Первый год обучения (5 класс)

Раздел Количество занятий
Диагностика. Тестирование.
Развитие и уточнение пространственных представлений.
Развитие и уточнение временных представлений.
Алфавит.
Звуки и буквы.
Однокоренные слова.
Ударение.
Безударные гласные в корне слова.
Звонкие и глухие согласные.
Непроизносимые согласные.
Правила переноса.
Словарные слова.
Двойные согласные.
Проверочные работы.
Обследование. Тестирование.
  ВСЕГО: 60 занятий

Содержание программы (5 класс)

1. Диагностика. Тестирование (3 занятия)

Обследование неречевых психических функций.

Обследование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание и память.

Обследование состояния устной и письменной речи.

2. Развитие и уточнение пространственных представлений (4 занятия)

Правописание существительных множественного числа, родительного падежа. Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «вперёд», «около» и т.п.).

3. Развитие и уточнение временных представлений (6 занятий)

Сутки. Дни недели Времена года. Месяцы. Год. Календарь. Праздники, Семья.

4. Алфавит (2 занятия)

Понятия «алфавит» и «азбука».

5. Звуки и буквы (11 занятий)

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Дифференциация согласных по глухости-звонкости. Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения.

6. Однокоренные слова (7 занятий)

Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы

7. Ударение (4 занятия)

Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

8. Безударные гласные в корне слова (3 занятия)

Анализ и комментирование орфограмм в корне слова. Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов.

9. Звонкие и глухие согласные (4 занятия)

Оглушение звонких согласных. Озвончение глухих согласных.

10. Непроизносимые согласные (3 занятия)

Анализ и комментирование орфограммы.

11. Правила переноса (3 занятия)

Слоговой анализ. Тренировочные упражнения.

12. Словарные слова (2 занятия)

Анализ и комментирование орфограммы.

13. Двойные согласные (6 занятий)

Анализ и комментирование орфограммы.

14. Проверочные работы (1 занятие)

Слуховые диктанты. Работа с карточками.

15. Обследование. Тестирование (1 занятие)

Календарно-тематическое планирование (5 класс)

дата № занятия Тема Содержание коррекционной работы Грамматические и лексические темы Развитие неречевых процессов
Диагностика. Тестирование (3 занятия)
  Обследование неречевых психических функций.   Исследование неречевых психических функций.
  Обследование состояния устной речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения.
  Обследование состояния письменной речи.     Исследование процесса письма.
Развитие и уточнение пространственных представлений (4 занятия)
  4-5 Развитие и уточнение пространственных представлений. Правописание существительных множественного числа, родительного падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.). Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков.
  6-7 Развитие и уточнение пространственных представлений Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»   Развитие внимания.
Развитие и уточнение временных представлений (6 занятий)
  Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели. Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?» Развитие памяти.
  Развитие и уточнение временных представлений. Времена года. Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Развитие внимания.
  Развитие и уточнение временных представлений. Месяцы.   Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Развитие словесно-логического мышления.
  Развитие и уточнение временных представлений. Год.   Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.   Развитие произвольного внимания и всех видов памяти
  Развитие и уточнение временных представлений. Календарь. Праздники.   Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед». Развитие словесно-логического мышления
  Развитие и уточнение временных представлений. Семья. Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с привидениями. О. Уайльд «Кентервильское привидение». Развитие абстрактного и образного мышления
Алфавит (2 занятия)
  Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит». Гласные и согласные буквы и звуки. Б. Заходер «Песенка-азбука» Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)
  Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит». Гласные и согласные буквы и звуки. Я. Бжехва «Волшебник Ковальский»
Звуки и буквы (11 занятий)
  Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.   Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)
  Звуки и буквы. Гласные I ряда. Гласные звуки и буквы 1 – го ряда. Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица».
  Звуки и буквы. Гласные II ряда. Буквы «е», «ё», «ю», «я»
  19-20 Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый».
  Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости.   Мягкие и твердые согласные. Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки».
  Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости.   Глухие и звонкие согласные.
  Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения. Предложение. Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за»). Упражнение «Копирование точек».
  Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения. Строчные и прописные буквы.
  25-26   Заглавная буква в именах собственных   Развитие связной речи. Письмо Деду Морозу.   Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?».
Однокоренные слова (7 занятий)
  27-28 Однокоренные слова. Корень.   Части слова. Корень. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей».
  29-30 Однокоренные слова. Приставка.   Части слова. Приставка.
  31-32 Однокоренные слова. Суффикс.   Части слова. Суффикс. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков».
  Однокоренные слова. Окончание. Части слова. Окончание.
Ударение (4 занятия)
  Ударение.       Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур», «Лабиринты».
  35-37     Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Слова-омографы
Безударные гласные в корне слова (3 занятия)
  Безударные гласные в корне слова.   Части слова. Корень. Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания
  Безударные гласные в корне слова. Части слова. Приставка.  
  Безударные гласные в корне слова. Части слова. Суффикс. Окончание.  
Звонкие и глухие согласные (4 занятия)
  41-42 Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных (оглушение). Оглушение звонких согласных в середине слова.   Усиление концентрации слухового внимания
  43-44 Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных (озвончение). Озвончение глухих согласных в середине слова.
Непроизносимые согласные (3 занятия)
  45-47 Непроизносимые согласные. Анализ и комментирование орфограммы.   Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары».
Правила переноса (3 занятия)
  48-50 Правила переноса. Слоговой анализ. Тренировочные упражнения.   Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно». Упражнение «Мысленные образы и эмоции».
Словарные слова (2 занятия)
  51-52 Словарные слова. Анализ и комментирование орфограммы.   Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.
Двойные согласные (6 занятий)
  53-55 Двойные согласные в корне слова. Анализ и комментирование орфограммы.   Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение«Осознание визуального материала».
  56-58 Двойные согласные на стыке морфем. Анализ и комментирование орфограммы.   Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала»
Проверочные работы (1 занятие)
  Слуховые диктанты. Работа с карточками. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с обучающимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.
Обследование. Тестирование (1 занятие)
  Фронтальное обследование.  


Учебно-тематический план

Наши рекомендации