Знаки препинания при обращении.
Обращение, в какой части предложения оно бы ни находилось, всегда обособляется запятыми. Если оно вынесено за пределы конструкции и является самостоятельным, то чаще всего после него ставится знак восклицания. Если обращение используется в начале предложения, то после него ставится запятая: "Милая Наталья Николаевна, спойте же нам!" Если обращение располагается внутри предложения, оно обособляется с обеих сторон: "Я узнаю тебя, милый, по походке". Если обращение помещено в конец предложения, то перед ним ставим запятую, а после него тот знак, которого требует интонация – точку, многоточие, восклицательный знак или знак вопроса: "Что вы ели на ужин, дети?"
Если обращение употребляется с частицей о, то знак препинания между ней и обращением не ставится: "О милый сад, я вновь вдыхаю аромат твоих цветов!"
Практическое задание. Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (Чехов) 2. Горе тебе город Казань едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (Лермонтов). 3. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (Лермонтов). 4. Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин) 5. Не зови меня ты воля не зови в поля! (Блок). 6. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (Твардовский). 7. Да неужели вам мало ненасытный вы этакий! (Достоевский) 8. Милый друг ты мой не стыдись не вешай голову... (Фадеев) 9. О мой милый мой нежный прекрасный сад!.. (Чехов) 10. Смерть а Смерть ещё мне там дашь сказать одно словечко? (Твардовский) 11. О муза пламенной сатиры приди на мой призывный клич! (Пушкин) 12. Кто б ни был ты печальный мой сосед люблю тебя, как друга юных лет, тебя товарищ мой случайный (Лермонтов). 13. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный (Лермонтов).
Самостоятельная работа № 35
«Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге».
Диалог является одним из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст.
Знаки препинания при диалогеставятся в зависимости от того, как он подаётся на письме — в строку или с новой строки.
1. При передаче диалога в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например:
«Иван Игнатьич, — сказал он, — одобряет нашу мировую». — «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?» — «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем».
Тире между репликами может не ставиться, если после одной из реплик или перед следующей идут слова автора. Например:
«Дайте нарзану», — попросил Берлиоз. «Нарзану нету», — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.
2. В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например:
Я сажусь на скамью.
— Что это вы пели?
— Песню.
— Какую?
— Да, так, песня. Деревенская.
Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Например: Голос, которым он произнёс это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время:
— А кто?
— Это, господа, судыръ мой, не кто другой, как капитан Копейкин!
Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек:
— Куда же пристать?
— Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста.
— Так пристанем к ближайшей! — сказал кто-то.
— Отчего же к ближайшей? — возразил другой. — Уж заберёмся подальше.
Практическое задание № 1.
Составьте и запишите диалог по данным проблемным речевым ситуациям:
1. Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
2. Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут, и купите билеты.
3. Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
4. Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.
Самостоятельная работа № 36
«Употребление сложносочиненных предложений в речи».
Разные по строению виды предложений свойственны разным стилям речи: простые (часто неполные) предложения – разговорному стилю, сложные предложения – книжным стилям речи. Причем сложноподчиненные предложения характерны для официально-делового и научного стилей, а сложносочиненные предложения в этих и публицистическом стилях используются для описания фактов, результатов наблюдения.
Сложносочиненные предложения в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;
Союз И в сложносочиненных предложениях выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство; с помощью союзов А, НО сложноподчиненные предложения могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий; использование в сложноподчиненных предложениях многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.
Практическое задание.
В данных предложениях найди грамматические ошибки, подчеркни их волнистой чертой, на полях поставь букву “Г”. В чем заключается каждая из них? Ответ найди в материалах для работы, причем пронумеруй их соответственно номерам предложений, где они допущены. Исправь письменно:
1. Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет.
2. Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм.
3. Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
4. У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм.
5. Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль.
6. Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем.
Материалы для работы:
1. Неоправданное употребление указательного слова
2. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении
3. Утяжеления конструкций за счет "нанизывания" придаточных предложений
4. Пропуск необходимого указательного слова
5. Использование придаточного предложения как самостоятельного
6. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении
Для справки
Грамматические ошибки – ошибки в образовании слов, их форм, а также в построении словосочетаний и предложений.
Самостоятельная работа № 37
«Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи».
Сложноподчиненные предложения, которые занимают достойное место в любом из книжных стилей, значительно богаче и многостороннее по своим стилистическим и семантическим особенностям.
Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование.
Точность и убедительность конструкций сложноподчиненных предложений при этом во многом зависит от правильного использования средств связи частей в составе сложных предложений (союзов и союзных слов). Среди подчинительных союзов есть общеупотребительные, использование которых возможно в любом стиле: что, чтобы, потому что, как, если, но есть и сугубо книжные: вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, в силу того что, благодаря тому что, коль скоро, и разговорные: раз (в значении если). Ряд союзов имеет архаическую или просторечную окраску: коли, кабы, дабы, понеже. Стилистически мотивированное и грамматически точное употребление союзов делает речь ясной и убедительной.
Таким образом, если в книжных функциональных стилях выбор того или иного типа сложноподчиненного предложения связан, как правило, с логической стороной текста, то в экспрессивной речи важное значение получает еще и эстетическая ее сторона: при выборе того или иного типа сложноподчиненного предложения учитываются его выразительные возможности.
Практическое задание № 1.