Причины, влияющие на рост числа правонарушений среди несовершеннолетних в С-Петербурге

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методические рекомендации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2012

Введение

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам образовательных учреждений Санкт-Петербурга, специалистам субъектов профилактики и направлены на создание эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Стратегические документы, определяющие сегодня векторы развития федеральной и региональной системы образования – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ
4 февраля 2010 г.), стратегия развития Петербургской системы образования «Петербургская школа 2020», содержанием ФГОС второго поколения, в которых выделяется специальные разделы - программа воспитания и социализации, программа коррекционной деятельности. Сегодня специалистом профилактики при выстраивании системы работы, определении содержания программ и технологий, основных направлений профилактики правонарушений учащихся в конкретных образовательных учреждениях необходимо обратить внимание на адресное решение тех проблем, которые отмечены в названных документах как приоритетные: организация и расширение программ, направленных на становление у детей и молодежи способностей к позитивному социальному действию и взаимодействию, необходимость реализации проектов создания рабочих мест для обеспечения социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 9 до 18 лет, обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением; расширение практик школьных советов по профилактике правонарушений. В программе «Петербургская школа 2020» также отмечено, что обеспечение полноценных условий взросления, социализации всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава возможно и необходимо через развитие форм детского (молодежного) самоуправления, а выращивание ответственных граждан, социально активных лидеров, способных к принятию самостоятельных решений и участию в общественно-государственном управлении, – приоритетная задача общества и школы. Отмечается, что необходимо проведение специальной работы по выявлению и закреплению инициатив в детско-молодежной среде по организации новых форм социального лидерства и позитивной самоорганизации. С этим трудно не согласиться-проводить профилактику асоциального поведения несовершеннолетних, их вовлечения в деятельность объединений, имеющих асоциальную направленность, видится перспективным не столько на основе ужесточения наказаний за противоправную деятельность, сколько на основе организации вышеназванных новых форм социального лидерства и позитивной самоорганизации деятельности несовершеннолетних.

Методологической основой организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, выступают федеральные государственные стандарты второго поколения и концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти федеральные документы взаимосвязаны - главным результатом реализации ФГОС выступает духовно-нравственное развитие и воспитание личности выпускника. ФГОС и концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их успешной социализации. Эти цели и выступают сегодня методологической основой организации деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Федеральные государственные стандарты и начального и основного образования содержат программу воспитания и социализации обучающихся.

Комитетом по образованию Санкт-Петербурга проводится целенаправленная работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе образования. В результате проведенного 2010, 2011, 2012 годах смотра-конкурса на лучшую организацию профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга (в рамках реализации п. 4.7 «Организация проведения научно-исследовательской работы по проблемам правонарушений среди несовершеннолетних, причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям и организациям экстремистской направленности» программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге») создана единая система оценки организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Сформирован региональный информационный банк современных средств (программ, технологий) организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, который способствует обобщению и распространению опыта государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних позволяет совершенствовать эту работу в дальнейшем.

Выявлены наиболее актуальные и перспективные программы и технологии по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Лучший опыт образовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования по созданию системы профилактической работы, разработке и реализации лучших программ и технологий профилактики правонарушений представили:

В номинации «Лучшая программа образовательного учреждения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних»:

В номинации «Лучшая программа образовательного учреждения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных и других токсических веществ среди несовершеннолетних»:

Следует отметить, что прежде всего в данной номинации оказались представленными программы, связанные с пропагандой здорового образа жизни, однако в теме профилактики наркозависимости это ведущее, но не единственно направление работы. Требуется разработка новых современных программ по этой тематике, либо коррекция уже существующих.

В номинации «Лучшая программа образовательного учреждения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, связанных с экстремистскими проявлениями среди несовершеннолетних»:

Данная номинация вызвала особые сложности у участников смотра-конкурса. Образовательные учреждения только 4 районов Санкт-Петербурга представили свои программы и технологии в данной номинации (Красногвардейский, Красносельский, Фрунзенский, Василеостровский), хотя в системе работы по профилактике правонарушений должны быть представлены все социально значимые направления профилактики, со всеми целевыми группами, в том числе, по степени вовлеченности в проблему. Можно сделать вывод о том, что требуется специальная работа по обучению специалистов для совершенствования работы образовательных учреждений в данном направлении.

В номинации «Лучшая технология профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних»:

Представлены технологии как групповые, так и индивидуальные технологии профилактики правонарушений. Технология профилактики игры-путешествия «Копилка правовых знаний». Особенно следует отметить представленные несколькими образовательными учреждениями технологии «Профилактики правонарушений через организацию КЮДПП». Данное направление профилактической работы зарекомендовало себя как актуальное и перспективное. Получено достаточное количество примеров оценки результативности деятельности Клубов. Обобщение этого опыта позволит определить дальнейшие направления развития организации их работы. В настоящее время можно отметить, что включение в Положение о деятельности Клубов как одного из основных направления пропаганды здорового образа жизни является нецелесообразным, требуется усиление правовых аспектов в работе Клубов по профилактике правонарушений несовершеннолетних связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психоторопных веществ.

В настоящее время в образовательной среде Санкт-Петербурга сложилась уникальная ситуация, в которой системная работа по координации деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в районах осуществляется учреждениями психолого-педагогической медико-социальной помощи (далее – ПМС-центры), которые функционируют в 18 районах. Традиционно профилактическая работа проводится в рамках первичной и вторичной профилактики. Работа проводится в рамках сетевого взаимодействия на основе договоров о совместной деятельности и межведомственного взаимодействия в рамках реализации совместных планов, программ и проектов.

Создана информационно-поисковая система «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга», которая поддерживается РЦОКОиИТ и позволяет осуществлять контроль за ситуацией с правонарушениями среди несовершеннолетних. Непосредственно за содержание базы данных и внесение информации о несовершеннолетних, поставленных на учет в ОДН и снятых с учета отвечают ответственные в районах социальные педагоги. Информация, содержащаяся в базе данных, позволяет специалистам ПМС-центров оказывать адресную комплексную психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь учащимся, совершившим правонарушения и преступления а так же, их родителям и лицам, их заменяющим. Данные о работе с ИПС «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» в 2011-2012 учебном году представлена в таблице 1.

Таблица 1

Профилактика правонарушений несовершеннолетних с помощью ИПС «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» в 2011-2012 учебном году

(Данные представлены в годовом отчете о деятельности ППМС-центров

Санкт-Петербурга 2011-2012 учебный год)

Район Место расположения ИПС «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» Количество детей, состоящих в ИПС, которым оказана психолого-педагогическая и социально-педагогическая помощь
7-14 лет 14-17 лет Всего
1. Адмиралтейский Межшкольный учебный комбинат  
2. Василеостровский Центр повышения квалификации  
3. Выборгский НМЦ Выборгского района СПб  
4. Калининский ЦПМСС Калининского района  
5. Кировский ЦИК Кировского района
6. Колпинский ГБОУ ЦППРиК
7. Красногвардейский Отдел образования Красногвардейского района  
8. Красносельский УМЦ ИНФОБ
9. Кронштадский ИМЦ, г. Кронштадт
10. Курортный ЦПМСС Курортного района
11. Московский Нет информации
12. Невский ПМС-центр Невского района
13. Петроградский ЦОИ
14. Петродворцовый ГБОУ ЦППРК Петродворцового района «Доверие»    
15. Приморский ПМС - Центр Приморского района  
16. Пушкинский ГОУ ЦПМСС Пушкинского района
17. Фрунзенский ГОУ ЦПМСС Фрунзенского р-на
18. Центральный Ул. Жуковского, 59/61, отдел профилактики ППМСЦ «Развитие»    
  ИТОГО:  

Таким образом, в большинстве районов налажена работа по оказанию помощи несовершеннолетним, состоящим на учете в ОДН. Однако, в ряде районов (Василеостровский, Выборгский, Кронштадский) следует активизировать работу в данном направлении, прежде всего за счет активизации процесса ссетевого взаимодействия учреждений района, т.к. ИПС расположена вне ПМС-центров и доступ к соответствующей информации о несовершеннолетних затруднен.

Специалистами ПМС-центров Санкт-Петербурга регулярно оказывается комплексная помощь детям, находящимся в социально опасном положении. На рисунке представлена динамика оказания помощи различным категориям детей.

Причины, влияющие на рост числа правонарушений среди несовершеннолетних в С-Петербурге - student2.ru

Среди причин совершения преступлений несовершеннолетними - сочетание различных факторов влияния внешней среды с персональными особенностями личности самого подростка.

К таким факторам следует отнести:

1. Биологические факторы: прентальные патологии, родовые травмы, инфекции и травмы в первый год жизни ребенка, проявление некоторых наследственных заболеваний – психопатия, олигофрения, алкоголизм, наркомания и др.

2. Социальное окружение подростка: семья, друзья, школа, статус самого несовершеннолетнего среди сверстников.

3. Личностные особенности характера и темперамента, уровень ценностных ориентаций, самооценка, отношение к будущему, профессиональное самоопределение.

Рис 1. Комплексная помощь детям в социально опасном положении в ПМС-центрах Санкт-Петербурга (по данным годовых отчетов ПМС-центров).

2. Основные понятия, определяющие систему профилактики правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Преступление – виновно-совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Социальная норма – мера допустимого поведения, при котором социальная система сохраняется и прогрессирует.

Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.

Рис. 2 Занятия спортом, физкультурой, вне школьных часов (2011 г.)

Заметная доля школьников, занимающихся спортом от одного до нескольких раз в неделю, внушает определенный оптимизм. Однако практически четверть опрошенных (24%) не занимаются спортом «почти никогда». При этом все отраженные в исследовании мотивировки занятий подростками спортом показывают, что спорт может выступать действенной формой профилактики правонарушений и употребления ПАВ подростками.

Наиболее многочисленной группой риска совершения правонарушений являются подростки, а среди основных причин – особенности подросткового возраста. Каждая возрастная группа характеризуется рядом психологических особенностей. Специфику поведения подростков выявил и описал А.Е. Личко.

1. Реакция эмансипации – стремление высвободиться от навязчивой опеки, руководства, контроля, покровительства взрослых - родителей, учителей, воспитателей. Реакция может распространяться не только на родителей и членов семьи, но и на установленные взрослыми правила, порядки, законы, на все, что ценится и уважается в обществе, — идеалы, нравственные нормы, духовные ценности. Эта реакция является для подростков одной из форм самоутверждения. У мальчиков она бывает выражена сильнее, чем у девочек. Факторами выступают чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его самостоятельности, третирование подростка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявления этой реакции весьма разнообразны — от эпизодического «бунта» против родительской власти до каждодневной демонстрации своего стремления всегда и везде поступать «самостоятельно», «по-своему». Реакция эмансипации выражается умереннее, она усиливается в случае неблагоприятной семейной обстановки, когда такие подростки рвутся из дома. Тяга к группированию со сверстниками также выражена умеренно. В группе товарищей на роль вожака они никогда не претендуют.

2. Реакция группирования со сверстниками характеризуется инстинктивным тяготением подростков к сплочению, объединению со сверстниками. Подростковые группы отличаются однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией - во дворе, на своей улице; примитивной символикой - свой «язык», клички, особые отметки на одежде.

3. Реакция отказа,более характерная для детей, но встречающаяся и у подростков, возникает при резкой перемене ситуации - отрыв от семьи и помещение в воспитательное учреждение, переезд на новое местожительство, проявляется в отказе от контактов, привычной деятельности.

4. Реакция оппозициивозникает как активный протест против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку - отлично учиться при одновременных занятиях спортом, музыкой, а также как следствие резкого уменьшения привычного внимания со стороны взрослых, родителей или близких лиц. Реакция может проявляться разнообразно - от прогулов в школе и побегов из дома до кражи и попыток самоубийства.

5. Реакция имитациипроявляется в подражании определенному лицу или образу. Подросток подражает кому-либо из своих товарищей, более популярному в среде сверстников и более в чем-либо преуспевающему. Предметом подражания становятся кумиры молодежной моды. Модель для подражания диктует своя компания, группа, к которой принадлежит подросток и с которой он идентифицирует себя - референтная группа. Взрослый может стать объектом имитации, если только он пользуется высоким авторитетом и уважением у подростка. Иногда в роли образца для подражания выступает отрицательный «герой», нередко имеющий судимость, окруженный ореолом преступной романтики. Отрицательная реакция имитации выражается в том, что все поведение строится противоположное определенному образцу модели, по механизму реактивного образования. Подросток отказывается от всяких предлагаемых семьей материальных благ, от возможности по знакомству поступить в престижное учебное заведение и предпочитает немодную поношенную одежду, непривлекательную работу, компанию неудачников. Все его поведение было противопоставлено идеалу, которому служил его отец - преуспевающий предприниматель (Личко А.Е., Подростковая психиатрия, 1985, с .20-31).

6. Реакция компенсациипроявляется в том, что свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый подросток, неспособный утвердить себя среди сверстников в подвижных играх, мужских видах спорта, компенсирует ощущение своей неполноценности отличными успехами в учебе или поражающими сверстников подробнейшими сведениями из интересующих их видов спорта. Неудачи в школе компенсируются смелостью, отвагой, рискованным поведением в уличных компаниях.

7. Реакция гиперкомпенсациивыражается в упорном стремлении подростка добиться успехов именно в той области, где он слаб. Хилый мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов. Трусливый подросток, чтобы казаться в глазах сверстников смелым, в силу гиперкомпенсации может совершить озорные, безрассудные действия, граничащие с хулиганством.

8. Акцентуации характера подростка. Значительную роль в формировании отклоняющегося поведения несовершеннолетних - дефектов социализации, играют личностные особенности указанных лиц. В исследованиях отмечается повышенная, даже максимальная готовность к патологическому, асоциальному реагированию на неблагоприятные условия у подростков с акцентуациями характера. Подростковые акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуации характера подростков выявил и изучил А.Е. Личко. Акцентуации характера - «слабые места»характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями:

- повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов;

- неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность,

боязливость, тревожность;

- пониженный или завышенный уровень притязаний;

- повышенная склонность к самоанализу и самообвинению;

- затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения;

- дисфория - злобно - тоскливое настроение;

- вязкость мышления;

- конфликтность;

- повышенная обидчивость;

- склонность к доминированию;

- повышенная потребность в признании.

Склонность к делинквентности при различных типах акцентуации (по данным А.Е. Личко):

1. Неустойчивый тип акцентуации характера 76%,

2. Эпилептоидный тип — 61%,

3. Истероидный — 52%,

4.Шизоидный–44%,
5.Гипертимный–36%,
6. Лабильный – 36%

Каждому типу акцентуаций характера присущи определенные особенности делинквентного поведения:

У неустойчивых, обнаруживается два возрастных пика, отклоняющегося поведения: один совпадает с переходом в 4—5 классы школы — от одного учителя к предметной системе с более сложной программой обучения, другой падает на окончание 8-летнего образования и переход в ПТУ, причем делинквентность неустойчивых в 90% случаев сочетается с ранней алкоголизацией.

У гипертимов начало делинквентности в 50% случаев падает на предподростковый возраст – 10–12 лет.

Отклоняющееся поведение у истероидов начинается в разные годы — от 10 до 15 лет. У них обнаруживается особая склонность к воровству, мошенничеству, хулиганским действиям.

У эпилептоидов более типичны драки, жестокие избиения. Отклоняющееся поведение у шизоидовв в 60% случаев относится к более старшему возрасту – к 14–15 годам. Подростки в возрасте 15–16 лет более склонны к сексуальным правонарушениям.

Мотивы одних и тех же правонарушений могут быть различными: «Кражи неустойчивого подростка» чаще путь раздобыть средства для развлечений и удовольствий.

Кражи гипертимного подростка носят «престижный характер», то есть, предназначены показать сверстникам его смелость и превосходство.

Элептоиды воруют, имея целью прежде всего присвоение материальной ценности, но иногда сам риск, острые ощущения в процессе совершения кражи доставляют им трудно описуемое наслаждение.

Среди шизоидов встречаются «символические» кражи - присвоение предметов, принадлежащих объекту тайного обожания, кражи во имя «восстановления справедливости», в целях «пополнения собираемой коллекции».

Самое уязвимое, слабое место конформного подростка — неспособность противостоять дурному влиянию. Если по какой-либо причине привычная группа сверстников изгоняет его, он, как правило, поддается влиянию уличных компаний — втягивается в алкоголизацию, употребление наркотиков, в групповые правонарушения, его легко подбить на побег из дому, на расправу с чужаками.

Фактором, оказывающим существенное влияние на формирование делинквентного поведения, является состояние образовательных систем. Главным итогом действия образовательных систем должно стать усвоение детьми того, что человек - высшая ценность. Это убеждение и будет итогом социализации. Процесс вхождения в новую социальную среду должен быть мягким, но в свою очередь среда должна быть хорошо структурированной.

Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей проявляются как условия их асоциального поведения. Но они не предопределяют подростковую преступность. Часто причина криминального заражения несовершеннолетних – дефекты социализации, упущение в семейном воспитании, неогражденность подростка от влияния криминальной среды, невключенность подростка в социализированные группы, несформированность социально-положительных интересов, повышенный запрос к утилитарному потребительству, раннее формирование опыта насильственного поведения, социально неконтролируемая делинквентость.

Мотивы подростковых преступлений во многих случаях отличаются инфантильностью, а вся структура их криминального поведения – нетранзитивностью.

На передний план здесь выдвигаются побуждения лжетоварищества, ложно понятой личностной самореализации, возобладание престижно-потребительских интересов, стремление к самоутверждению в референтно асоциальной группе, подчиненность групповой ингибиции, демонстративный протест.

В значительном числе случаев преступления совершаются подростками под давлением группы, ее «морали», по таким мотивам, как слепое стремление поддержать друзей, упрочить занимаемое в группе положение, заслужить «авторитет» равного среди равных. Устойчивость, сплоченность криминогенной досуговой группы обеспечивается посредством совершения подростками преступлений. В основе преступного поведения несовершеннолетних лежит ряд мотивов, среди которых на первом месте находятся мотивы самоутверждения, стремления занять свое место в группе. К их числу принадлежат - «мотивы роста», которые проявляются в противоречивой форме: с одной стороны, подросток убеждает группу - «я как все», с другой стороны, подчеркивает - «я — личность» (К. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Изобр. философ. произв Т. 1, 1960, с.358).

Асоциальная группа оказывает на ее членов многостороннее влияние и является базой формирования взглядов и установок, лежащих в основе преступного поведения.Оно осуществляется путем «навязывания» аморальных и преступных норм поведения. Даже если несовершеннолетний, попавший в такую группу, придерживается другой системы ценностей и взглядов, преступление он может совершить вопреки им, поддаваясь групповому нажиму, давлению. Психологическим механизмом этого является конформизм( подчинение групповым нормам и ценностям). Чем более выражена их антисоциальная направленность, тем более жестким является конформизм в ней. Посредством конформизма вначале осуществляется частичная идентификация подростка с криминогенной группой, при которой он только внешне подчиняется нормам группы. Впоследствии она переходит в полную, жесткую идентификацию, при которой подросток усваивает ее ценности, взгляды и нормы.

Идентификация подростка с такой группой приводит к ослаблению внутренних тормозов, мотивов, препятствующих совершению преступления, а также уменьшению чувства личной ответственности. В основе этого лежат механизмы психологической защиты, которые снижают, нейтрализуют, снимают социальный контроль, его барьерное, тормозящее действие. На этой основе происходит самоопределение и внутреннее высвобождение от ответственности за совершаемое и совершенное преступление. Для подавляющего числа обследованных преступников характерно стремление снять с себя ответственность за совершение преступления, переложить вину на других лиц или обстоятельства.

В основе совершения насильственных преступлений, особенно хулиганства, разбойных нападений, лежит психологический механизм - гиперкомпенсация.

Л. Р. Ратинов и Г. X. Ефремова отмечают, что «речь идет о стремлении устранить ощущение какой-то мнимой или действительной неполноценности, доказав себе и окружающим хотя бы и в уродливой, антиобщественной форме сверхценность своей личности. В суждениях просматривается стремление к самоутверждению, желание показать другим и почувствовать самому свою силу, смелость, бесстрашие, способность к риску. Указанные тенденции проявляются в «семантической защите» совершенного деяния путем его переименования и обозначения нейтральными терминами «взял» вместо «украл».

К такому психологическому механизму регуляции поведения подростков, как конформизм, добавляется подражание. Подражание предполагает принятие очевидных моделей поведения и направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются при этом определенной рациональной направленностью. Именно подражание способствует выработке у них сложного, социально значимого поведения. Однако нередко подростка захватывает чисто внешняя сторона поведения, и он слепо подражает образцам социально отрицательным и даже вредным.

Особенно это характерно для несовершеннолетних правонарушителей. Подростки-правонарушители в разговорах со сверстниками в своей среде хвастают своими преступными действиями и получают одобрение собеседников. Окружение подростка является фактором, в значительной степени снижающим у него страх перед возможным уголовным наказанием.

Механизм мотивации хулиганского поведения имеет особенности:

Во-первых, преступление происходит без видимых внешних причин, что явилось основанием для бытующего мнения о «беспричинности» и «безмотивности» хулиганского поведения.

Во-вторых, подавляющее большинство хулиганских действий совершается в состоянии опьянения, которое ускоряет протекание процессов мотивации. Хулиганство несовершеннолетних чаще всего бывает полимотивационным, т. е. совершается под влиянием нескольких мотивов, а именно, мотивов вымещения и замещения, мотива ложного утверждения.

Мотивы замещения и вымещения выражаются в том, что если первоначальная цель становится недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой — достижимой. Благодаря замещающим действиям происходит разрядка - снятие нервно-психического напряжения. В силу того, что трудновоспитуемые, деморализованные подростки не могут добиться утверждения своей личности адекватным способом - признание в семье, достижение успехов в школе, среди одноклассников, у них возникает состояние психического напряжения - фрустрация. Разрядка возникшего нервно-психического напряжения проявляется в виде агрессивной реакции «не по адресу» — в совершении хулиганства. В процессе совершения хулиганских действий происходит:

- вымещение своей агрессии, озлобленности на посторонних лицах, снятие напряжения - замещение;

- ложное, извращенное утверждение себя путем унижения, подавления личности других, насилия над ними, где проявляется механизм гиперкомпенсации.

Самоутверждение через насилие типично подростковая мотивация. Нередко она сочетается с особой жестокостью насильственного поведения несовершеннолетних. Л. В. Филонов, специально изучавший генезис жестокости, пришел к выводу, что самое большое число случаев жестокости падает на подростков 11—16 лет. Именно в подростковом возрасте совершаются преступления против личности, поражающие своей бессмысленной жестокостью, садизмом.
Исследования показывают, что все преступления несовершеннолетних обладают рядом общих признаков и свойств. Также в ходе данного анализа правонарушений в Центральном районе Санкт-Петербурга было установлено, что местом совершения большинства преступлений против жизни и здоровья является улица (примерно 38% из всех совершенных в 2010 году). Это свидетельствует для данного вида преступлений, во-первых, о том, что они совершаются несовершеннолетними по месту нахождения учебного заведения. Во-вторых, о низком уровне воспитательной и предупредительной работы в образовательных учреждениях. А также фактически об отсутствии должного контроля со стороны работников этих учреждений за поведением подростков во время их пребывания в их учреждениях и о бесконтрольности над подростками со стороны семьи.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методические рекомендации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2012

Введение

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам образовательных учреждений Санкт-Петербурга, специалистам субъектов профилактики и направлены на создание эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Стратегические документы, определяющие сегодня векторы развития федеральной и региональной системы образования – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ
4 февраля 2010 г.), стратегия развития Петербургской системы образования «Петербургская школа 2020», содержанием ФГОС второго поколения, в которых выделяется специальные разделы - программа воспитания и социализ<

Наши рекомендации