Детское общественное объединение
Детское общественное объединение
Детское общественное объединение - объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение, и орган ученического самоуправления. Деятельность детских общественных объединений гарантируется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 28 июня 1995 года №98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Деятельность детских общественных объединений как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации многими исследователями признается как детское движение («Детское движение - словарь-справочник. - Москва-Минск, 1998)
Федеральный закон
«О государственной поддержке
Молодежных и детских общественных объединений»
№ 98-ФЗ
от 28 июня 1995 г.
(извлечения)
Настоящий Федеральный закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации (далее - молодежные и детские объединения) на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, выделяемых на эти цели.
Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
Приоритеты государственной молодежной политики определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
ГЛАВА I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки молодежных и детских объединений.
Иные отношения, в которые вступают молодежные и детские объединения с федеральными органами государственной власти, юридическими лицами и гражданами, регулируются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
- молодежные и детские коммерческие организации;
- молодежные и детские религиозные организации;
- молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами;
- молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями.
Требования в отношении молодежных и детских объединений, устанавливаемые пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, не могут служить основанием для ограничения права детей и молодежи на объединение.
Статья 7. Предоставление льгот молодежным и детским объединениям
Молодежные и детские объединения пользуются налоговыми льготами, установленными налоговым законодательством.
Федеральные органы исполнительной власти могут в определяемом ими порядке устанавливать льготы молодежным и детским объединениям, при пользовании имеющимся в распоряжении указанных органов имуществом.
Статья 17. Судебная защита прав молодежных и детских объединений
За защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Постановление
От 24.07.2000 № 551
(извлечения)
1. Военно-патриотическим молодежным объединением или военно-патриотическим детским объединением (далее именуется - военно-патриотическое объединение) является созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности и при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления военно-патриотическое воспитание молодежи, Детей и имеющее в связи с этим право на финансовую поддержку указанной деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Военно-патриотическое объединение определяет направление и программу своей деятельности и в целях их реализации взаимодействует с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, военными комиссариатами, органами по делам молодежи, учреждениями образования, культуры, спорта, туризма, а также ветеранскими и другими общественными объединениями
4. Основными задачами военно-патриотического объединения являются:
§ участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи;
§ воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
§ изучение истории и культуры Отечества и родного края;
§ участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества;
§ передача и развитие лучших традиций российского воинства;
§ противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
§ физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни;
§ участие в подготовке граждан к военной службе.
5. Основными направлениями и формами деятельности военно-патриотического объединения являются:
§ организация работы по техническим и военно-прикладным видам спорта;
§ проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений, войсковых стажировок;
§ поисковая работа по увековечению памяти защитников Отечества, участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий военной истории Отечества;
§ участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы;
§ оказание помощи ветеранам военной службы и правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы;
§ проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота;
§ организация работы военно - спортивных и оздоровительных лагерей для молодежи и детей.
6. Государственная поддержка деятельности военно-патриотического объединения осуществляется в соответствии с федеральными законами "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и "О воинской обязанности и военной службе".
7. Предоставление военно-патриотическому объединению на безвозмездной основе учебно-материальной базы государственных учреждений образования и культуры для проведения мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письмо Минобразования России
от 11.02.2000 г. № 101/28-16
«Методические рекомендации о расширении деятельности
детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях»
(извлечения)
Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений, взаимодействия органов образования и детских, молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.
В современных условиях России количество детских и молодежных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем вовлеченность детей и молодежи в общественное движение составляет в настоящее время не более 10%.
Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с недостаточностью нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, религиозной всеядностью, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям.
Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами.
Если в школе, как важнейшем социальном институте, закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего человека, то в детском или молодежном объединении он реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, строя ее исходя из личных интересов и общественных потребностей, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.
Гармонизация взаимодействия детей и взрослых па основе совместной общественной деятельности — путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Общественный характер объединения детей и молодежи определяет возможность естественного сочетания социальных потребностей ребенка с возможностями образовательных учреждений.
Развитие взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодежи — одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений разного типа. При этом необходимо учитывать специфические особенности национальной, культурно-этнографической, социальной среды, губительность единообразия, монополизма, массового охвата детей и молодежи без учета их интересов и потребностей.
Министерство образования Российской Федерации рекомендует строить отношения органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими и молодежными общественными объединениями на базе таких законодательных актов, как:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
документы и материалы Министерства образования Российской Федерации, в том числе Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы (утверждена решением коллегии Минобразования России от 28.09.1999 г. № 19).
Взаимодействие детских, молодежных объединений должно регламентироваться двусторонним или многосторонним договором, определяющим приоритеты совместной деятельности и разграничивающим компетенцию двух сторон в отношении друг друга, включающим как организационную, методическую, управленческую, так и содержательную стороны взаимодействия, направленные на реализацию права ребенка на объединение.
Министерство образования России не считает, что в конкретном общеобразовательном учреждении или учреждении дополнительного образования детей может действовать только одна детская организация. В условиях многообразия детских, молодежных объединений руководители органов управления образованием и образовательных учреждений должны создавать условия для их деятельности в стенах образовательных учреждений во внеурочное и внешкольное время, способствовать расширению вариативно-программного подхода в их деятельности, при котором ребенок имеет возможность: выбирать объединение по интересам, переходить из одного объединения в другое; реализовывать любые, созвучные душе, образовательные программы, проекты, творческие замыслы, а также менять их в зависимости от интереса.
Все это формирует условия конкурсности, являющейся гарантом создания наиболее оптимальных вариантов программ детских и молодежных объединений разного уровня.
Важно также формировать позитивное общественное мнение к деятельности существующих детских и молодежных коллективов, организаций, объединений, привлекая к этому заинтересованную родительскую и педагогическую общественность, используя средства массовой информации, научные, методические и публицистические издания для детей, родителей, педагогов, воспитателей.
При создании скоординированных программ, совместных комплексных целевых проектов для решения приоритетных задач воспитания подрастающего поколения следует обратить внимание на:
оказание помощи конкретному ребенку в овладении способами реализации своих прав в государстве и обществе;
создание условий для расширения гуманитарного опыта и опыта межнационального общения;
формирование гражданской, патриотической позиции возможностям детского коллектива;
обучение выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности и др.
Необходимо подчеркнуть, что органы ученического самоуправления и детские объединения, создаваемые в образовательных учреждениях, различаются по своим функциям и задачам.
Органы ученического самоуправления участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива учреждения, охватывают широкий спектр реализации прав и обязанностей обучающихся, в том числе проблемы взаимоотношения субъектов образовательного процесса.
Представители общественных объединений могут быть представлены в органах ученического самоуправления или соуправления школой (совет школы) с целью информирования о собственной деятельности и привлечения членов общественных объединений к решению актуальных проблем образовательного учреждения.
Благодаря самоуправлению детская или молодежная общественная организация способствует становлению норм демократической культуры, формирует навыки игрового общения и деятельности, способствует развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.
При этом необходимо предусмотреть систему преемственности и развития навыков общественной деятельности школьников в начальной, средней и старшей группах учащихся. Если в начальной школе учащиеся, посещая кружки, клубы, творческие объединения, созданные или работающие по программам общественных объединений, будут знакомиться с их деятельностью, то в 5—8 классах возможно создание профильных, разновозрастных, творческих групп, отрядов, коллективов, объединений, членство в которых будет оговорено в уставных документах создаваемых организаций. В старших классах могут быть созданы как общественные объединения, так и специальные группы волонтеров, лидеров для решения социально-педагогических программ школы, учреждений дополнительного образования детей.
Исходя из вышеуказанного, рекомендуется:
в штате общеобразовательного учреждения или учреждения дополнительного образования детей предусмотреть ставку для куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.);
выделить в образовательных учреждениях помещения для работы детских и молодежных общественных организаций и объединений во внеурочное время;
создать условия для проведения занятий по интересам для участников этого объединения, а также мероприятий самого объединения (сборы, встречи актива и т. д.);
предусмотреть совместные акции, проекты в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
Особое внимание органов управления образованием должно быть уделено вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров, работающих в детских и молодежных объединениях. В ряде регионов успешно реализуются такие программы на базе институтов повышения квалификации педагогических работников, педагогических вузов, методических служб муниципальных образований, учреждений дополнительного образования детей.
Регулирование деятельности общественных организаций, в т. ч. детских, молодежных организаций, разрешенных законодательством РФ, отнесено приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 года № 463/1268 к прямым должностным обязанностям директора образовательного учреждения.
Работа, направленная на развитие и координацию деятельности детских и молодежных общественных организаций, определяется должностными инструкциями. Приказом по образовательному учреждению утверждаются должностные обязанности педагога, ответственного за работу с детскими и молодежными общественными организациями. В компетенцию последнего входит:
информирование о существующих детских и молодежных организациях;
организация работы на принципах добровольности, 1-уманизма, демократии;
оказание помощи детским объединениям в программировании их деятельности, обучении актива этих объединений, проведение педагогического анализа мероприятий;
создание благоприятных условий для формирования гражданской и нравственной позиции учащихся;
организация деятельности первичных детских коллективов на основе их интересов, с учетом потребностей, изменений в лидерском и творческом потенциале;
обеспечение постоянного взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, родительским комитетом, общественным или попечительским советом школы.
Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах школы с приглашением заинтересованных лиц и организаций на основе анализа изменений, происходящих в образовательном учреждении в процессе совместной работы с детскими и молодежными объединениями.
Учреждениям дополнительного образования детей рекомендуется принимать посильное участие в методическом обеспечении эффективного взаимодействия детских и молодежных объединений с образовательными учреждениями, исходя из целевых и стратегических приоритетов региона.
В совместной деятельности органов управления образованием и детских общественных объединений рекомендуется:
проведение общественно значимых мероприятий, смотров проектов и программ, фестивалей и слетов вожатых и руководителей детских организаций, лидеров детских организаций;
пропагандистская работа по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек у детей и подростков;
организация профильных лагерей в каникулярное время;
создание условий для трудовой занятости несовершеннолетних;
разнообразная профессионально-ориентирующая деятельность.
Поддержка, в т. ч. финансовая, органами управления образованием мероприятий детских и молодежных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Минобразование России подчеркивает, что взаимоотношение с детскими и молодежными общественными объединениями не может строиться иначе, как на партнерских началах. Абсолютно не допускается подконтрольность этих объединений, администрирование со стороны органов управления образованием или руководителей образовательных учреждений.
В дополнение к настоящим рекомендациям в помощь руководителям и педагогам Минобразование России начинает публикацию серии материалов из опыта взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с образовательными учреждениями в информационно-методическом журнале «Внешкольник» (начиная с № 3 за 2000 год).
Начальник Управления воспитания
и дополнительного образования детей
и молодежи Минобразования России
В.А. Березина
Решение коллегии Минобразования России
«Об опыте взаимодействия органов управления образованием
От 29 мая 2001 г. № 11/1
(извлечения)
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи В. А. Березиной, коллегия отмечает, что в настоящее время во многих регионах Российской Федерации накоплен позитивный опыт взаимодействия образовательных учреждений с детскими общественными объединениями для организации совместной воспитательной деятельности на основе Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг., четкой координации действий органов управления образованием субъектов Российской Федерации и региональных детских общественных объединений по реализации долгосрочных программ и проектов.
Детские общественные объединения в различных своих формах играют исключительно важную роль в развитии воспитательных систем образовательных учреждений. У детских общественных объединений и органов управления образованием есть один общий субъект — дети, обучающиеся в образовательных учреждениях. Система образования и детское движение имеют общие задачи: развитие творческой личности, формирование у детей активной гражданской позиции, реализация прав и свобод, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка, создание условий для приобретения детьми социально значимых отношений и другие.
В настоящее время чрезвычайно актуальным стало определение государственного заказа детским общественным объединениям по вопросам воспитания детей. Детские общественные объединения, строя свою деятельность в рамках государственного заказа по реализации федеральной и региональных программ воспитания, решают многочисленные проблемы воспитания детей и подростков через:
- систему общественно значимых мероприятий с детьми;
- участие в развитии системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров для детских общественных объединений;
- участие в региональных и Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;
- разнообразную профессионально-ориентирующую деятельность, организацию занятости детей во внеучебное и каникулярное время.
Вместе с тем дальнейшее развитие взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных объединений нуждается в решении ряда актуальных проблем:
- научном обосновании существующих методик, поиске новых технологий воспитательного воздействия на личность учащегося, ориентированных на индивидуальные особенности, создание условии для их реализации;
- расширении информационно-методического поля по проблемам взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных объединений;
- развитии научных исследований по проблемам детского движения;
- подготовке кадров организаторов детского движения на всех уровнях.
В целях дальнейшего развития взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию о взаимодействии органов управления образованием и детских общественных объединений.
2. Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной):
2.1. Направить справку «06 опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений» в органы управления образованием субъектов Российской Федерации для использования в практической деятельности.
2.3. Подготовить до 1 ноября 2001 г. методическое пособие «Книга вожатого» и сборник методических материалов по взаимодействию органов управления образованием с детскими общественными объединениями.
2.4. Оказать организационно-методическую поддержку журналу «Вожатый века».
2.6. Предусмотреть в плане научно-исследовательской работы па 2002 и последующие годы тематику но проблемам взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений.
2.7. Разработать предложения по созданию системы поощрения на федеральном уровне педагогов, работающих с детскими общественными объединениями.
2.8. Совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России и Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания РАО до 1 марта 2002 г. разработать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детскими общественными объединениями.
3. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
3.1. Изучить опыт взаимодействия муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими общественными объединениями.
3.3. Развивать практику:
- развития договорных отношений с детскими общественными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке;
- создания координационных советов по взаимодействию органов управления образованием и детских общественных объединений;
- разработки комплексных региональных программ взаимодействия с региональными детскими общественными объединениями, поддержки детского движения;
- кадрового обеспечения деятельности детских общественных объединений (введение ставок старших вожатых и педагогов-организаторов для работы с детскими общественными объединениями в образовательных учреждениях, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров); оказания информационно-методической помощи детским общественным объединениям;
- предоставления помещений для деятельности детских общественных объединений и проведения мероприятий, выделения на льготных условиях или безвозмездно средств связи и оргтехники, иного оборудования и имущества; — создания условий для участия старших вожатых в конкурсах педагогического мастерства («Учитель года», «Сердце отдаю детям»);
- проведения профильных смен актива детских общественных объединений, поддержки на конкурсной основе оздоровительно-образовательных программ детских общественных объединений в каникулярное время; привлечения региональных средств массовой информации для освещения лучшего опыта взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений и детских общественных объединений.
Детское общественное объединение
Детское общественное объединение - объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение, и орган ученического самоуправления. Деятельность детских общественных объединений гарантируется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 28 июня 1995 года №98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Деятельность детских общественных объединений как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации многими исследователями признается как детское движение («Детское движение - словарь-справочник. - Москва-Минск, 1998)
Федеральный закон
«О государственной поддержке