Материалы к теме 1. Введение в педагогическую психологию
Педагогическая психология в системе наук
Педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др.
Педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.
Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно связаны между собой общим объектом, которым является развивающийся человек.
По мнению Ананьева, педагогическая психология — пограничная, комплексная область знания, которая «... заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.
Профессия педагога, вероятно, наиболее чувствительна к психологии, поскольку деятельность педагога непосредственно направлена на человека, на его развитие. Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям и т. п. Поэтому хороший, заинтересованный в эффективности своей работы педагог поневоле обязан быть психологом, и он в своей деятельности получает психологический опыт! Важно то, что психологический опыт является именно обслуживающим основную практическую задачу педагога, имеющего определенные педагогические принципы и способы педагогической деятельности.
Педагогическая психология | Возрастная психология |
· изучает механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образова-тельном процессе. · изучает процесс учения, его структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития. · все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особен-ностей человека, находящегося в образовательном процессе | · изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека |
Педагогическая психология | Педагогика |
-факты и механизмы и закономерности освоения социо-культурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса | -исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. -исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития; разраба-тывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы Педагогика исследует следующие проблемы: · изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание; · определение целей воспитания; · разработка содержания воспитания; · исследование и разработка методов воспитания. |
Материалы к теме 2.
Психология учебной деятельности и ее субъекта— обучающегося (ученика, студента)
I. Психология учебной деятельности
Учебная Д.- деятельность по:
усвоению знаний,
Овладению способами учебных действий
саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных педагогом, на основе его контроля и оценки,
переходящим в самооценку.
Главное в учебной деятельности—оценка собственных изменений
Зачем нужно учиться? На что направлена учебная деятельность?
Уч. Д. направлена на:
· овладение учебным материалом и решение учебных задач
· освоение научных понятий
· подготовку к решению более сложных задач—от общего к частному
· личностные изменения
· изменения психических свойств
Структура учебной Д.
II. Психология обучающегося
Человек, получающий знания в любой образовательной системе является обучающимся. Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными, познавательными особенностями. Каждый обладает своим стилем учебной деятельности., отношением к ней и обучаемостью.
Обучаемость является одним из показателей готовности к учению, к усвоению знаний. Обучаемость психофизиологически соотносится со свойством ЦНС-динамичностью (скоростью образования временной связи).
Этот глобальный, общечеловеческий кризис как раз и является отражением и следствием неосознанного еще в полной мере процесса перехода человечества из одной эры развития цивилизации - эры технократической в новую эру, которую условно можно назвать эрой всеобщей одухотворенной цивилизации, эрой становления ноосферы.
К тридцатым годам прошлого столетия в связи с реализацией программ индустриализации и коллективизации во главу угла образования ставится обучение как процесс усвоения совокупности знаний, отождествляемый с профессиональным освоением основ наук. Главным образом это относится к высшему профессиональному образованию, задача которого - подготовить для общества необходимых ему специалистов.
В соответствии с этой тенденцией к середине шестидесятых годов отечественной педагогической наукой уже официально было дано свое понятие образования. Теперь оно понимается как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, ... обучение в системе различных учебных заведений, ... самообразование».
Высшее образование рассматривается как совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки и культуры в высших школах различного типа, куда принимаются лица, успешно окончившие средние учебные заведения.
Ставшие зримыми в начале семидесятых годов кризисные явления в природе потребовали следующего уточнения понятия образованности, т.к. традиционного представления, сложившегося к концу XIX века и «испорченного» впоследствии технократизмом, стало уже недостаточно. Поэтому утвержденным 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1978 г. определением под образованием уже понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. То есть в современных условиях нужно вести речь о новых уровнях образованности, в соответствии с теми реалиями, в рамках которых разворачивается деятельность специалиста. Кратко говоря, это образованность по отношению к техносфере и ноосфере.
Кроме того, образованность обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живёт и осуществляет свою Деятельность;
Обученность же представляет собой готовность к профессиональной деятельности. «Отставание образованности от обученности неминуемо ведет к утрате истинного смысла деятельности человека. Из-за разрыва между способностью к действиям и невозможностью предсказать их последствия утрачивается соразмерность человека и его бытия. И сегодня этот разрыв стал возможным только из-за того, что основной акцент в подготовке специалистов был сделан на обученности в ущерб образованности».
Образованность отнюдь не означает только знание конкретных фактов или умений. Эразм Роттердамский до сих пор считается образцом образованности не потому, что он много знал, а потому, что он способен был на основе знаний своего времени сформировать целостную, или, как сейчас говорят, интегративную, картину мира. Именно подменой (а не гармоничным сочетанием) понятий «обучение» и «образование» объясняется кризис системы образования.
Другими словами, понятию «образование» противостоит не естественнонаучное и техническое образование, которое может быть высокогуманным, а натаскивание, профессионально-функционерская подготовка .
Материалы к теме 1. Введение в педагогическую психологию
Само понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1876 г.). П.Ф. Каптереву принадлежит заслуга разработки психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания.
Предмет П.п. –механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека в образовательном процессе и
вызываемые им изменения в уровне интеллектуальногои личностного развития человека как субъекта учебной деятельности,
организуемой и управляемой педагогом
П.п. изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого активного мышления, изменения в психических процессах под влиянием обучения.
Объект П.п. – развивающийся человек
Важной задачей П.П. является выявление, изучение и описание психологических особенностей, закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
Хорошо известны основные заповеди медиков, которые выражены в клятве Гиппократа.
Как вы думаете существуют ли в педагогике профессиональные заповеди, которые определяют характер и эффективность педагогического воздействия?
В качестве таковых можно назвать два совета начинающим педагогам: «Пойми ученика» и «Помоги ему научиться». Следование им с учетом знания механизмов и закономерностей педагогического воздействия способствует развитию и становлению личности ученика. Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.
Ключевыми аспектами, составляющими фундамент педагогической психологии являются:
· взаимодействие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество равных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач;
· психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения;
· психологические особенности самой учебной деятельности; психологические механизмы и закономерности усвоения и др.
· закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах,
· закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания
Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя.
Структура педагогической психологии включает:
1) психологию учебной деятельности и ее субъекта— обучающегося (ученика, студента);
2) психологию педагогической деятельности;
3) психологию воспитания
4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.
На современном этапе педагогическая психология все более дифференцируется на :
· психологию высшей школы,
· педагогическую психологию школьного обучения,
· психологию профессионального образования.(выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования.
Основные проблемы исследования педагогической психологии
1. Нахождение и максимальное использование сензитивного периода в жизни ребенка
2. Связь между сознательно организуемым воздействием и психологическим развитием
3. Общее и возрастное сочетание обучения и развития (т.е. как оптимальным образом использовать возможности ребенка в данном возрасте)
4. Системный характер развития ребенка и комплексность педагогических воздействий
5. Психологическая готовность к воспитанию и обучению
6. Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности, развития психологических характеристик и поведения ребенка (т.е. способно ли обучение влиять на развитие и до каких пределов, воздействует ли развитие на приобретение задатков, превращаются ли задатки в способности при стихийном воздействии
7. Индивидуализация обучения (разделение по группам, задаткам, способностям, применение программ, оптимально подходящих к индивидуальным особенностям.
8. Педагогическая запущенность ребенка (как неспособность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию)
9. Социальная адаптация (приспособление детей, изолированных от общества обычных людей)
.