Схема самоанализа логопедического занятия
1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме
2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3. Характеристика логопедом ребенка (группы).
4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5. Психологическая и педагогическая оценка сиcтемы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.
6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.
7. Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его
отдельными частями).
8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Этот перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого занятия, на наш взгляд, не является исчерпывающим. Считаем возможным проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для логопеда на данный момент. Важно только, чтобы самоанализ занятия проходил сразу же после его завершения под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с занятия. Такой самоанализ есть уже начало подготовки логопеда к новому занятию.
Отвдумчивого педагогического анализа и самоанализа зависит повседневное совершенствование логопедического занятия и культура всего педагогического процесса в образовательном учреждении,
Дубешко Н.Б., Козырева О.А. Анализ и самоанализ педагогической деятельности. – М., 2004.
Конаржевский Ю. А. Анализ урока.— М.. Центр «Педагогический поиск», 2000.
Зотов Б. Ю. Организация современного урока. — М., 1984.
Махмутов М. И. Современный урок. — М., 1985.
Речевая карта на младшего школьника с недостатками чтения и письма
Составители Е. Л. Логинова, Л. В. Бенедиктова
Анкетные данные
Фамилия, имя______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Национальность____________________________________________________
Школа (№), класс___________________________________________________
Адрес, телефон_____________________________________________________
Сведения о семье
Мать _____________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________
Наследственные заболевания, нарушения устной и письменной речи у родственников_____________________________________________________
Общий анамнез
Особенности протекания у матери беременности и родов_______________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности раннего психомоторного развития ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные из медицинской карты о состоянии нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие речи
Особенности формирования устной речи________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятия с логопедом (где, как долго, вид нарушения речи)________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности формирования письменной речи________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
I. Состояние невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы
Сенсомоторное развитие
Латеральная организация (ведущая рука)______________________________
__________________________________________________________________
Соматопространственные ощущения__________________________________
__________________________________________________________________
Зрительно-пространственное восприятие, пространственные представления
Узнавание и сравнение предметных изображений _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Узнавание цифр____________________________________________________
__________________________________________________________________
Узнавание букв_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение рисунка________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение копирования__________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструктивный праксис
Воспроизведение фигур из палочек___________________________________
_________________________________________________________________
Воспроизведение букв______________________________________________
_________________________________________________________________
Составление фигур из кубиков Косса_________________________________
_________________________________________________________________
Ручная моторика
Кинестетическая организация движений (кистей рук и пальцев)___________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинетическая организация движений_________________________________
_________________________________________________________________
Графомоторные навыки____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объем движений, активность, мышечный тонус, темп выполнения, замены движений, синкинезии и другие особенности___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слухомоторная координация_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зрительно-моторная координация_____________________________________
__________________________________________________________________
Заключение о состоянии сенсомоторного развития:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интеллектуальные функции, личностные особенности
Зрительное внимание________________________________________________
__________________________________________________________________
Слуховое внимание_________________________________________________
__________________________________________________________________
Зрительная память__________________________________________________
__________________________________________________________________
Слуховая память___________________________________________________
__________________________________________________________________
Мышление_________________________________________________________
_________________________________________________________________
Саморегуляция в деятельности_______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы личности___
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение по результатам изучения интеллектуальных функций, личностных особенностей: _________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Состояние устной и письменной речи, языковых способностей
Устная речь
Диалогическая речь (беседа) _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Монологическая речь (пересказ, рассказ)______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексическое оформление речи (на основе оценки беседы, пересказа, рассказа)__________________________________________________________
__________________________________________________________________
Грамматическое оформление речи (на основе оценки беседы, пересказа, рассказа) _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние произносительной стороны речи
Просодические компоненты речи. Особенности дыхания, голоса
Темп и ритм речи _________________________________________________
Интонация________________________________________________________
Внятность речи____________________________________________________
Характеристики голоса_____________________________________________
Особенности дыхания, продолжительность речевого выдоха_____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Произношение каких звуков нарушено, характер нарушения (отсутствие звука, искаженное произношение, замены, смешения)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способность правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов:
а) изолированные слова:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) слова в составе предложений:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Строение органов артикуляционного аппарата__________________________
__________________________________________________________________
Мимика и артикуляторная моторика
Мимические движения (и выразительность мимики)_____________________
__________________________________________________________________
Одиночные движения и серии движений органов артикуляции_____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие
- Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дифференциация фонем на основе слухового восприятия:
___________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дифференциация фонем по представлению
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о состоянии устной речи:_________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Языковые способности
Языковой анализ и синтез
Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения
Определение количества и последовательности слов в предложении
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделение слов (первых, вторых,... последних) из предложений и составление из них нового предложения_______________________________
__________________________________________________________________
Слоговой анализ и синтез
Выделение слога на фоне слова_______________________________________
__________________________________________________________________
Определение места слога в слове______________________________________
__________________________________________________________________
Определение количества и последовательности слогов в слове_____________
__________________________________________________________________
Составление слов из слогов:
порядок слогов не изменен __________________________________________
порядок слогов изменен_____________________________________________
Выделение слогов (первых, вторых,... последних) из слов и составление из них нового слова___________________________________________________
__________________________________________________________________
Фонематический анализ, синтез и представления
Выделение общего звука в словах_____________________________________
__________________________________________________________________
Называние 2-го,... 5-го звука в словах__________________________________
__________________________________________________________________
Определение количества и последовательности звуков в слове____________
__________________________________________________________________
Определение количества гласных и согласных звуков в слове_____________
__________________________________________________________________
Определение звуков, соседних с данным_______________________________
__________________________________________________________________
Составление слов из звуков__________________________________________
__________________________________________________________________
Подбор слов с данным звуком в начале, в середине, в конце слова
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделение звуков (первых, вторых, последних) из слов и составление из них нового слова_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуализация слов_________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматические операции
Словообразование __________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Словоизменение____________________________________________________
__________________________________________________________________
Составление словосочетаний из слов в начальной форме_________________
_________________________________________________________________
Составление предложений из слов в начальной форме___________________
__________________________________________________________________
Составление предложений с предлогами_______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Распространение простого предложения________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление предложений по опорным словам (по опорному слову)_______
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о сформированности языковых способностей:____________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письменная речь
Чтение
Чтение рядов и пар букв, соответствующих оппозиционным фонемам_______________________________________________________________
Чтение слогов с оппозиционными звуками______________________________
__________________________________________________________________
Чтение слогов, слов со звуко-слоговой структурой разной сложности_______
__________________________________________________________________
Чтение предложений________________________________________________
__________________________________________________________________
Чтение текста______________________________________________________
__________________________________________________________________
Работа с текстом (ответы на вопросы, пересказ, подбор картинок):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер ошибок и затруднений при чтении____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способ чтения_____________________________________________________
Темп чтения_______________________________________________________
Письмо
Списывание букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Запись диктуемых букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Слуховой диктант связного текста____________________________________
__________________________________________________________________
Повторный (через промежуток времени) слуховой диктант текста__________
__________________________________________________________________
Запись текстов с дефектно произносимыми звуками_____________________
__________________________________________________________________
Запись текстов с недифференцируемыми звуками_______________________
__________________________________________________________________
Изложение связного текста__________________________________________
__________________________________________________________________
Сочинение (по сюжетной картинке)___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Способность проверить выполнение письменной работы, выявить ошибки___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особенности процесса письма, наличие и характер моторных затруднений при письме (по результатам наблюдения)_______________________________
__________________________________________________________________
Виды специфических ошибок в письме, их количество___________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие и характер орфографических ошибок__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о состоянии чтения и письма:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Нарушение или недоразвитие устной речи___________________________
_________________________________________________________________
2. Затруднения в овладении чтением или нарушение чтения (степень выраженности, вид или сочетания видов дислексии) ____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Затруднения в овладении письмом или нарушение письма (степень выраженности, вид или сочетания видов дисграфии)____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущие направления индивидуальной педагогической стратегии:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к схеме психолого-логопедического обследования школьника
I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.
1. Сенсомоторное развитие:
- латеральная организация, сформированностъсоматопростран-ственных ощущений: (используются пробы: апплодирование, сжимание пальцев рук в «замок», «поза Наполеона»; задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные действия);
- характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например, наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Косса; при выполнении рисунка человека оцениваются способы построения целостного зрительного образа, координация глаза - руки, сформированность преставлений о строении тела и др.);
- характеристика состояния ручной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность движений, графомоторные навыки (используются пробы типа «кулак - ребро - ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера)
- характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации, соответствующих реакций; оценивается также состояние внимания (используются задания на воспроизведение ритмических рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв);
2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:
- характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (используются тест «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение заданного слова в процессе слухового восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушанному тексту и др.);
- характеристика состояния зрительной и слуховой памяти: оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность воспроизведения (используются задания на описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов; воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов; запоминание четверостиший и другие задания);
- характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том числе ориентировка ребенка во времени (используются тесты:«Исключение лишнего предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Аналогии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени суток и другие задания и тесты);
- характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных заданий; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических диктантов - рисование узора в тетради в клетку под диктовку педагога);
- характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств, наличие школьной тревожности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специальные психологические методики и тесты).