Изменение темпа чтения у школьников (среднее количество слов в минуту)
за период с 1920-х по 1960-е годы*
Периоды обучения в школе | Возраст детей, в годах | |||
7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 | |
1920-е гг. (данные П. П. Блонского) | — | — | ||
1927-1928 гг. (данные П. Л. Загоровского) | — | |||
1964-1968 гг. (данные А. В. Скрипченко): в условиях экспериментального обучения в обычных условиях обучения в школе |
* Источник: Скрипченко А. В. Умственное развитие младших школьников / Дисс.... докт. психол. наук-19.00.07.-Л., 1971.-С. 413.
Вместе с тем автором приводятся материалы тех исследований, в которых нет однозначной положительной связи между физическим и психическим развитием.
В случае взаимодействия психического и физического компонентов в этом феномене гетерогенные связи могут иметь различный смысл и проявляться тогда, когда задержка в развитии одного компонента (психического) происходит за счет усиления другого компонента (физического) и когда психическое развитие стимулирует физическое. При таком подходе акселерация может рассматриваться как модель проявления целостности человеческого развития. В этой связи возникает комплекс вопросов о ведущих компонентах гетерогенного взаимодействия, о его динамике и типологии в конкретных условиях воспитания, образования и на разных возрастных этапах индивидуального развития. Феномены акселерации важны потому, что в них отражается жизнедеятельность целого поколения, больших групп населения в конкретных исторических условиях, которые определяют общие черты стиля и образа жизни в период роста, созревания и в другие периоды жизни человека. К числу проблем относятся также дальнейшая дифференциация явлений физического и интеллектуального взаимодействия, учет динамики различных разноуровневых характеристик индивидной организации, интеллекта и других подструктур развития человека. Одной из главных проблем является усиление роли психической детерминации в изменении временной структуры развития в целом, как в период роста, так и в периоды зрелости и старения.
Акселерация умственного развития, его интенсификация является одной из основных проблем изменения временной структуры целостного развития человека. В диссертационном исследовании А. В. Скрипченко [61] приводится таблица, где показаны значительные изменения темпа чтения детей 7-11 лет за период примерно в 40 лет (см. табл. 3.1).
Независимо от содержания и методов обучения дети 1960-х гг. читали в гораздо более быстром темпе, чем дети 1920-х гг. Сопоставляя данные П. Л. Загоровского с собственными, А. В. Скрипченко пришел к заключению о том, что за указанный период увеличилась и скорость письма. В возрасте 8-9 лет дети стали писать в 2,9-3,5 раза быстрее, а в возрасте 9-10 лет темп их письма увеличился в 2,9-5,9 раза. Показатель относительного прогресса в чтении, по мнению А. В. Скрипченко, характеризует не только развитие речи, но и умственное развитие детей, если судить по структурным критериям и результатам корреляционного и факторного анализов, где речевая функция оказывается в центре корреляционных плеяд интеллекта школьника.
Изменения в скоростных характеристиках умственной деятельности являются выражением ее интенсификации за счет увеличения объема школьных программ, расширения информационных возможностей человека путем использования средств массовой коммуникации (телевидение, кино, радио, научно-периодические издания). Немногочисленные данные, полученные экспериментальным путем и приведенные в работах Т. В. Карсаевской и В. Г. Властовского, свидетельствуют о проявлении акселерации в развитии интеллекта и различных психофизиологических функций. Акселерация носит также качественнный характер, выражаясь в особенностях преобразования психического склада молодежи, в возрастании интеллектуальности, снижении фантазии. Как пишет Т. В. Карсаевская, «общественный прогресс создает предпосылки активизации нервно-психической деятельности целых поколений, что становится важным фактором развития и жизнедеятельности каждого индивида. Растущий объем информации и ускоренное развитие всех процессов общественного производства будут усиливать этот фактор» [30, с. 172]. Важное значение при этом имеет нравственное развитие личности, формирование системы ценностей и отношений самого человека к различным сферам жизни, к разнообразному потоку информации.
Действие целого комплекса тех же самых факторов приводит в позднем онтогенезе к противоположному эффекту, к расширению диапазона зрелости и замедлению процессов старения. В процессе индивидуального развития в современном обществе усиливается роль личностного фактора, меры активности самого человека в ходе его онтогенетической эволюции. Б. Г. Ананьев подчеркивал усиление роли в средние и поздние фазы человеческой жизни: именно социально-психологических факторов. «Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития» [6, с. 123]. Это означает, что видовые изменения временной структуры развития все более опосредуются возрастающей индивидуальной изменчивостью по мере увеличения роли психологического, человеческого фактора в прогрессивном развитии общества. Индивидуально-типологические особенности человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности усиливаются в средние и поздние фазы человеческой жизни, что приводит и к индивидуализации временной структуры развития.
Наряду с этим, в самом органическом развитии встречаются типы, различающиеся по темпам развития. Изучение В. Г. Властовским [16] внутригрупповой акселерации как проявления индивидуально-типологических особенностей процесса физического развития детей и подростков путем лонгитюдинального исследования выявило 9 типов физического развития по показателям полового созревания и роста. Описание типов свидетельствует о том, что наряду с синхронной динамикой этих показателей (30 % случаев), в большинстве случаев складываются противоречивые отношения между темпами полового созревания и роста, где акселерация одного из компонентов физического развития сочетается с ретардацией другого. Можно предположить, что в периоды зрелости и старения также имеет место многовариантность органического развития в плане соотношения акселерации и ретардации процессов старения. На сложную динамику органического развития все большее влияние оказывает жизненный путь человека, что усиливает вариантность видовой изменчивости временной структуры развития человека и его психики. Как считал Б. Г. Ананьев, характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека. «Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью» [6, с. 123].
Феномены акселерации имеют принципиальное значение для понимания внутренних механизмов развития человека в результате действия разнородного комплекса факторов. В качестве внутренних условий, опосредующих действие внешних причин, выступают гомогенные и гетерогенные связи между разными элементами и уровнями индивидуального развития как целостного динамического, структурного образования. Характер этих связей может иметь как положительный, так и отрицательный смысл; они могут выполнять роль как стимуляторов, способствующих росту и созреванию, так и механизмов, задерживающих эти процессы. Секулярный тренд в физическом и общесоматическом развитии свидетельствует о всевозрастающей роли гетерогенных механизмов, об усиления влияния социальных условий по отношению к генетическому фактору.
Вопросы для повторения и размышлений
1. Какие хронологические закономерности характеризуют возрастную динамику индивидных и личностных свойств?
2. Что нового вносит микровозрастной анализ в понимание характера развития психофизиологических функций в дошкольный, школьный и взрослый периоды жизни?
3. Каковы факторы средней и индивидуальной продолжительности жизни человека?
4. В чем проявляются феномены изменения временной структуры психического и физического развития человека в историческом плане? В чем заключается роль самого человека в увеличении продолжительности жизни и в изменении временной структуры своего развития?
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова М.Д. Очерки психологии старения. — Л., 1965.
2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л., 1974.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания, — Л., 1968.
4. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева и Н. В. Кузьминой. - Л., 1974. - Вып. 2.
5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
6. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. 1.
7. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1965.
8. Андреев Л. А. Физиология органов чувств. — М., 1941.
9. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.
10. Бабак О. М. Возрастное развитие коры головного мозга человека // Известия АПН РСФСР. - М., - 1958. - Вып. 97.
11. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. — М., 1985.
12. БердышевГ.Д. Проблема долголетия в Сибири и на Дальнем Востоке. — Новосибирск, 1963.
13. Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология. — М., 1941.
14. Бурлъер Ф. Старение и старость. — М., 1962.
15. Верхутина-Васютина А. И. Органы чувств в онтогенезе // Известия АПН РСФСР. - М., 1958. - Вып. 97.
16. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. — М., 1976.
17. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Редколл.: Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. — М., 1984.
18. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых / Под ред. Е. И. Степановой. — Л., 1974.
19. Вопросы геронтологии и гериатрии / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. — Киев, 1962.
20. Вопросы психологии памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1958.
21./шекель Л. Б., Зимина А. В. Изменения высшей нервной деятельности у людей в возрасте свыше 60 лет // Физиологический журнал СССР, 1953. — Вып. 5. — Т. 39.
22. Гольбина Л. Н., Панферов В. Н. Возрастные особенности функциональной структуры категориального восприятия // Возрастная психология взрослых: В 4 вып. / Под общ. ред. Б. Г. Ананьева. — Л., 1971. — Вып. 1.
23. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. — М., 1967.
24. Грмек М. Д. Геронтология — учение о старости и долголетии. — М., 1964.
25. Давыдовский И. П. Геронтология. — М., 1966.
26. Дворяшина М. Д. Онтогенетические изменения перцептивной константности человека // Дисс.... канд. наук. — Л., 1965.
27. Запорожец А. В., Ветер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. - М., 1967.
28. Игнатенко А. М. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего школьного возраста // Дисс.... канд. наук. — Л., 1972.
29. Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР. - М., Л., 1948. - Вып. 14,
30. Карсаевская Т. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. — Л., 1970.
31. Кауфман В. И. Восприятие малых высотных разностей // Труды ин-та мозга им. В. М. Бехтерева. - Л., 1940. Т. 13.
32.Кравков С. В. Глаз и его работа. — М., 1950. •-'
33. Крогиус В. В. Возрастная характеристика динамики шахматного творчества: Возрастная психология взрослых / Под ред. Б. Г. Ананьева. — Л., 1971. Вып. 2.
34. Комфорт А. Биология старения. — М., 1967.
35. Лазарев П. П. Современные проблемы биофизики, — М., 1945.
36. Лес и долголетие человека / Под общ. ред. В. Г. Нестерова. — М., 1964.
37. Лннгарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
38. Лукомская С. А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.02. — Л., 1979.
39. Малиновский А. А. Некоторые биологические предпосылки долголетия у млекопитающих и человека: Проблемы долголетия / Под ред. В. В. Алпатова — М 1962.
40. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике: В 3 ч. — СПб , 1909-1910 — 4.1.
41. Механизм старения / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. — Киев, 1963.
42. Мечников И. И. Этюды о природе человека. — М., 1961. АЗ.Михайлова-ЛукашеваВ.Д. Биология старения. — Минск, 1968.
44. Нагорный А. В., Никитин В. Я., БуланкинИ. Н. Проблемы старения и долголетия. - М., 1963.
45. Нечаев А. П. Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте. - СПб., 1901.
46. Образ жизни и старение человека / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. — Киев, 1964.
47. Пако С. Старение психологических особенностей человека// Основы геронтологии / Под ред. А. Бинэ. — М., 1960.
48. ПевзнерМ. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М„ 1963. 49.ПельцД., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. — М., 1973.
50. Петров Я. И., Игнатенко А. М. О некоторых особенностях памяти у взрослых и детей: Возрастная психология взрослых / Под ред. Б. Г. Ананьева. —Л., 1971. —Вып. 2.
51. Петрова М. К. О роли функционально ослабленной коры головного мозга в возникновении различных патологических процессов в организме. — Л., 1946.
52. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. — М., 1969. > ,:
53. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М., 1987.
54. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. — М., 1972.
55. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. — М., 1977.
56. Розенфельд Ф. С. Особенности осязательных восприятий ребенка-дошкольника // Известия АПН РСФСР. - 1948. Вып. 17.
57. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.
58. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление: Социальная психология личности / Научи, ред. А. А. Бодалев. — Л., 1974.
59. Рыбалко Е. Ф. Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функций //Дисс.... докт. психол. наук: 19.00.01. — Л., 1970.
60. Рыбалко Е. Ф. О закономерностях мнемических функций в раннем онтогенезе // Вести. Ленингр. ун-та. — Сер. Экономика. Философия. Право. — Л., 1979. — Вып. 3. -№17.
61. Скрипченко А. В. Умственное развитие младших школьников // Дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.07. - Л., 1971.
62. Смирнов А. А. Избр. психол. труды: В 2 т, —М., 1987, — Т. 2.
63. Старость / Под ред. Д. Ф. Чеботарева. —; Киев, 1940.
64. Усов А. Г. Об особенностях выработки и одновременного осуществления различных двигательных рефлексов у престарелых людей // Журн. высш. нервной деятельности, 1960. — Вып. 3. — Т. 10.
65. Устинова А. И. Зрительные функции и возраст пилотов: Пятое совещание по физиологической оптике / Под ред. А. И. Богословской, В. Д. Глезера, В. С. Самсо-нова (отв. ред.). — М., Л., 1966.
66. Фонарев М. И. Физическое воспитание детей раннего возраста в комплексе профилактических мероприятий // Дисс.... канд. наук. — Л., 1961.
67. Френкель 3. Г. Удлинение жизни и активная старость. — Л., 1945.
68. Фролькис В. В. Старение и биологические возможности организма. — М., 1975.
69.ХаррисонДж. Биология человека. — М., 1968.
70 .Шмалыаузен И. И. Проблемы дарвинизма. — Л., 1969.
71. Шмалъгаузен И. И. Избр. труды. — М., 1982.
72. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — СПб., 1915.
73. Экспериментальная психология / Ред.-составит. С. С. Стивене. — М., 1960.
Глава 4
СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
Структурно-генетический подход широко применяется в современных научных исследованиях в целях более глубокого понимания сущности явлений и процессов. Хорошо известно, что изучение связей и отношений в объективном мире представляет собой один из основных вопросов, рассматриваемых диалектическим материализмом. «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовную деятельность, — писал Ф. Энгельс, — то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает» [1, с. 20]. При разработке концепции антропогенеза, учитывая открытый Ч. Дарвиным закон соотношения роста, Ф. Энгельс обратил внимание на то, что «согласно этому закону известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определенными формами других частей, которые, казалось бы, ни в какой связи с первыми не находятся» [3, с. 488]. В психологии, имеющей дело со сложным и динамичным объектом исследования, важно подойти к изучению психического развития как к целостному феномену, где отдельные функции, свойства, процессы определенным образом связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.