Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).
Монологической или диалогической.
Речь— специфически человеческий род языковой деятельности, обеспечивающий коммуникацию людей и их общественно-историческое развитие.
Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.
Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи.
Следующее качество речи – логичность.
Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.
Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи.
Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека, т. е. запасом слов, их значений, запасом типовых интонаций и т. д.
Лексическое богатство проявляется в том случае, если в речи не применяется повторение одних и тех же слов, не несущих специального коммуникативного задания. Это возможно при условии большого активного запаса слов.
Другое коммуникативное качество речи – ее уместность .
Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.
Практическое задания.
Составить словосочетания с каждым из приведённых ниже слов, используя в качестве зависимого слово в скобках.
избегать – уклоняться (ответственность)
отзыв – рецензия (книга)
полный – наполненный (вода)
рассердиться – рассержен (шутка приятеля).
Задание 2.
Вместо звездочек употребите один из синонимов, приведенных в скобках. Запишите предложения
1. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них *** (жить, обитать, проживать) до трети населения.
2. Было *** (наглядно, предметно) *** (показан, продемонстрирован), что комплексное *** (использование, применение) технических средств на *** (занятия, уроки) *** (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) *** (повышать, увеличивать) *** (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) *** работа, труд) педагога.
Самостоятельная работа № 3
«Функциональные стили речи и их особенности»
В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Обычно различают следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный. Стили литературного языка прежде всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, т.к. именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.
Основные черты научного стиля:
· активное использование специальной и терминологической лексики;
· преобладание абстрактной лексики над конкретной;
· отсутствие разговорной и просторечной лексики;
· неупотребительность слов с эмоционально-экспрессивной оценочной окраской.
Характерные черты официально-делового стиля:
· сжатость, компактность изложения;
· стандартность расположения материала;
· широкое использование терминов, номенклатурных наименований;
· почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
· слабая индивидуализация стиля.
Основные признаки публицистического стиля:
· употребление стандартных, клишированных средств языка;
· активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур,
· применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, введение разных типов чужой речи и т.п.);
· широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии: общественно-политическая лексика, различные термины (экономические, политические, военные, спортивные, литературы и искусства);
· совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике, с другой – к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике;
· экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при большой информативной насыщенности.
Характерные черты разговорного стиля:
· использование сниженных разговорных языковых средств: разговорно-бытовая лексика, фразеологизмы;
· употребление просторечной, эмоционально окрашенной лексики;
· широкое использование неполных предложений.
Практическое задание. Определите стиль текста, аргументируйте ответ (Текст не списывать):
1.Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние дубы. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение.
2.Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Такие разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза обычно наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
3.Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча. Белые обочины ее клубились и снежно блистали, но черная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью, а из провала тучи, из-за окрашенного солнцем края, широким веером косо ниспадали солнечные лучи.
Ветер кружил по шляху сизый столб пыли и уже дышал духовито дождливой влагой, а через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Ядреные холодные капли вонзались в дорожную пыль, сворачивались в крохотные комочки грязи. Бело вспыхнула молния, и через несколько мгновений с оглушительным сухим треском ударил гром.
4.– Привет, Андрюха! Ты чего это как мокрая курица?
- Привет, Славка! Ну и ливень на улице!..
- Да ты что?! А я слышу: что-то бабахнуло… Гром, что ли?
- Ну да! И гром, и молния…
- Вот беда! Значит, поход отменяется?..
- Ясное дело… Такая гроза!..
Самостоятельная работа № 4
«Официально-деловой стиль. Специфика и жанры стиля»
На взрослого человека жизнь в обществе накладывает определенные обязательства. Обязанности гражданина – члена общества, государства, члена семьи, работника и т.д. Все эти обязанности, как и права, регулируются официально и оформляются соответствующими актами, законодательными постановлениями. Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.
Функции официально – деловой речи – сообщить сведения, имеющие практическое значение, дать точные указания, проинструктировать.
Стилевые черты:
• официальность.
• точность, конкретность, не допускающие иного толкования.
• предписывающий характер, обеспечивающий функцию повеления, неукоснительного выполнения тех или иных рекомендаций.
• стандартизированность, проявляющаяся в обилии устойчивых оборотов, клише деловой речи.
Типы официально-деловых документов: официальные документы (паспорт.
диплом, аттестат, типовые бланки, договоры, бухгалтерские счета) и документы частного характера (заявления, характеристики, доверенность, акт, апелляция, автобиография).
Заявление – это:
1. Официальное сообщение в устной и письменной форме.
2. Письменная просьба о чем-нибудь.
Композиционные особенности заявления:
- наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);
- фамилия, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);
- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);
- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);
- подпись заявителя (пишется внизу справа).
- дата (ставится слева под текстом ниже подписи).
Образец
Директору средней школы № 342
Анисимову Н.П.
ученика 11 класса Третьякова А.П.
заявление.
Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 11 и 12 апреля 2008 года по семейным обстоятельствам.
8 апреля 2008 г. (подпись)
Резюме состоит из следующих блоков:
вступление-
• Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города).
• цель (необязательно, но желательно): краткое описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2-3).
основная часть -
• трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (даты начала и окончания работы), наименование организации, должностные обязанности.
• образование (какой ОУ и когда), награды, изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели.
• дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, хобби (следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой).
Образец
Резюме
Парфенов Михаил Дмитриевич
7 июля 1985 г.р., г.Тверь.
Не женат.
Гражданин РФ
Владею английским языком. Имею навыки работы на компьютере.
Домашний адрес: г. Тверь, ул.Свободы, д.43, кв.89. тел. 63-74-48.
В 2002 году закончил среднюю школу №67 с углубленным изучением математики, информатики и английского языка. В этом же году поступил на механико-математический факультет ТГУ. Углубленно занимаюсь программным обеспечением компьютером.
К резюме прилагаю отзыв о моей работе в студенческом научном обществе.
12 февраля 2008 г. Парфёнов.