Формально-семантические отношения между основами. Понятие мотивации
Производность основ находится в прямой зависимости от их формально-семантических (деривационно-мотивационных) отношений с другими родственными основами, формальные отношения устанавливаются по структурной близости основ (водянистый-водяной), семантические – по смысловой (водянистый-вода).
Функционально-семантические отношения между основами обычно связываются с понятием словообразовательной мотивацией, которая является планом содержания деривационных отношений.
Словообразовательная мотивация - это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо а) определяется через значение другого (дом – домик (маленький дом), победить – победитель (тот, кто победил), либо б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бежать - бег, белый - белизна, быстрый - быстро). Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.
Одна из основ, связанных этим отношениями, является мотивирующей (М), другая – мотивированной (М1). Мотивирующая основа - это та часть мотивированного слова, которая является общей с основой мотивирующего слова (с учетом морфонологических преобразований последней - чередований, наращений, усечений), например: лес - лесок (мотивирующая основа лес-, формант -ок), партизан - партизанить (чередование [н]-[н’], мотивирующая основа партизан-, формант -и-). Некоторые способы словообразования (сложение, сращение, аббревиация) характеризуются более чем одной мотивирующей основой. Например, в слове землепроходец - две мотивирующие основы: земл- и -проход-.
Словообразовательный формант – это наименьшее в формально – семантическом отношении словообразовательное средство, с помощью которого образовано данное производное слово /основа/. Формант чаще всего определяется путём вычета мотивирующей основы из мотивированной: Ф = М1 – М (смелость – смелый = ость) .
Мотивированной признается основа, обладающая следующими признаками:
1) мотивированная основа всегда семантически сложнее мотивирующей, так как, как уже было сказано, вбирает в себя её значение: химия → химик (тот, кто занимается химией), художник → художница (женщина-художник);
2) в большинстве случаев мотивированная основа всегда сложнее мотивирующей по структуре, т.к. включает в свой состав формант (М1 = М + Ф): горох → горошина (горош + ин), бежать → выбежать (вы + бежать).
Примечание:
а) При тождество всех компонентов значений слов, кроме значения части речи: а) в парах "глагол - существительное, обозначающее действие по этому глаголу" (косить - косьба, выходить - выход, атаковать - атака), "прилагательное - существительное, обозначающее тот же признак" (красный - краснота, синий - синь), независимо от количества вычленяемых в основах звуковых отрезков, мотивированным признается существительное, поскольку значения действия и признака являются общими значениями соответственно глагола и прилагательного, но не существительного;
б) в паре "прилагательное - наречие" мотивированным признается слово, характеризующееся большей формальной сложностью: смелый (М)- смело (М1), но вчера (М)- вчерашний (М1).
3) Слово, не являющееся стилистически нейтральным, не может быть мотивирующим, если сопоставляемое с ним слово стилистически нейтрально. Поэтому, например, образования типа гуманитар, корабел (разг.) мотивированы прилагательными гуманитарный, корабельный, а не наоборот, несмотря на большую формальную сложность прилагательных.
Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница - мотивирующее, а по отношению к слову учить - мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить →учитель → учительница.
Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. Например, услужливость - слово ΙΙΙ ступени мотивированности: оно входит в цепочку:
Служить(М) → услужить(М1) → услужливый(М2) → услужливость(М3)
Слово второй, третьей и т. д. ступени мотивированности может мотивироваться не только ближайшим из предшествующих ему слов цепочки, но и другими предшествующими словами. Например, слово накрахмалить, входящее в цепочку крахмал → крахмалить → накрахмалить, мотивируется не только глаголом крахмалить, но и существительным крахмал.
Отношения двух соседних основ одной цепочки, одна из которых отличается от другой одним формантом, называется непосредственной (прямой) мотивацией. Основы слов, отличающиеся друг от друга совокупностью формантов, присоединяющихся на разных ступенях деривации, связаны отношениями опосредованной (непрямой) мотивации. Из двух мотиваций 1) крахмалить ← накрахмалить; 2) крахмал ← накрахмалить - первая является непосредственной, а вторая - опосредствованной.
Словообразовательные мотивации, являющиеся в одних случаях непосредственными, в других случаях могут выступать как опосредствованные. Так, мотивация существительных, называющих лицо по местности, жителем или уроженцем которой оно является, выступает как непосредственная в сущ. с суф. -анин, -ич (Египет - египтянин, Варшава - варшавянин, Москва - москвич) и как опосредствованная в сущ. с суф. -ец (Америка - американский - американец, Европа - европейский - европеец), непосредственно мотивированных прилагательными.
В ряде случаев наблюдается варьирование мотивационных отношений между основами, что связано с различным толкованием их семантики.
Взаимной мотивацией связываются родственные основы, допускающие взаимообусловленность их лексических значений (ср.: дым ← дымить, но борона ↔ боронить). Подобными отношениями часто связываются разнооформленные слова, находящиеся на одной ступени деривации (ликвидировать ↔ ликвидация, оппонент ↔ оппонировать) и даже непроизводные слова (яблоко ↔ яблоня).
Неединственной (двойной) мотивацией связываются две вариантные мотивирующие основы с одной мотивированной в том случае, если обе они в разной степени близки к ней по семантике. Ср.: стирка ← стирать (единственная мотивация), но неравенство ← неравный или равенство (неединственная мотивация). В связи с этим в деривационных цепочках могут наблюдаться сложные мотивационные взаимоотношения основ:
боль → болеть /испытывать боль быть больным/
↕
больной /тот, кто болеет, испытывает боль/
Слова, имеющие неединственные мотивации, могут относиться либо одновременно к разным способам словообразования, либо к одному и тому же способу словообразования. Так, слово неравенство может рассматриваться и как префиксальное, будучи мотивированным словом равенство, и как суффиксальное, будучи мотивированным словом неравный. Слова типа проверка, починка, мотивированные как глаголами сов. вида (проверить, починить), так и глаголами несов. вида (проверять, починять), являются только суффиксальными (суф. -к-).
В качестве мотивирующих могут выступать языковые единицы разных уровней: синтаксически развёрнутые словосочетания, слова, основы, базовые элементы. Например, надомный ← дом (мотивирующее слово и его основа ) ← на дому (мотивирующее предложно-именное сочетание , промежуточная мотивируюцая единица) ← производимый на дому (развёрнутая синтаксическая единица мотивации ) .
В современном русском словообразовании формально-деривационные и семантико-мотивационные отношения основ довольно часто не совпадают. Ассиметрия планов содержания и выражения в деривации касается следующих случаев:
а) когда структурная производность основы противоречит сложившемуся мотивационному типу (ср.: телятина ← телята, но гусятина формально может быть соотнесена с основой гусята, хотя не мотивируется ей;
б) когда в деривационной цепочке М-М1-М2 производная основа М2 структурно связана с М1, а семантически – с М (лыжник ← лыжный ← лыжи);
в) когда нарушаются или полностью разрушаются мотивационно-семантические связи между основами, находящимися в отношениях формальной производности (находить – ходить, битком – бить, производить – водить);
г) когда структура М1 (выбор форманта) не соответствует характеру мотивации (взнос – вносить, следователь – расследовать, вопрос – спросить).