Здоровье — психофизическое состояние.
• Каково мое самочувствие?
• Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха?
• Занимаюсь ли я спортом?
• Каков мой вес (масса тела)?
• Достаточно ли я сплю?
• Забочусь ли я о своем теле?
• Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?
4. Душевный комфорт — психическое состояние.
• Занимаюсь ли я саморазвитием?
• Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем?
• Посещаю ли я выставки, концерты, театр?
• Есть ли у меня какое-либо хобби?
• Умею ли я владеть собой, своими эмоциями и состояниями?
• Достаточно ли развита моя воля?
• Что я могу сделать для душевного комфорта?
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1. Приводит способы, техники регуляции эмоционального состояния в ситуации стресса | ||
2. Называет стадии развития стресса по Г.Селье | ||
3. Анализирует стадию развития стресса по Г.Селье, на которой применение техник саморегуляции наиболее эффективно | ||
Задание 2 | ||
1.Определяет, что обучение в вузе позволяет самореализации личности обучающегося | ||
2. Определяет, что отношения в семье, в вузе с друзьями являются значимыми | ||
3.Определяет собственное физическое состояние | ||
4.Определяет собственное психическое состояние | ||
ИТОГО |
4.
1.Пациентка, записанная на прием к врачу, зашла в кабинет с вопросом «доктор, примите меня?». У пациентки дефект речи – заикание. Врач, не дослушав до конца, ответил, чтобы пациентка закрыла дверь с другой стороны и научилась читать объявления на дверях. Женщина была возмущена грубым ответом. Выяснив, что расписание приема врача изменилось, а пациентка отпросилась с работы, она сообщила об этом врачу. На что врач ответил, что это ее проблемы. Пациентка позвонила с жалобой на горячую линию с просьбой разобраться с грубым поведением врача. ОК-8
Задание:
Проанализируйте ситуацию, какой компонент в структуре общения был нарушен? Опишите алгоритм ваших действий по предотвращению и разрешению данной ситуации.
2. Викентий Вересаев «Записки врача» «В больнице, где я впоследствии работал, произошел однажды такой случай: лежал у нас мальчик лет пяти с брюшным тифом; у него появились признаки прободения кишечника; в таких случаях, прежде всего, необходим абсолютный покой больного. Вдруг мать потребовала у дежурного врача немедленной выписки ребенка; никаких уговоров она не хотела слушать: «все равно ему помирать, а дома помрет, так хоть не будут анатомировать». Дежурный врач был принужден выписать мальчика; по дороге домой он умер… Это происшествие вызвало среди врачей нашей больницы много толков; говорили, разумеется, о дикости и жестокости русского народа, обсуждали вопрос, имел ли право дежурный врач выписать больного, виноват ли он в смерти ребенка нравственно или юридически и т. п. Но ведь тут интересен и другой вопрос: насколько должен был быть силен страх матери перед вскрытием, если для избежания его она решилась поставить на карту даже жизнь своего ребенка! Дежурный врач, конечно, был человек не «дикий» и не «жестокий»; но характерно, что ему и в голову не пришел самый, казалось бы, естественный выход: обязаться перед матерью, в случае смерти ребенка, не вскрывать его».
1. Как в этой ситуации следовало поступить врачу?
2. Ваши действия в данной ситуации?
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1. Называет компонент в структуре общения, который был нарушен. | ||
2. Целостно анализирует процесс общения | ||
3. Описывает алгоритм действий по предотвращению и разрешению ситуации. | ||
Задание 2 | ||
1. Предлагает вступить в контакт с матерью. | ||
2. Обещает в случае смерти не анатомировать мальчика | ||
3. Устанавливает контакт с матерью мальчика | ||
ИТОГО |
5.
1. Бабушка с внучкой пришли на прием к участковому педиатру без записи. Девочка плохо себя чувствует, кашляет, высокая температура. Оказалось, что в очереди есть люди по записи и не по записи. Возник спор, кто должен заходить первым. Из кабинета вышел врач и сказал, что если они будут повышать голос, то в таком случае он заканчивает прием всех пациентов. Бабушку с внучкой не пропустили. Из-за долгого ожидания и ситуации стресса у бабушки возник сердечный приступ.ОК-4
Проанализируйте ситуацию, какой компонент в структуре общения был нарушен? Опишите алгоритм ваших действий по предотвращению и разрешению данной ситуации.
2. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания (ОК-5):
1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.
2) Прямота в словах и поступках.
3)Обдуманность действия.
4) Решительность с правом ответственности за поступок.
5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.
7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти
издерживать.
8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Вопросы и з а д а н и я
1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?
2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?
3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания
они в большей мере соответствуют?
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1. Называет компонент в структуре общения, который был нарушен. | ||
2. Целостно анализирует процесс общения | ||
3. Описывает алгоритм действий по предотвращению и разрешению ситуации. | ||
Задание 2 | ||
1. Анализирует правила | ||
2. Дополняет предложенный список правил | ||
3.Называет правила, которыми всегда руководствуется в жизни | ||
4. Соотносит правила с типом воспитания | ||
ИТОГО |
6.
1Мама привела пятилетнего сына к врачу. Ребенок боялся войти в кабинет, плакал даже при виде белого халата. Врач, повышая голос на него, возмущенно сказал: «У меня уже нет терпения тебя лечить, когда же ты успокоишься?» Мама была возмущена высказыванием врача и потребовала жалобную книгу.ОК-4, ОК-8
Проанализируйте ситуацию, какой компонент в структуре общения был нарушен? Опишите алгоритм ваших действий по предотвращению и разрешению данной ситуации.
2. Во время встречи выпускников между ребятами произошел вот какой разговор. Вера — маленькая худенькая девушка. Она уже фармацевт. Слушать, как она говорит о своей профессии — одно удовольствие: — Лекарства для ребят, — говорит она, — это очень ответственно. Малейшая ошибка, и даже страшно подумать, что может случиться... Они же могут отравиться. Я чуть сама не отравилась, так напробовалась...Она сыплет названиями лекарств, рецептами. Ребята смеются:
— С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и все о лекарствах.
— Так это же моя работа, — улыбается она.
Среди выпускников — еще один будущий медик — Алла П. Она будет стоматологом.
— Алла, почему ты пошла в стоматологический?
— Марина решила, ну и я с ней.
— И как, нравится?
— Да ничего, только много, знаете, разных ненужных предметов. Ну, хотя бы
английский. Зачем зубному врачу нужен английский язык? А вообще, я хочу перейти
в стоматологический техникум. Буду техником.
— Из университета в техникум? Но зачем?
— Надоело учиться, и потом, мы проходили практику в поликлинике, так я узнала, что техник может заработать больше врача. ОК-5
Вопросы и з а д а н и я
1. Сравните две позиции в отношении выбора профессии.
Педагогические ситуации • 241
2. Какими критериями оценки труда пользуются девушки?
3. Как вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую самореализацию
человека?
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1. Называет компонент в структуре общения, который был нарушен. | ||
2. Целостно анализирует процесс общения | ||
3. Описывает алгоритм действий по предотвращению и разрешению ситуации. | ||
Задание 2 | ||
1. Определяет профессионально важные качества специалистов: фармацевта и врача | ||
2. Даёт оценку профессионально важных качеств этих специалистов | ||
3. Показывает способы самообразования | ||
ИТОГО |
7.
1.Больная К., 25 лет, обратилась в клинику с жалобами на высыпания и зуд на теле. Во время обследования врач громко позвал коллег, чтобы они посмотрели, как он выразился, на ужасные высыпания, которые так портят красоту девушки. Больная К., была недовольна и сказала: «Я — не манекен для обозрения, лучше я обращусь за помощью к другому специалисту».ОК-8
Проанализируйте ситуацию, какой компонент в структуре общения был нарушен? Опишите алгоритм ваших действий по предотвращению и разрешению данной ситуации.
2. «Образование имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей», - полагал Гегель. В контексте гегелевской трактовки цели образования сформулируйте ответы на вопросы (ОК-5):
- Свободным от чего или свободным для чего?
- Может быть, цель образования заключается в том, чтобы научить наших детей обходиться без нас?
- А может быть, целью образования является выращивание человека, способного
занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям, как считал
В. Франкл?
- Или целью образования является открытость человека опыту, жизни?
- Или определение цели образования для Другого и за Другого некорректно,
«несправедливо, незаконно и невозможно», как считал Толстой?
- Или…?
Сформулируйте свое, собственное представление о цели образования
- Какое ценностное отношение актуализирует данная задача-ситуация? К чему она побуждает?
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1. Называет компонент в структуре общения, который был нарушен. | ||
2. Целостно анализирует процесс общения | ||
3. Описывает алгоритм действий по предотвращению и разрешению ситуации. | ||
Задание 2 | ||
1. Определяет цели образования для себя | ||
2. Соотносит цели образования с будущей профессией | ||
3.Демонстрирует способы личностного роста (саморазвития) | ||
ИТОГО |
8.
1. Маме ребенка инвалида дали направление на консультацию кпсихоневрологу в Детскую областную больницу № L. В регистратуре вышеуказанной больницы, на основании направления, выдали карточку, и направилив кабинет к психоневрологу NN . Отсидев очередь, мама с ребенком вошли вкабинет и врач начал приём, спросив какие жалобы беспокоят. По окончанииосмотра ребенка врач посмотрела в карточку и увидела, что ребёнок инвалид-слабослышащий. Она начала выгонять их из кабинета, сказав, что она не принимает глухих детей, так как у неё полный коридор здоровых. А за такихдетей, как этот ребёнок, ей не платят. После инцидента мама обратилась кзаведующей, на что та ответила: психоневролог NN приглашенный, не в еёподчинении, и она ничем помочь не может.ОК-8
Проанализируйте ситуацию, какой компонент в структуре общения был нарушен? Опишите алгоритм ваших действий по предотвращению и разрешению данной ситуации.
2. Бенджамин Франклин (1706-1790) — выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:
• Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.
• Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
•Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.
• Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
• Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.
• Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
• Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.
• Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
• Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.
• Скромность и т. д.
«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои често-любивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта... » {Франклин Б. Избр. произв. М., 1956. С. 482-483). ОК-5
Вопросы и з а д а н и я
1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором
они важны для вас, начиная с самого главного.
3. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я».
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1. Называет компонент в структуре общения, который был нарушен. | ||
2. Целостно анализирует процесс общения | ||
3. Описывает алгоритм действий по предотвращению и разрешению ситуации. | ||
Задание 2 | ||
1. Ранжирует « комплексы добродетелей» | ||
2. Составляет собственный вариант правил | ||
3. Объясняет составленный вариант правил, с учетом собственного Я | ||
ИТОГО |
9.
1.К вам сегодня днем подошла подруга, с которой вы давно не виделись, и пригласил вас в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рады, что вы проведете это время вместе. Затем вы звоните мужу на работу, чтобы предупредить его, но прежде чем вы успеваете что-то сказать, он радостно говорит, что звонок очень кстати: он просит посидеть дома вечером с ребёнком. Ему необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для него очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи. (ОК-8)
Р е ш е н и я
1. Если вы думаете только о том, чтобы не расстроить своего мужа, то скажете своей по-друге, что не сможете пойти — совесть замучает. Вы останетесь дома, чтобы побыть с ре-бёнком, но неохотно, так как сделаете это только из боязни разочаровать или рассердить мужа. И самое неприятное — то, что подруга наверняка обидится, и не потому, что вы не смогли пойти, а из-за вашей нечувствительности и отсутствия понимания.
2. Если для вас важнее реакция подруги, то ваше решение будет зависеть от её мнения. Муж очень расстроится не потому, что он не пойдет на встречу, а из-за вашей неискрен-ности и пренебрежения семейными интересами и его просьбой.
3. Если Вас в основном интересует материальная сторона проблемы, то главным будут деньги — чтобы муж заработала побольше и купил вам больше вещей. А муж при этом будет гордиться вами и благодарить. Но заслуживаете ли вы его благодарности? Права ли будет ваша подруга, если усомнится в вашей честности и искренности?
4. Если вы эгоцентричны, то вас будет интересовать лишь максимальная выгода.
Что лучше — сходить развлечься или заработать несколько лишних очков у мужа, чтобы в следующий раз он разрешил вам съездить к подруге, живущей за городом?
5. Если вы здравомыслящий человек и понимаете важность сбалансированного подхода к любой ситуации, то постараетесь оставить в стороне эмоциональную сторону вопроса и взвесить все «за» и «против». Вы рассмотрите ситуацию и свои действия с учетом потребностей мужа, финансовых интересов семьи, интересов подруги, других обстоятельств. Затем вы учтете возможные результаты и последствия альтернативных решений.
2.Вы хотите развить в себе наблюдательность.
Задание:
1. К какому психическому процессу относится данное качество личности?
2. Разработайте программу развития, подобрав специальные упражнения для улучшения наблюдательности.
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1.Анализирует варианты решения ситуаций. | ||
2.Выбирает решение 5. | ||
3.Обосновывает выбранное решение | ||
Задание 2 | ||
1. Называет психический процесс, к которому относится наблюдательность. | ||
2. Разрабатывает программу развития наблюдательности, подбирает специальные упражнения | ||
ИТОГО |
10.
1. Эдик из мальчиков, которых называют «маменькин сынок». Мама его считала необходимым по любому поводу обращаться то к директору, то к учителям, то к родителям его одноклассников, хотя следовало разбираться только с сыном. В результате к пятнадцати годам Эдик был совершенно не приспособлен к реальной жизни, не умел разобраться в простой ситуации, постоять за себя, не понимая, что в его возрасте неприлично обращаться к маме за защитой по любому пустяку. Как правило, причины всех его конфликтов сводились к следующему: «меня толкнули», «меня обозвали», «меня не позвали» и т. д. В гости приехали бабушка с дедушкой, которые жили за границей и поэтому почти восемь лет не видели внука. Дед — отставной военный, в течение нескольких недель наблюдал за поведением Эдика и невестки. После очередного инцидента дедушка решил побеседовать с внуком наедине:
— Я хочу поговорить с тобой не только об этом инциденте, а о твоей жизни в целом. Тебе уже пятнадцать лет, и ты должен понимать, в каком случае следует звать маму на помощь, в каком случае следует обратиться к ней за советом, а в каком — вообще не стоит посвящать маму в свои дела. Вот, смотри, как ты эгоистичен: маму разволновал до слез, а в общем-то, можно было разобраться и без нее. И еще. Ты понимаешь, что мама не всегда будет рядом, и ты должен уметь сам себя защитить, сам отстоять свои интересы, сам проанализировать происшедшее и будущее. Ну вот сегодня, если ты считал, что прав, то почему сам не обратился к учителю с просьбой объяснить, за что тебе снизили оценку? А ты выставил вперед маму, нажаловался маме на учительницу. Ведь ты уже достаточно взрослый человек, чтобы любую свою просьбу, претензию, вопрос высказать самому. Тебе придется в жизни решать очень сложные задачи: уметь рассудить других людей, уметь самому защитить свою честь, честь своей семьи, уметь встать на пути хулигана, отстоять честь своей девушки, уметь защищать Родину. И учиться всему этому нужно сейчас.
Вот неделю назад я слышал твой с мамой разговор про конфликт с одноклассником.
Ты говорил, что твой товарищ не прав. Но как ты отреагировал на это: стал плеваться, царапаться, побежал за мамой...Это мама уже должна в тебе видеть защиту, своего помощника. А ты ведешь себя как младенец!
Давай договоримся, что если вдруг что-нибудь случится, то ты маму не беспокоишь,
а придешь посоветоваться со мной, мы вместе сначала подумаем, как лучше
поступить. И еще одно условие, ты юноша и давай воспитывай волю — все делать и решать самому. Воспитывай характер! Ведь ты внук боевого офицера! Если будет трудно, я тебе всегда помогу. Договорились? Ну, пойдем ужинать, мама с бабушкой нас заждались.ОК-4.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Дайте характеристику типа семейных отношений, сложившихся между мамой
и сыном.
2. Каков стиль воспитания у мамы и у дедушки?
3. В чем вы видите сложности семейного воспитания?
4. Каких педагогических ошибок надо при этом остерегаться?
2. "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать". Сумма баллов заносится в таблицу.
ТИП Х | ||||
Количество правильно воспроизведенных слов | Слуховой | Зрительный | Моторно/слуховой | Комбинированный |
Проанализируйте таблицу. Какой познавательный психический процесс диагностируются? На диагностику какого из видов Х направлена данная инструкция? Проанализируйте результаты теста.
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1.Даёт характеристику типа семейных отношений, сложившихся между мамой и сыном. | ||
2. Определяет стиль воспитания у мамы (потворствующая гиперпротекция) и у дедушки (сотрудничество). | ||
3.Определяет сложности семейного воспитания. | ||
4.Называет педагогические ошибки, которых надо остерегаться. | ||
Задание 2 | ||
1. Называет познавательный психический процесс, который диагностируется. | ||
2. Указывает вид процесса, на который направлена инструкция | ||
3. Анализирует результаты теста | ||
ИТОГО |
11.
1. Вам предстоит учиться на 2 курсе ИвГМА, необходимо спланировать учебную работу в 3-м семестре, а именно: определить дисциплины по которым необходимо сдать зачет, экзамены, определить объем самостоятельной работы. ОК - 5
Задание:
Какими документами Вы будете руководствоваться, чтобы спланировать учебную работу? Назовите их, составьте план работы на 3 семестр.
2. Беседа, экспертные оценки, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Задание:
1.Поясните каждое из данных понятий.
2. Приведите ситуации взаимодействия «врач-пациент», «врач-мед.персонал», при которых возможно практическое применение вышеперечисленных понятий.
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1.Называет документы: Учебный план, График учебного процесса | ||
2. Определяет перечень дисциплин, изучаемых в 3 –м семестре. | ||
3. Уточняет трудоёмкость изучаемых дисциплин | ||
4. Составляет план учебной работы ,с учётом СРС. | ||
Задание 2 | ||
1.Поясняет каждый из методов с точки зрения практического применения: · беседа, · экспертные оценки, · наблюдение | ||
2. Приводит ситуации взаимодействия «врач-пациент», «врач-мед.персонал», при которых возможно практическое применение методов. | ||
ИТОГО |
12.
1. Пациента выписывают по окончании лечения инфаркта из кардио диспансера. Во время беседы врач обращает внимание пациента на необходимость соблюдения режима дня, диеты, занятий физическими упражнениями, строго соблюдая дозировку. Комплекс упражнений врач показывает пациенту, затем – записывает в выписку. ПК-16
Задание:
1. Определите направление воспитания в беседе врача с пациентом.
2. Какие методы воспитания использует врач?
2. Прочитайте Правила самоорганизации Х при усвоении материала:
1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.
2. Организуйте рабочее место предварительно.
3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало Вас перед работой. Один из способов — предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.
4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает Вашу работу бесполезной.
5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение Х
6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению Х (медленное чтение способствует частому отвлечению Х на посторонние объекты).
7. Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.
8. Подавляйте непроизвольное переключение Х, контролируйте его. Осознав, что Вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.
9. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы с упражнениями.
Задание:
1. Поясните, правила самоорганизации какого психического процесса изложены?
2. Поясните, какие из свойств психического процесса тренируются?
3. Поясните необходимость применения данных правил в профессиональной деятельности врача.
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1.Называет возможные направления воспитания (ЗОЖ, физическое) | ||
2. Определяет методы воспитания (беседа, наглядный) | ||
Задание 2 | ||
1. Поясняет, правила самоорганизации какого психического процесса изложены. | ||
2. Поясняет, какие из свойств психического процесса тренируются | ||
3. Поясняет необходимость применения данных правил в профессиональной деятель-ности врача. | ||
ИТОГО |
13.
1.На приёме у врача пациент с заболеванием сахарным диабетом. ПК -16
Задание:
Какое направление воспитания пациента м.б. использовано врачом?
Какие методы может использовать врач?
2. Прочтите рекомендации по эффективному Х материала:
1. Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.
2. Рационально распределяйте процесс Х материала во времени.
3. Пытайтесь воспроизводить Х материал без подсказок.
4. Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе Х и Х материала.
5. Используйте мнемотехнические приемы связывания Х материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.
6. Пытайтесь систематизировать и классифицировать материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.
7. Легче Х материал, предъявляемый в привычных формулировках и описываемый хорошо усвоенными понятиями.
8. Эмоционально насыщенный материал Х легче и лучше, чем эмоционально нейтральный.
Задание:
4. Поясните, вышеизложенные рекомендации тренируют какой психический процесс?
5. Конкретизируйте, какие из свойств психического процесса тренируются?
6. Поясните необходимость применения данных правил в профессиональной деятельности врача.
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1.Называет возможные направления воспитания (ЗОЖ, физическое) | ||
2. Определяет методы воспитания (беседа, наглядный) | ||
Задание 2 | ||
1. Поясняет какой психический процесс тренируют рекомендации | ||
2. Конкретизирует какие из свойств психического процесса тренируются | ||
3. Поясняет необходимость применения данных правил в профессиональной деятель-ности врача. | ||
ИТОГО |
14.
1. Решите ситуационную задачу. Вы – врач. Вам необходимо разъяснить необходимость вакцинации против гриппа: родителям подростков на собрании в школе.
( ПК -16).
Какие методы Вы выберите?
2. Вам необходимо снизить уровень тревожности пациента.
Задания:
1. Какую роль играет личностная и ситуативная тревожность в поведении и деятельности человека?
2. Каким образом можно измерить личностную и ситуативную тревожность ?
3. Что можно порекомендовать лицам с ярко выраженными показателями тревожности?
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1. Предлагает отбор материала. | ||
2. Соотносит материал с заданной темой. | ||
3. Предлагает подготовить презентацию | ||
Задание 2 | ||
1. Поясняет роль личностной и ситуативной тревожности в поведении и деятельности человека. | ||
2. Указывает, каким образом можно измерить личностную и ситуативную тревожность | ||
3. Излагает рекомендации лицам с ярко выраженными показателями тревожности | ||
ИТОГО |
15.
1. Вас (врача) пригласили на региональное радио на передачу, где врачи, психологи, журналисты будут обсуждать способы мотивации горожан к здоровому образу жизни. (ПК-16).
Вопросы:
Что Вы будете говорить? Какие аргументы приведете, чтобы слушатели действительно захотели пересмотреть свои взгляды на свой образ жизни?
2.«Основной особенностью моего характера является беспричинная смена настроения. В одни периоды я длительное время чувствую себя очень хорошо, испытываю прилив сил, с аппетитом ем, хорошо сплю, много и успешно работаю, хожу на вечеринки, в кино, участвую в коллективных мероприятиях. Если в этом состоянии случаются какие-либо неприятности, то переношу их легко. Однако (обычно по совершенно непонятным для меня причинам) настроение у меня подчас портится на долгое время — недели и даже месяцы. Я делаюсь мрачным, угрюмым и недовольным. Мне все становится безразличным, а иногда появляются опасения, что случится что-то плохое. От трудностей и неприятностей впадаю в уныние, плохо ем, сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости. У меня нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочется лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого настроения происходят чаще всего весной или осенью»
Задание:
1. Какую акцентуацию характера можно предположить на основании самооценки?
2. Как Вы будете учитывать данные особенности личности, выстраивая взаимодействие?
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1. Формулирует аргументы здорового образа жизни. | ||
2. Приводит не только собственную точку зрения ЗОЖ, но приводит примеры известных врачей, педагогов. | ||
Задание 2 | ||
1.Указывает акцентуацию характера на основании самооценки. | ||
2. Поясняет, каким образом учитываются данные особенности личности в процессе взаимодействия. | ||
ИТОГО |
16.
1. Однажды Вы вместе со своими друзьями идете в гости к другу. Дома ребята начинают пить спиртные напитки. Они передают бутылку по кругу, а когда она кончается, то принимаются за следующую. Вы не хотите пить. Вам неловко из-за того, что другие делают это. Вы шепотом говорите другу, что не хотите, но он только смеется над Вами: «Да ты попробуй, не век же нам оставаться детьми!» Как вы поступите? ОК-4.
Варианты решения:
А. Станете пить, потому, что все остальные пьют, а Вы не хотите, чтобы над Вами смеялись или обсуждали Вас за глаза.
Б. Придумаете отговорку, чтобы не пить, вроде: «Я принимаю лекарство, его нельзя смешивать со спиртным».
В. Просто говорите: «Нет, спасибо» или «Я не хочу».
Вопросы и. задания.
1. Какое решение Вы примете, оказавшись в подобной ситуации?
2. Если Вас не устраивают предложенные варианты, опишите свой способ решения задачи.
2.«Люблю компании, коллективные мероприятия, люблю, когда с меня берут пример, мне подражают, люблю вызывать удивление у других, люблю, когда мной восхищаются и обращают на меня внимание. Больше всего не выношу равнодушного отношения к себе окружающих. Лучше пусть уж ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают. Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Люблю сочинять и фантазировать. В моих фантазиях исполняются веемой мечты, я достигаю успеха и такого высокого положения, что мне все завидуют. Я хорошо чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Работу люблю увлекательную, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. Одеваться люблю модно и красиво, так, чтобы всем был виден мой прекрасный вкус, чтобы мною любовались окружающие».
Задание:
3. Какую акцентуацию характера можно предположить на основании самооценки?
4. Как Вы будете учитывать данные особенности личности, выстраивая взаимодействие?
Критерии оценки | Выполнил | Не выполнил |
Задание 1 | ||
1. Анализирует варианты предлагаемых решений. | ||
2. Предлагает 2 или 3 вариант, обосновывая выбор. | ||
3.Во |