Причины, влияющие на рост числа правонарушений среди несовершеннолетних в С-Петербурге
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методические рекомендации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2012
Введение
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам образовательных учреждений Санкт-Петербурга, специалистам субъектов профилактики и направлены на создание эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Стратегические документы, определяющие сегодня векторы развития федеральной и региональной системы образования – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ
4 февраля 2010 г.), стратегия развития Петербургской системы образования «Петербургская школа 2020», содержанием ФГОС второго поколения, в которых выделяется специальные разделы - программа воспитания и социализации, программа коррекционной деятельности. Сегодня специалистом профилактики при выстраивании системы работы, определении содержания программ и технологий, основных направлений профилактики правонарушений учащихся в конкретных образовательных учреждениях необходимо обратить внимание на адресное решение тех проблем, которые отмечены в названных документах как приоритетные: организация и расширение программ, направленных на становление у детей и молодежи способностей к позитивному социальному действию и взаимодействию, необходимость реализации проектов создания рабочих мест для обеспечения социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 9 до 18 лет, обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением; расширение практик школьных советов по профилактике правонарушений. В программе «Петербургская школа 2020» также отмечено, что обеспечение полноценных условий взросления, социализации всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава возможно и необходимо через развитие форм детского (молодежного) самоуправления, а выращивание ответственных граждан, социально активных лидеров, способных к принятию самостоятельных решений и участию в общественно-государственном управлении, – приоритетная задача общества и школы. Отмечается, что необходимо проведение специальной работы по выявлению и закреплению инициатив в детско-молодежной среде по организации новых форм социального лидерства и позитивной самоорганизации. С этим трудно не согласиться-проводить профилактику асоциального поведения несовершеннолетних, их вовлечения в деятельность объединений, имеющих асоциальную направленность, видится перспективным не столько на основе ужесточения наказаний за противоправную деятельность, сколько на основе организации вышеназванных новых форм социального лидерства и позитивной самоорганизации деятельности несовершеннолетних.
Методологической основой организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, выступают федеральные государственные стандарты второго поколения и концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти федеральные документы взаимосвязаны - главным результатом реализации ФГОС выступает духовно-нравственное развитие и воспитание личности выпускника. ФГОС и концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их успешной социализации. Эти цели и выступают сегодня методологической основой организации деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Федеральные государственные стандарты и начального и основного образования содержат программу воспитания и социализации обучающихся.
Комитетом по образованию Санкт-Петербурга проводится целенаправленная работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе образования. В результате проведенного 2010, 2011, 2012 годах смотра-конкурса на лучшую организацию профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга (в рамках реализации п. 4.7 «Организация проведения научно-исследовательской работы по проблемам правонарушений среди несовершеннолетних, причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям и организациям экстремистской направленности» программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге») создана единая система оценки организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Сформирован региональный информационный банк современных средств (программ, технологий) организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, который способствует обобщению и распространению опыта государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних позволяет совершенствовать эту работу в дальнейшем.
Выявлены наиболее актуальные и перспективные программы и технологии по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Лучший опыт образовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования по созданию системы профилактической работы, разработке и реализации лучших программ и технологий профилактики правонарушений представили:
В номинации «Лучшая программа образовательного учреждения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних»:
В номинации «Лучшая программа образовательного учреждения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных и других токсических веществ среди несовершеннолетних»:
Следует отметить, что прежде всего в данной номинации оказались представленными программы, связанные с пропагандой здорового образа жизни, однако в теме профилактики наркозависимости это ведущее, но не единственно направление работы. Требуется разработка новых современных программ по этой тематике, либо коррекция уже существующих.
В номинации «Лучшая программа образовательного учреждения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, связанных с экстремистскими проявлениями среди несовершеннолетних»:
Данная номинация вызвала особые сложности у участников смотра-конкурса. Образовательные учреждения только 4 районов Санкт-Петербурга представили свои программы и технологии в данной номинации (Красногвардейский, Красносельский, Фрунзенский, Василеостровский), хотя в системе работы по профилактике правонарушений должны быть представлены все социально значимые направления профилактики, со всеми целевыми группами, в том числе, по степени вовлеченности в проблему. Можно сделать вывод о том, что требуется специальная работа по обучению специалистов для совершенствования работы образовательных учреждений в данном направлении.
В номинации «Лучшая технология профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних»:
Представлены технологии как групповые, так и индивидуальные технологии профилактики правонарушений. Технология профилактики игры-путешествия «Копилка правовых знаний». Особенно следует отметить представленные несколькими образовательными учреждениями технологии «Профилактики правонарушений через организацию КЮДПП». Данное направление профилактической работы зарекомендовало себя как актуальное и перспективное. Получено достаточное количество примеров оценки результативности деятельности Клубов. Обобщение этого опыта позволит определить дальнейшие направления развития организации их работы. В настоящее время можно отметить, что включение в Положение о деятельности Клубов как одного из основных направления пропаганды здорового образа жизни является нецелесообразным, требуется усиление правовых аспектов в работе Клубов по профилактике правонарушений несовершеннолетних связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психоторопных веществ.
В настоящее время в образовательной среде Санкт-Петербурга сложилась уникальная ситуация, в которой системная работа по координации деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в районах осуществляется учреждениями психолого-педагогической медико-социальной помощи (далее – ПМС-центры), которые функционируют в 18 районах. Традиционно профилактическая работа проводится в рамках первичной и вторичной профилактики. Работа проводится в рамках сетевого взаимодействия на основе договоров о совместной деятельности и межведомственного взаимодействия в рамках реализации совместных планов, программ и проектов.
Создана информационно-поисковая система «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга», которая поддерживается РЦОКОиИТ и позволяет осуществлять контроль за ситуацией с правонарушениями среди несовершеннолетних. Непосредственно за содержание базы данных и внесение информации о несовершеннолетних, поставленных на учет в ОДН и снятых с учета отвечают ответственные в районах социальные педагоги. Информация, содержащаяся в базе данных, позволяет специалистам ПМС-центров оказывать адресную комплексную психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь учащимся, совершившим правонарушения и преступления а так же, их родителям и лицам, их заменяющим. Данные о работе с ИПС «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» в 2011-2012 учебном году представлена в таблице 1.
Таблица 1
Профилактика правонарушений несовершеннолетних с помощью ИПС «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» в 2011-2012 учебном году
(Данные представлены в годовом отчете о деятельности ППМС-центров
Санкт-Петербурга 2011-2012 учебный год)
Район | Место расположения ИПС «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» | Количество детей, состоящих в ИПС, которым оказана психолого-педагогическая и социально-педагогическая помощь | |||
7-14 лет | 14-17 лет | Всего | |||
1. | Адмиралтейский | Межшкольный учебный комбинат | |||
2. | Василеостровский | Центр повышения квалификации | |||
3. | Выборгский | НМЦ Выборгского района СПб | |||
4. | Калининский | ЦПМСС Калининского района | |||
5. | Кировский | ЦИК Кировского района | |||
6. | Колпинский | ГБОУ ЦППРиК | |||
7. | Красногвардейский | Отдел образования Красногвардейского района | |||
8. | Красносельский | УМЦ ИНФОБ | |||
9. | Кронштадский | ИМЦ, г. Кронштадт | |||
10. | Курортный | ЦПМСС Курортного района | |||
11. | Московский | Нет информации | |||
12. | Невский | ПМС-центр Невского района | |||
13. | Петроградский | ЦОИ | |||
14. | Петродворцовый | ГБОУ ЦППРК Петродворцового района «Доверие» | |||
15. | Приморский | ПМС - Центр Приморского района | |||
16. | Пушкинский | ГОУ ЦПМСС Пушкинского района | |||
17. | Фрунзенский | ГОУ ЦПМСС Фрунзенского р-на | |||
18. | Центральный | Ул. Жуковского, 59/61, отдел профилактики ППМСЦ «Развитие» | |||
ИТОГО: |
Таким образом, в большинстве районов налажена работа по оказанию помощи несовершеннолетним, состоящим на учете в ОДН. Однако, в ряде районов (Василеостровский, Выборгский, Кронштадский) следует активизировать работу в данном направлении, прежде всего за счет активизации процесса ссетевого взаимодействия учреждений района, т.к. ИПС расположена вне ПМС-центров и доступ к соответствующей информации о несовершеннолетних затруднен.
Специалистами ПМС-центров Санкт-Петербурга регулярно оказывается комплексная помощь детям, находящимся в социально опасном положении. На рисунке представлена динамика оказания помощи различным категориям детей.
Среди причин совершения преступлений несовершеннолетними - сочетание различных факторов влияния внешней среды с персональными особенностями личности самого подростка.
К таким факторам следует отнести:
1. Биологические факторы: прентальные патологии, родовые травмы, инфекции и травмы в первый год жизни ребенка, проявление некоторых наследственных заболеваний – психопатия, олигофрения, алкоголизм, наркомания и др.
2. Социальное окружение подростка: семья, друзья, школа, статус самого несовершеннолетнего среди сверстников.
3. Личностные особенности характера и темперамента, уровень ценностных ориентаций, самооценка, отношение к будущему, профессиональное самоопределение.
Рис 1. Комплексная помощь детям в социально опасном положении в ПМС-центрах Санкт-Петербурга (по данным годовых отчетов ПМС-центров).
2. Основные понятия, определяющие систему профилактики правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Преступление – виновно-совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.
Социальная норма – мера допустимого поведения, при котором социальная система сохраняется и прогрессирует.
Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.
Рис. 2 Занятия спортом, физкультурой, вне школьных часов (2011 г.)
Заметная доля школьников, занимающихся спортом от одного до нескольких раз в неделю, внушает определенный оптимизм. Однако практически четверть опрошенных (24%) не занимаются спортом «почти никогда». При этом все отраженные в исследовании мотивировки занятий подростками спортом показывают, что спорт может выступать действенной формой профилактики правонарушений и употребления ПАВ подростками.
Наиболее многочисленной группой риска совершения правонарушений являются подростки, а среди основных причин – особенности подросткового возраста. Каждая возрастная группа характеризуется рядом психологических особенностей. Специфику поведения подростков выявил и описал А.Е. Личко.
1. Реакция эмансипации – стремление высвободиться от навязчивой опеки, руководства, контроля, покровительства взрослых - родителей, учителей, воспитателей. Реакция может распространяться не только на родителей и членов семьи, но и на установленные взрослыми правила, порядки, законы, на все, что ценится и уважается в обществе, — идеалы, нравственные нормы, духовные ценности. Эта реакция является для подростков одной из форм самоутверждения. У мальчиков она бывает выражена сильнее, чем у девочек. Факторами выступают чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его самостоятельности, третирование подростка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявления этой реакции весьма разнообразны — от эпизодического «бунта» против родительской власти до каждодневной демонстрации своего стремления всегда и везде поступать «самостоятельно», «по-своему». Реакция эмансипации выражается умереннее, она усиливается в случае неблагоприятной семейной обстановки, когда такие подростки рвутся из дома. Тяга к группированию со сверстниками также выражена умеренно. В группе товарищей на роль вожака они никогда не претендуют.
2. Реакция группирования со сверстниками характеризуется инстинктивным тяготением подростков к сплочению, объединению со сверстниками. Подростковые группы отличаются однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией - во дворе, на своей улице; примитивной символикой - свой «язык», клички, особые отметки на одежде.
3. Реакция отказа,более характерная для детей, но встречающаяся и у подростков, возникает при резкой перемене ситуации - отрыв от семьи и помещение в воспитательное учреждение, переезд на новое местожительство, проявляется в отказе от контактов, привычной деятельности.
4. Реакция оппозициивозникает как активный протест против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку - отлично учиться при одновременных занятиях спортом, музыкой, а также как следствие резкого уменьшения привычного внимания со стороны взрослых, родителей или близких лиц. Реакция может проявляться разнообразно - от прогулов в школе и побегов из дома до кражи и попыток самоубийства.
5. Реакция имитациипроявляется в подражании определенному лицу или образу. Подросток подражает кому-либо из своих товарищей, более популярному в среде сверстников и более в чем-либо преуспевающему. Предметом подражания становятся кумиры молодежной моды. Модель для подражания диктует своя компания, группа, к которой принадлежит подросток и с которой он идентифицирует себя - референтная группа. Взрослый может стать объектом имитации, если только он пользуется высоким авторитетом и уважением у подростка. Иногда в роли образца для подражания выступает отрицательный «герой», нередко имеющий судимость, окруженный ореолом преступной романтики. Отрицательная реакция имитации выражается в том, что все поведение строится противоположное определенному образцу модели, по механизму реактивного образования. Подросток отказывается от всяких предлагаемых семьей материальных благ, от возможности по знакомству поступить в престижное учебное заведение и предпочитает немодную поношенную одежду, непривлекательную работу, компанию неудачников. Все его поведение было противопоставлено идеалу, которому служил его отец - преуспевающий предприниматель (Личко А.Е., Подростковая психиатрия, 1985, с .20-31).
6. Реакция компенсациипроявляется в том, что свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый подросток, неспособный утвердить себя среди сверстников в подвижных играх, мужских видах спорта, компенсирует ощущение своей неполноценности отличными успехами в учебе или поражающими сверстников подробнейшими сведениями из интересующих их видов спорта. Неудачи в школе компенсируются смелостью, отвагой, рискованным поведением в уличных компаниях.
7. Реакция гиперкомпенсациивыражается в упорном стремлении подростка добиться успехов именно в той области, где он слаб. Хилый мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов. Трусливый подросток, чтобы казаться в глазах сверстников смелым, в силу гиперкомпенсации может совершить озорные, безрассудные действия, граничащие с хулиганством.
8. Акцентуации характера подростка. Значительную роль в формировании отклоняющегося поведения несовершеннолетних - дефектов социализации, играют личностные особенности указанных лиц. В исследованиях отмечается повышенная, даже максимальная готовность к патологическому, асоциальному реагированию на неблагоприятные условия у подростков с акцентуациями характера. Подростковые акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуации характера подростков выявил и изучил А.Е. Личко. Акцентуации характера - «слабые места»характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями:
- повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов;
- неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность,
боязливость, тревожность;
- пониженный или завышенный уровень притязаний;
- повышенная склонность к самоанализу и самообвинению;
- затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения;
- дисфория - злобно - тоскливое настроение;
- вязкость мышления;
- конфликтность;
- повышенная обидчивость;
- склонность к доминированию;
- повышенная потребность в признании.
Склонность к делинквентности при различных типах акцентуации (по данным А.Е. Личко):
1. Неустойчивый тип акцентуации характера 76%,
2. Эпилептоидный тип — 61%,
3. Истероидный — 52%,
4.Шизоидный–44%,
5.Гипертимный–36%,
6. Лабильный – 36%
Каждому типу акцентуаций характера присущи определенные особенности делинквентного поведения:
У неустойчивых, обнаруживается два возрастных пика, отклоняющегося поведения: один совпадает с переходом в 4—5 классы школы — от одного учителя к предметной системе с более сложной программой обучения, другой падает на окончание 8-летнего образования и переход в ПТУ, причем делинквентность неустойчивых в 90% случаев сочетается с ранней алкоголизацией.
У гипертимов начало делинквентности в 50% случаев падает на предподростковый возраст – 10–12 лет.
Отклоняющееся поведение у истероидов начинается в разные годы — от 10 до 15 лет. У них обнаруживается особая склонность к воровству, мошенничеству, хулиганским действиям.
У эпилептоидов более типичны драки, жестокие избиения. Отклоняющееся поведение у шизоидовв в 60% случаев относится к более старшему возрасту – к 14–15 годам. Подростки в возрасте 15–16 лет более склонны к сексуальным правонарушениям.
Мотивы одних и тех же правонарушений могут быть различными: «Кражи неустойчивого подростка» чаще путь раздобыть средства для развлечений и удовольствий.
Кражи гипертимного подростка носят «престижный характер», то есть, предназначены показать сверстникам его смелость и превосходство.
Элептоиды воруют, имея целью прежде всего присвоение материальной ценности, но иногда сам риск, острые ощущения в процессе совершения кражи доставляют им трудно описуемое наслаждение.
Среди шизоидов встречаются «символические» кражи - присвоение предметов, принадлежащих объекту тайного обожания, кражи во имя «восстановления справедливости», в целях «пополнения собираемой коллекции».
Самое уязвимое, слабое место конформного подростка — неспособность противостоять дурному влиянию. Если по какой-либо причине привычная группа сверстников изгоняет его, он, как правило, поддается влиянию уличных компаний — втягивается в алкоголизацию, употребление наркотиков, в групповые правонарушения, его легко подбить на побег из дому, на расправу с чужаками.
Фактором, оказывающим существенное влияние на формирование делинквентного поведения, является состояние образовательных систем. Главным итогом действия образовательных систем должно стать усвоение детьми того, что человек - высшая ценность. Это убеждение и будет итогом социализации. Процесс вхождения в новую социальную среду должен быть мягким, но в свою очередь среда должна быть хорошо структурированной.
Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей проявляются как условия их асоциального поведения. Но они не предопределяют подростковую преступность. Часто причина криминального заражения несовершеннолетних – дефекты социализации, упущение в семейном воспитании, неогражденность подростка от влияния криминальной среды, невключенность подростка в социализированные группы, несформированность социально-положительных интересов, повышенный запрос к утилитарному потребительству, раннее формирование опыта насильственного поведения, социально неконтролируемая делинквентость.
Мотивы подростковых преступлений во многих случаях отличаются инфантильностью, а вся структура их криминального поведения – нетранзитивностью.
На передний план здесь выдвигаются побуждения лжетоварищества, ложно понятой личностной самореализации, возобладание престижно-потребительских интересов, стремление к самоутверждению в референтно асоциальной группе, подчиненность групповой ингибиции, демонстративный протест.
В значительном числе случаев преступления совершаются подростками под давлением группы, ее «морали», по таким мотивам, как слепое стремление поддержать друзей, упрочить занимаемое в группе положение, заслужить «авторитет» равного среди равных. Устойчивость, сплоченность криминогенной досуговой группы обеспечивается посредством совершения подростками преступлений. В основе преступного поведения несовершеннолетних лежит ряд мотивов, среди которых на первом месте находятся мотивы самоутверждения, стремления занять свое место в группе. К их числу принадлежат - «мотивы роста», которые проявляются в противоречивой форме: с одной стороны, подросток убеждает группу - «я как все», с другой стороны, подчеркивает - «я — личность» (К. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Изобр. философ. произв Т. 1, 1960, с.358).
Асоциальная группа оказывает на ее членов многостороннее влияние и является базой формирования взглядов и установок, лежащих в основе преступного поведения.Оно осуществляется путем «навязывания» аморальных и преступных норм поведения. Даже если несовершеннолетний, попавший в такую группу, придерживается другой системы ценностей и взглядов, преступление он может совершить вопреки им, поддаваясь групповому нажиму, давлению. Психологическим механизмом этого является конформизм( подчинение групповым нормам и ценностям). Чем более выражена их антисоциальная направленность, тем более жестким является конформизм в ней. Посредством конформизма вначале осуществляется частичная идентификация подростка с криминогенной группой, при которой он только внешне подчиняется нормам группы. Впоследствии она переходит в полную, жесткую идентификацию, при которой подросток усваивает ее ценности, взгляды и нормы.
Идентификация подростка с такой группой приводит к ослаблению внутренних тормозов, мотивов, препятствующих совершению преступления, а также уменьшению чувства личной ответственности. В основе этого лежат механизмы психологической защиты, которые снижают, нейтрализуют, снимают социальный контроль, его барьерное, тормозящее действие. На этой основе происходит самоопределение и внутреннее высвобождение от ответственности за совершаемое и совершенное преступление. Для подавляющего числа обследованных преступников характерно стремление снять с себя ответственность за совершение преступления, переложить вину на других лиц или обстоятельства.
В основе совершения насильственных преступлений, особенно хулиганства, разбойных нападений, лежит психологический механизм - гиперкомпенсация.
Л. Р. Ратинов и Г. X. Ефремова отмечают, что «речь идет о стремлении устранить ощущение какой-то мнимой или действительной неполноценности, доказав себе и окружающим хотя бы и в уродливой, антиобщественной форме сверхценность своей личности. В суждениях просматривается стремление к самоутверждению, желание показать другим и почувствовать самому свою силу, смелость, бесстрашие, способность к риску. Указанные тенденции проявляются в «семантической защите» совершенного деяния путем его переименования и обозначения нейтральными терминами «взял» вместо «украл».
К такому психологическому механизму регуляции поведения подростков, как конформизм, добавляется подражание. Подражание предполагает принятие очевидных моделей поведения и направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются при этом определенной рациональной направленностью. Именно подражание способствует выработке у них сложного, социально значимого поведения. Однако нередко подростка захватывает чисто внешняя сторона поведения, и он слепо подражает образцам социально отрицательным и даже вредным.
Особенно это характерно для несовершеннолетних правонарушителей. Подростки-правонарушители в разговорах со сверстниками в своей среде хвастают своими преступными действиями и получают одобрение собеседников. Окружение подростка является фактором, в значительной степени снижающим у него страх перед возможным уголовным наказанием.
Механизм мотивации хулиганского поведения имеет особенности:
Во-первых, преступление происходит без видимых внешних причин, что явилось основанием для бытующего мнения о «беспричинности» и «безмотивности» хулиганского поведения.
Во-вторых, подавляющее большинство хулиганских действий совершается в состоянии опьянения, которое ускоряет протекание процессов мотивации. Хулиганство несовершеннолетних чаще всего бывает полимотивационным, т. е. совершается под влиянием нескольких мотивов, а именно, мотивов вымещения и замещения, мотива ложного утверждения.
Мотивы замещения и вымещения выражаются в том, что если первоначальная цель становится недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой — достижимой. Благодаря замещающим действиям происходит разрядка - снятие нервно-психического напряжения. В силу того, что трудновоспитуемые, деморализованные подростки не могут добиться утверждения своей личности адекватным способом - признание в семье, достижение успехов в школе, среди одноклассников, у них возникает состояние психического напряжения - фрустрация. Разрядка возникшего нервно-психического напряжения проявляется в виде агрессивной реакции «не по адресу» — в совершении хулиганства. В процессе совершения хулиганских действий происходит:
- вымещение своей агрессии, озлобленности на посторонних лицах, снятие напряжения - замещение;
- ложное, извращенное утверждение себя путем унижения, подавления личности других, насилия над ними, где проявляется механизм гиперкомпенсации.
Самоутверждение через насилие типично подростковая мотивация. Нередко она сочетается с особой жестокостью насильственного поведения несовершеннолетних. Л. В. Филонов, специально изучавший генезис жестокости, пришел к выводу, что самое большое число случаев жестокости падает на подростков 11—16 лет. Именно в подростковом возрасте совершаются преступления против личности, поражающие своей бессмысленной жестокостью, садизмом.
Исследования показывают, что все преступления несовершеннолетних обладают рядом общих признаков и свойств. Также в ходе данного анализа правонарушений в Центральном районе Санкт-Петербурга было установлено, что местом совершения большинства преступлений против жизни и здоровья является улица (примерно 38% из всех совершенных в 2010 году). Это свидетельствует для данного вида преступлений, во-первых, о том, что они совершаются несовершеннолетними по месту нахождения учебного заведения. Во-вторых, о низком уровне воспитательной и предупредительной работы в образовательных учреждениях. А также фактически об отсутствии должного контроля со стороны работников этих учреждений за поведением подростков во время их пребывания в их учреждениях и о бесконтрольности над подростками со стороны семьи.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методические рекомендации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2012
Введение
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам образовательных учреждений Санкт-Петербурга, специалистам субъектов профилактики и направлены на создание эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Стратегические документы, определяющие сегодня векторы развития федеральной и региональной системы образования – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ
4 февраля 2010 г.), стратегия развития Петербургской системы образования «Петербургская школа 2020», содержанием ФГОС второго поколения, в которых выделяется специальные разделы - программа воспитания и социализ<