Тема. Организация проектной деятельности в начальных классах
Цель:сформировать представление о проектном обучении как технологии, ориентированной на компетентностное обучение
Задание:понаблюдайте за организацией проектной деятельности. Проведите фрагмент урока.
Вопросы для анализа:
1. Каков был замысел представленного проекта?
2. Как были учтены при подготовке проекта требования к его организации?
3. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке проекта?
4. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для организации проектной деятельности?
5. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты?
6. Какие выводы из представленного проекта необходимо сделать на будущее?
Вывод: какова роль проектной деятельности в компетентностном развитии младших школьников?
Дата_____________________________
Тема. Организация проектной деятельности в начальных классах
Цель:сформировать представление о проектном обучении как технологии, ориентированной на компетентностное обучение
Задание:понаблюдайте за организацией проектной деятельности. Проведите фрагмент урока.
Вопросы для анализа:
1. Каков был замысел представленного проекта?
2. Как были учтены при подготовке проекта требования к его организации?
3. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке проекта?
4. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для организации проектной деятельности?
5. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты?
6. Какие выводы из представленного проекта необходимо сделать на будущее?
Вывод. Какова роль проектной деятельности в компетентностном развитии младших школьников?
Приложение 1
Отчет о прохождении учебной практики
Введение в специальность
Задание:выполните на отдельном листе формата А-4 отчет о проделанной работе, учитывая требования к написанию данного вида работы.
Требования к написанию отчета
Для любого студента, проходящего практику, основная задача состоит в сборе практического материала по определенному направлению работы, в обобщении информации, накопленной студентом ранее. Но конечной целью практики является накопление студентом практического опыта работы по своей специальности. От того, насколько добросовестно практикант отнесется к выполнению целей практики, во многом зависит качество его отчета и будущей курсовой и дипломной работы.
Составление отчета - завершающий этап практики. В нем приводится обзор собранных материалов, источники их получения и некоторые другие сведения, необходимые для выполнения задания на практику.
Структура и оформление отчетов о любом виде практики должны соответствовать всем основным требованиям стандарта.
Отчет состоит из нескольких разделов: введения, основной части, заключения, списка литературы, использованной при составлении отчета, и приложений.
Введение должно обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.
Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам примерного тематического плана практики.
Есть некоторые общие вопросы, которые должны быть отражены в аналитической части отчета. Среди них:
– описание целей и задач образовательной организации;
– описание структуры образовательной организации, анализ деятельности;
– оценка эффективности деятельности учителя начальных классов в образовательной организации.
В заключенииотчета по практике приводится краткое описание проделанной работы, делаются общие выводы и предложения, а также даются практические рекомендации по совершенствованию работы.
Основная часть отчета может содержать ссылки на таблицы, схемы, графики, копии основных документов, которые выносятся в приложение отчета и не включаются в основной объем.
Отчет должен показать умение студента оценить работу данного образовательного учреждения.
Оформление отчета. Отчет должен быть набран на компьютере. Объем отчета не должен быть менее 2 печатных страниц. Работа выполняется на формате А-4, шрифт – 14, печать односторонняя. При выполнении работы соблюдаются поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм. Абзацный отступ равняется – 5 знакам. Все разделы плана начинаются с новых страниц. Точка в конце заголовков не ставится. Все тексты заголовков выполняются одинаковым шрифтом. Страницы считаются с титульного листа, нумеруются со второго.
Критерии оценки отчета:
- четкость и своевременность выполнения программы практики;
- содержательность отчета;
- уровень анализа полученных результатов в ходе учебной практики и формулировка выводов, приобретенный практический опыт;
- качество представленных приложений.
Приложение 2
Рейтинговый контроль
учебной практикиВведение в специальность
№ п/п | Тема | Вид контроля | Рейтинг | |
min | max | |||
Анализ нормативно-правовой базы организации педагогического процесса в начальной школе | рефлексивный анализ | |||
Изучение направлений деятельности и документации учителя начальных классов | рефлексивный анализ | |||
Наблюдение и анализ организации процесса обучения в начальной школе | анализ | |||
практическая работа (физкультминутка) | ||||
практическая работа (перемена) | ||||
Организация проектной деятельности в начальных классах | рефлексивный анализ | |||
Проведение фрагмента урока | ||||
Подведение итогов практики «Введение в специальность» | отчет | |||
Ведение документации | ||||
Творческий рейтинг |
Приложение 3
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ При осуществлении любой деятельности (в том числе и учебной) учитель должен:- осознать цель своей деятельности, ее задачи и сориентироваться в условиях ее протекания;- выработать план действий в соответствии с результатами ориентировки;- реализовать намеченное;- осуществить самоконтроль, т.е. сопоставить результат с планом.(Последние два этапа могут совмещаться: учитель контролирует свои действия не только после их выполнения, но и по ходу и по возможности может вносить коррективы). 1 ЭТАП - ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧ И ОРИЕНТИРОВКАВ УСЛОВИЯХ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Это процесс многоплановый, многокомпонентный, и именно здесь, как правило, не все продумывается учителем. 1) Ориентировка в предметном содержании урока. - Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого материала в предмете?- Что я сам(а) об этом материале знаю?- С какими другими математическими, лингвистическими или иными понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения? 2) Ориентировка в конкретных условиях обучения.- Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, и какой степени, до какого уровня?- Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?- На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться?- Какие учебные действия необходимы для освоения материала?- Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия? 3) Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.- Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средств обучения, отвечающие замыслу, я знаю как учитель?- Какой материал предлагает учебник? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения?- Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия? Результат данного этапа для учителя:- уяснение темы урока и его места в ряду других;- актуализация собственных знаний в рамках темы;- примерное определение основной направленности работы (главных акцентов) и возможных содержательных границ. 2 ЭТАП - СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА (МОДЕЛИ) БУДУЩЕГО УРОКА 1. Какова цель урока, т.е. каким должен быть "конечный" результат?(Какое понятие ввести, какие его признаки помогут учащимся данное понятие принять, осознать, открыть, какие действия они должны освоить?) 2. Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач? 3. Какие дополнительные задачи обучения из других областей знаний языка или математики следует реализовать на этом уроке? Почему? 4. Как организовать урок: а) как поставить перед детьми учебную задачу (УЗ), чтобы включить их в активную деятельность по принятию задачи:- что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает;- как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им "нужным", чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть "барьер"? б) как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? (можно ли организовать урок так, чтобы дети сами "открыли" нужный признак, закон, способ действия. Если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: отослать детей к учебнику, сообщить все в готовом виде или организовать совместный поиск окончательного ответа и т.п.); в) как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанного овладения материалом? Таким образом, на этапе планирования учитель должен решить следующие три задачи:- поставить основную цель, промежуточные задачи и задать последовательность их решения;- определить основные виды деятельности детей на каждом этапе урока;- выбрать средства и способы организации деятельности детей. Очень важно, чтобы все решения, которые будет принимать учитель, были для него достаточно обоснованы - он должен быть в состоянии объяснить каждый из пунктов плана урока (в первую очередь, самому себе). Это важнейшее условие подготовки к уроку. ОЦЕНКА ПЛАНА УРОКА- правильно ли отражена сущность изучаемого явления в плане урока;- удалось ли органично соединить обучение детей с развитием у них личностных качеств;- получился ли урок целостным, завершенным, ясна ли логика движения мысли ученика, логика его действий; - удалось ли учителю отвести себе в уроке роль человека, активно участвующего в коллективном познавательном процессе, интересно ли будет ученикам на уроке. Такой анализ (оценка) составленного плана - необходимый элемент самоконтроля, который должен присутствовать на всех этапах работы над уроком. 3 ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ НАМЕЧЕННОГО ПЛАНА(ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА)Здесь от учителя требуется ряд умений:- умение организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока (от постановки УЗ до получения задуманного результата): грамотно пользоваться способами обучения, избранными для достижения целей;- умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;- умение контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу урока вносить возможные коррективы. 4 ЭТАП - РЕФЛЕКСИЯ (ИТОГОВАЯ САМООЦЕНКА) УРОКА Этап включает:- решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу;- анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;- внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работыПриложение 4
АНАЛИЗ УРОКА В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 1 ТИП УРОКА - УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ 1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась? 2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебнойситуации, которая привела к постановке учебной задачи:- использование известных знаний, способов работы детей;- формы организации учебной работы учащихся;- создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;- позиция учителя и его роль на данном этапе;- использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности). 3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной). 4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детейаргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов. 5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах? 2 ТИП УРОКА - УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 1. Каким образом учитель создает ситуацию, при которой дети принимают учебное действие - моделирование (преобразование модели) и используют его как инструмент для решения ранее поставленной УЗ? 2. Какие виды моделей используются на данном уроке (однотипные, разнотипные)? Кто это действие задает (в зависимости от уровня класса, его возраста)? Обоснованность выбора как моделей, так и их исполнителей. 3. Каким образом используется этап моделирования для решенияпоставленной УЗ? Какие формы организации учебного сотрудничества использовал учитель на данном этапе? Их необходимость и целесообразность? 4. Каков уровень понимания детьми построенных моделей (уровень абстрагирования)? Помогают ли они (модели) достижению поставленных целей? 5. Как связан процесс моделирования с другими учебными действиями на уроке? (Переход от одного вида модели к другой). 3 ТИП УРОКА - УРОК РЕФЛЕКСИИ 1. Каким образом учитель контролирует осознанность выполнения домашней работы учащимися? 2. Какими средствами учитель вводит ребенка в ситуацию использования открытого способа (понятия) в решении частных задач? 3. Все ли дети овладели этим способом и в какой мере? 4. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Как организовано, на каком уровне на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа? Позиция и роль учителя на уроке такого типа? 5. Уровень задач, их "интересность" с точки зрения математическогоили лингвистического материала? Использование "ловушек" для объективации открытого способа (понятия)? 4 ТИП УРОКА - УРОК КОНТРОЛЯ 1. Обоснованность выбора способа контроля и его целесообразность на данном этапе обучения детей. 2. Степень автоматизированности контроля (его протекание).Представляет ли он собой самостоятельное развернутое действие или включен в процесс выполнения других действий. 3. Уровень организованности детей на выполнение действия контроля. 4. Каков уровень направленности контроля ? (Что контролируется? Контролируется процесс выполнения действий или лишь их результат?)5. Каковы критерии, на которых строится контроль (материализовано или идеально представлена схема - образец)?6. Время осуществления контроля (после действия, в процессе действия или до его начала).7. Отбор предметного содержания для проведения действия контроля.8. Понимают ли дети значимость данного этапа работы для решения главной задачи обучения. 5 ТИП УРОКА - УРОК ОЦЕНКИ 1. Какую структуру урока определил учитель для себя для оптимальной работы над действием оценки у учащихся? Ее обоснованность. 2. Испытывают учащиеся или не испытывают потребность в оценке своих действий? 3. Опираются дети при работе на свою собственную оценку или прибегают к оценке учителя? Определяется уровень (этап) этого состояния. 4. При действии оценки на уроке учитывается содержание выполненного действия детьми или случайные признаки? 5. Каков уровень возможностей детей на данном этапе обучения пооценке своих способностей относительно решения предстоящей задачи? 6. Прослеживается ли в уроке цикличность в действии оценки т.е.оценка выносится детьми только перед решением задачи, которая позволяет им адекватно определить свои возможности в ее решении и в соответствии с этим в дальнейшем спланировать свою деятельность или производится только итоговая оценка как санкция (факт) освоенности данного способа (понятия)? 7. Какой арсенал средств и форм использует учитель для освоения этого действия с детьми?Приложение 5Аттестационный лист