Характеристика возрастного развития дошкольника
Малыш от года до трех лет
На втором году жизни ведущее значение в развитии ребенка приобретают разнообразные предметные действия. Малыш начинает активно познавать окружающие его предметы. Психологи и педагоги, изучающие развитие ребенка на первом и втором году жизни, отмечают, что малыш на первом году познает лишь внешние свойства предметов. На втором году от манипулирования с предметами ребенок переходит к предметным действиям. Предметные действия основаны на усвоении функции предмета, его общечеловеческого использования.
Уже в конце первого года жизни дети начинают подражать действиям взрослых. Подражание как путь освоения человеческой деятельности остается и в последующие годы, меняется лишь смысл и характер этого процесса.
В раннем возрасте, подражая действиям взрослых, ребенок качает куклу, «пишет», водя палочкой или карандашом, кормит зайца и т.п. это появление первых зачатков игры. На втором году жизни продолжается развитие игры. Для развития игровых навыков и для психического развития ребенка большое значение имеет то обстоятельство, что дети начинают использовать предметы-заместители. И хотя дети этого возраста могут играть самостоятельно, они нуждаются и во внимании, в поддержке и помощи взрослого. Интерес взрослого к играм малыша вдохновляет его, способствует ее дальнейшему развитию. Как для ребенка первого года жизни, для малыша второго года большое значение имеет эмоциональная положительная обстановка. Поэтому важно общаться с малышом спокойно, ласково, не раздражаясь на его медлительность, непонятливость.
Главным новообразованием второго года жизни является развитие речи ребенка. На первом году были заложены основы для этого: дети научились понимать речь взрослого, обращенную к ним, а также произносить некоторые слова. Особое значение в развитии речи малыша имеет общение со взрослыми. Взрослые должны создать такие условия, чтобы ребенок испытывал потребность обращаться к ним. Обращаться к ребенку , взрослые должны произносить слова четко, чуть замедленнее, отделяя одно слово от другого паузой.
Важным средством развития малыша является знакомство его с окружающим, обогащение его речи названиями все большего числа предметов и явлений, их свойств. К двум годам активный словарь ребенка насчитывает 200-300 слов. В этом возрасте малыш способен понимать простые предложения и выражать свои мысли в такой же форме. Для развития речи ребенка могут быть использованы игрушки и картинки, причем не только предметные, но и сюжетные. Знакомство с предметами и их свойствами служит и интеллектуальному развитию детей. Такое развитие осуществляется также на специально организуемых занятиях в детском саду. Детей учат сопоставлять предметы по величине («большой»-«маленький»), по цвету. К двум годам при систематических занятиях дети могут различать и назвать до 4-х цветов, подбирать предметы по цвету.
Умственное воспитание осуществляется и в процессе игр, и в процессе рисования, лепки, конструирования. Так, на занятиях конструированием дети создают простейшие постройки вначале вслед за воспитателем, а затем самостоятельно. К концу второго года дети могут запомнить в конструировании 4 детали: кубик, кирпичик, пластина и трехгранная призма.
Одним из средств умственного воспитания может быть общение с природой. Таким образом, природа может служить средством не только умственного, но и нравственного и эстетического воспитания. Конечно, в формировании нравственно-эстетического отношения к природе ведущая роль принадлежит взрослому; это он, обращая внимание на красату природы, стимулирует бережное отношение к ней.
К концу второго года жизни дети уже могут употреблять в своей речи предложения, состоящие из 3-4 слов. В это же время дети начинают овладевать правильными грамматическими формами. На втором году жизни малыш начинает осваивать звуковую сторону речи. И хотя многие звуки он произносит неправильно, необходимо обращать его внимание на то, как произнести тот или иной звук, правильно, четко и несколько раз произнося его.
Болотина Л.Р, Комарова Т.С, Баранов С.П, Дошкольная педагогика (Учебное пособие) –М., 1997 с. 75-78