занятия)
Оглушение звонких согласных. Озвончение глухих согласных.
10. Непроизносимые согласные (3 занятия)
Анализ и комментирование орфограммы.
11. Правила переноса (3 занятия)
Слоговой анализ. Тренировочные упражнения.
12. Словарные слова (2 занятия)
Анализ и комментирование орфограммы.
13. Двойные согласные (6 занятий)
Анализ и комментирование орфограммы.
14. Проверочные работы (1 занятие)
Слуховые диктанты. Работа с карточками.
15. Обследование. Тестирование (1 занятие)
Календарно-тематическое планирование (5 класс)
дата | № занятия | Тема | Содержание коррекционной работы Грамматические и лексические темы | Развитие неречевых процессов |
Диагностика. Тестирование (3 занятия) | ||||
Обследование неречевых психических функций. | Исследование неречевых психических функций. | |||
Обследование состояния устной речи. | Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. | |||
Обследование состояния письменной речи. | Исследование процесса письма. | |||
Развитие и уточнение пространственных представлений (4 занятия) | ||||
4-5 | Развитие и уточнение пространственных представлений. | Правописание существительных множественного числа, родительного падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.). | Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков. | |
6-7 | Развитие и уточнение пространственных представлений | Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды» | Развитие внимания. | |
Развитие и уточнение временных представлений (6 занятий) | ||||
Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели. | Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?» | Развитие памяти. | ||
Развитие и уточнение временных представлений. Времена года. | Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. | Развитие внимания. | ||
Развитие и уточнение временных представлений. Месяцы. | Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. | Развитие словесно-логического мышления. | ||
Развитие и уточнение временных представлений. Год. | Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. | Развитие произвольного внимания и всех видов памяти | ||
Развитие и уточнение временных представлений. Календарь. Праздники. | Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед». | Развитие словесно-логического мышления | ||
Развитие и уточнение временных представлений. Семья. | Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с привидениями. О. Уайльд «Кентервильское привидение». | Развитие абстрактного и образного мышления | ||
Алфавит (2 занятия) | ||||
Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит». | Гласные и согласные буквы и звуки. Б. Заходер «Песенка-азбука» | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | ||
Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит». | Гласные и согласные буквы и звуки. Я. Бжехва «Волшебник Ковальский» | |||
Звуки и буквы (11 занятий) | ||||
Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков. | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | ||
Звуки и буквы. Гласные I ряда. | Гласные звуки и буквы 1 – го ряда. | Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица». | ||
Звуки и буквы. Гласные II ряда. | Буквы «е», «ё», «ю», «я» | |||
19-20 | Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». | ||
Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости. | Мягкие и твердые согласные. | Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки». | ||
Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости. | Глухие и звонкие согласные. | |||
Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения. | Предложение. | Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за»). Упражнение «Копирование точек». | ||
Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения. | Строчные и прописные буквы. | |||
25-26 | Заглавная буква в именах собственных | Развитие связной речи. Письмо Деду Морозу. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?». | |
Однокоренные слова (7 занятий) | ||||
27-28 | Однокоренные слова. Корень. | Части слова. Корень. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей». | |
29-30 | Однокоренные слова. Приставка. | Части слова. Приставка. | ||
31-32 | Однокоренные слова. Суффикс. | Части слова. Суффикс. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков». | |
Однокоренные слова. Окончание. | Части слова. Окончание. | |||
Ударение (4 занятия) | ||||
Ударение. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур», «Лабиринты». | |||
35-37 | Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. | Слова-омографы | ||
Безударные гласные в корне слова (3 занятия) | ||||
Безударные гласные в корне слова. | Части слова. Корень. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания | ||
Безударные гласные в корне слова. | Части слова. Приставка. | |||
Безударные гласные в корне слова. | Части слова. Суффикс. Окончание. | |||
Звонкие и глухие согласные (4 занятия) | ||||
41-42 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных (оглушение). | Оглушение звонких согласных в середине слова. | Усиление концентрации слухового внимания | |
43-44 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных (озвончение). | Озвончение глухих согласных в середине слова. | ||
Непроизносимые согласные (3 занятия) | ||||
45-47 | Непроизносимые согласные. | Анализ и комментирование орфограммы. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары». | |
Правила переноса (3 занятия) | ||||
48-50 | Правила переноса. | Слоговой анализ. Тренировочные упражнения. | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно». Упражнение «Мысленные образы и эмоции». | |
Словарные слова (2 занятия) | ||||
51-52 | Словарные слова. | Анализ и комментирование орфограммы. | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. | |
Двойные согласные (6 занятий) | ||||
53-55 | Двойные согласные в корне слова. | Анализ и комментирование орфограммы. | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение«Осознание визуального материала». | |
56-58 | Двойные согласные на стыке морфем. | Анализ и комментирование орфограммы. | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала» | |
Проверочные работы (1 занятие) | ||||
Слуховые диктанты. Работа с карточками. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с обучающимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | ||||
Обследование. Тестирование (1 занятие) | ||||
Фронтальное обследование. |
Учебно-тематический план