Спишите. Поставьте вопрос к придаточному предложению.

Что?

Образец: Слышу, (за стеной как будто песню поют).

1. А позвольте спросить, (с кем имею честь говорить)?

2. (Едва небо успело тронуться бледным предвестием зари), он уже разбудил меня.

3. (Кому много дано), с того много и спросится.

4. (Лишь только он затих), якут схватил меня за руки и потащил вверх.

5. Мы хотели понять (как он дошел до этого).

6. Не знаю, (зачтут ли мне этот год).

Практическое задание № 2.

Спишите. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в них главные члены. Расставьте знаки препинания.

1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение.

2. Едва мы встали утром я вышел к морю.

3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку.

4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили.

5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко.

6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее.

Самостоятельная работа № 38

«Использование бессоюзных сложных предложений в речи».

Бессоюзным сложным предложением называется такое, в котором части объединены в одно целое по смыслу, но соединение их выражается не союзами и союзными словами, а интонацией и соотношением форм вида и времени глаголов, например: Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом. (Т.) В этом сложном предложении рисуется картина раннего утра. Сложное предложение состоит из трёх частей; их связь выражена перечислительной интонацией и однородностью глагольных форм: все три сказуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедшего времени. Этими средствами устанавливается одновременность, сосуществование явлений.

Сложные бессоюзные предложения по своим значениям, интонации и глагольным формам не являются однородными: в одних из них отражаются простейшие соотношения явлений действительности (одновременность, следование одного явления за другим), в других -очень сложные (причинные, условные и др.).

В современном русском языке бессоюзные сложные предложения очень широко распространены в художественной литературе. Наряду с этим они широко используются и в разговорной речи, в диалоге, когда интонация, жесты, мимика помогают выражению смысловых отношений.

Практическое задание № 1. Из простых предложений составить СБП. Разобрать по членам предложение.

Весна затягивалась. То теплело, то ударял мороз.

Стоило вглядеться в эту картину. В ней открывалось столько таинственного и бесконечного.

Практическое задание № 2. Спишите, расставьте знаки препинания.

1. Льется в комнаты солнечный воздух шумят воробьи на сирени.

2. Не мудрено голову срубить мудрено приставить.

3. Я нашел для себя любимое дело искать открывать природу прекрасные стороны души человека.

4. Любишь кататься люби и саночки возить.

5.Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.

Самостоятельная работа № 39

«Схемы простых и сложных предложений».

План составления схемы предложения

1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. Какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.

2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?

3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.

4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.

5. Подчеркните дополнительные члены предложения

6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.

7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.

8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.

9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.

10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.

11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

Схемы простых предложений

Спишите. Поставьте вопрос к придаточному предложению. - student2.ru

Схемы сложных предложений

Рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. Сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

Спишите. Поставьте вопрос к придаточному предложению. - student2.ru

В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

Спишите. Поставьте вопрос к придаточному предложению. - student2.ru

Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

Спишите. Поставьте вопрос к придаточному предложению. - student2.ru

Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

Спишите. Поставьте вопрос к придаточному предложению. - student2.ru

Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

Спишите. Поставьте вопрос к придаточному предложению. - student2.ru

Параллельное подчинение:

Спишите. Поставьте вопрос к придаточному предложению. - student2.ru

Однородное подчинение:

Спишите. Поставьте вопрос к придаточному предложению. - student2.ru

Практическое задание

Выпишите из художественных произведений 5 предложений (простое, сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное, сложное с различными видами связи) и выполните их синтаксический разбор. Составьте схемы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Августовский
агронОмия
анАлог
апартамЕнты

апострОф
асимметрИя
афЕра (не ё)
базИроваться
баловАть
бензопровОд
блокИрование
блокИровать

бомбардировАть
бытиЕ (не ё)
валовОй
вЕрование
вероисповЕдание
втрИдорога
вЫговоры
высокопостАвленный
высокопроизводИтельный
газирОванный
газопровОд
гарантИрованный
гастронОмия
глубокоуважАемый
гЕрбовый
граждАнство
грУшевый
давнИшний
диспансЕр
добЫча
договОр
договОры
дозвонИться
докумЕнт
досУг
дремОта
жалюзИ
забронИровать (закрепить)
забронировАть (покрыть броней)
завИдно
зАговор
задОлго
закУпорить
знАмение
знАчимый
избаловАть
избалОванный
инженЕры
инстрУкторы
инструмЕнт
информИровать
Искра
Исподволь
исчЕрпать
каталОг
каучУк
квартАл
кедрОвый
киломЕтр
кичИться
компрометИровать
корЫсть
красИвее
кредитОр
кремЕнь
кУхонный
ломОта
манёвр
маркЕтинг
мышлЕние
намЕрение
начАть
недУг
нефтепровОд
никчёмный
нормировАние
нормирОванный
обеспЕчение
облегчЕние
облегчИть
обобщИть
опЕка (не ё)
опломбирОванный
опошлЕние
оптОвый
освЕдомить
осмыслЕние
осмЫсленный
остриё
Отраслей
отчАсти
оценённый
пАмятуя
партЕр
пАсквиль
пЕрвенствовать
пломбировАть
плоскостЕй
повремённый
подрОстковый
позвонИт
поимЕнный
предложИть
премировАние
премирОванный
прецедЕнт
призЫв
принУдить
принЯть

приобретЕние
произведённый
произнесённый
проторённый
псевдонИм
радУшный
развитОй (прил.)
рАзвИтый (прич.)
рассредотОчение
револьвЕр
рефлЕксия
руднИк
свёкла
симметрИя
сиротА
сиротЫ (род. пад.)
сирОты (мн. чис.)
слИвовый
сОгнутый
созЫв
сосредотОчение
срЕдство
срЕдства (мн. чис.)
стАтуя
столЯр
тамОжня
тигрОвый
толИка
тОтчас
третИровать
трубопровОд
увЕдомить
углубИть
узакОненный
украИнец
укУпорить
умЕрший
упрОчение
фенОмен
фетИш
формировАть
флАнговый
фОрум
ходАтайствовать
ходАтайство
хозЯева
христианИн
цемЕнт
цеховОй
чЕрпать
шассИ
шофЕр
щавЕль
экзальтИрованный
экспЕрт
экспЕртный
эпилЕпсия
языкОвая (колбаса)
языковАя (система)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Выполнение реферата по теме

1. Исходные требования

Выбор темы реферата определяется студентами самостоятельно в соответствии с “Перечнем тем рефератов” и утверждается преподавателем учебной дисциплины. Студенты вправе самостоятельно выбрать любую тему реферата, выходящую за рамки “Перечня...”, которая, на их взгляд, представляет интерес для исследования, при условии ее предварительного согласования с преподавателем и последующего утверждения.

Структура реферата

По структуре реферат подразделяется на :

· Титульный лист;

· Введение;

· Оглавление с указанием соответствующих страниц;

· Разделы и подразделы;

· Заключение;

· Библиография;

· Приложения.

Во введении автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности и сформулировать те задачи, которые будут решаться в работе. Введение должно быть кратким (1-2 страницы).

В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2 - 4 вопроса, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема реферата. Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где кончается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 18-20 страницах.

Третья часть работы – заключение, содержит краткие выводы, которые излагаются на 1-2 страницах. В заключении студент также может изложить собственные впечатления и мнения, указать те проблемные вопросы, которые остались невыясненными и заслуживают дополнительного исследования.

Любые цитаты, статистика и другие данные должны быть снабжены сноской с указанием номера и страницы источника, название которого находится в библиографии. В качестве приложений в реферате можно привести образцы используемых документов.

Этапы работы над рефератом

Выполнение реферата целесообразно разделить на 6 следующих этапов:

· выбор темы;

· подбор и изучение литературы;

· составление плана работы;

· собрание и обработка фактического и статистического материала;

· написание реферата;

· защита реферата.

Тему реферата следует выбирать из тех разделов учебной дисциплины, которые являются наиболее сложными для понимания или вызывают у студента научный интерес. Написание работы по таким темам поможет студентам более глубоко разобраться в сложных и трудных проблемах изучаемой дисциплины, ликвидировать пробелы, углубить знания по интересующей его научной проблеме и написать реферат творчески, высказав свое мнение по существу.

После выбора темы необходимо составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует с исследования перечня рекомендованной литературы, При составлении библиографического указателя рекомендуется пользоваться источниками библиотеки учебного заведения: библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей за год, опубликованных в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача студента - из огромной массы российской и зарубежной литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме реферата.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы реферата, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена не только глубоким реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что любая наука не может стоять на месте, постоянно развивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами, концепциями.

При изучении литературы можно рекомендовать делать выписки из книг и статей основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т. п.

После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план реферата, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План работы тесно связан с её структурой. Но раз дана структура работы, состоящая из введения, основного раздела и заключения, то задача студента состоит в том, чтобы определить 3-4 вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.

Для написания реферата нужны не только литературные источники, но и статистические, нормативные материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях.

4. Требования к оформлению реферата

Объем реферата не ограничивается, однако в среднем должен составлять 10-15 страниц машинописного текста.

· Размер бумаги – А4;

· поля: верхнее, нижнее, правое – 1,5 см; левое – 2,5 см;

· ориентация - книжная

· шрифт - Times New Roman; размер шрифта – 14;

· междустрочное расстояние – полуторное;

· выравнивание по ширине

5. Порядок подготовки и защиты реферата

После утверждения темы реферата преподавателем студенты приступают к работе над рефератом, подготовка которого должна быть завершена до начала зачетной недели с учетом возможной доработки замечаний преподавателя.

Защита реферата заключается в кратком изложении проделанной работы и ответах на вопросы преподавателя по указанной теме.

Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме.

Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы.

Перечень литературы

Основная литература:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. средн. проф. учебн.заведений.- 5-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2009. – 350 с.

4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2008 г.. – 286с.

5. Панова, Е. А. Русский язык: учебно-справочное пособие. – М. : АСТ [и др.], 2010. – 462 с.

6. Розенталь, Д. Э. Орфография и морфология. Правила и упражнения / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс : Мир и Образование, 2010. – 110 с.

7. Розенталь, Д. Э. Синтаксис и пунктуация. Правила и упражнения. – М.: Оникс: Мир и образование, 2010. – 94 с.

Дополнительная литература:

1. Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации (с ответами). Бессоюзные, сложносочинённые, сложноподчинённые предложения: 9-11 классы / Л.А. Ахременкова. Быстрая подготовка к экзаменам.- М.: ТЦ Сфера, 2003 г., - 96с.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н.. Орфография и пунктуация./ Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева Орфография и пунктуация: справочник, – М.: Издатель Булатникова И.С., ООО «Большая Медведица», 2002г. – 320с.

3. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002. – 754 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006. – 816 с.

Наши рекомендации