Характеристика гласных звуков

  1. ударные [и ы а э о а]
  2. безударные (редуцированные)[ие ыэ ь ъ ^]
  3. Не редуцируются! и,ы,у

Двойная роль букв е,ю,я,ё

обозначают мягкость предшествующего согласного и гласный звук * мел [мэл] обозначают два звука: гласный + й в позиции 1) начала слова * юрта [йуртъ] 2) после гласной, *каюта 3) после разделительных ъ,ь * вьюга

Основные фонетические процессы

  1. оглушение *столб [столп], подтолкнуть
  2. озвончение * молотьба [мът дба]
  3. ассимиляция (уподобление) * учиться [учицъ]
  4. редукция гласных * колобок [къл бок]

Примечание 1

Характеристика слога

  1. Открытый (оканчивается на гласный) *по-ро-да или закрытый (оканчивается на согласный) * кар-кас
  2. Прикрытый (начинается с согласного) * ре-ка или неприкрытый (начинается с гласного) * у-ха

Основная закономерность строения слога – закон восходящей звучности (второй слог начинается с наименее звучного) *ме-тла, о-гня, те-сьма, па-ста, ка-рман,мар-ка, вой-на.

!!! Правила слогоделения не совпадают с правилами переноса. *ра-зыс-кать – ра-зы-скать

Русское ударениеразноместное, подвижное.

Примечание 2

Фонема – звук, служащий для различения смысла слова. * дам-там, том – там.

Образец фонетического разбора

Ящик [й а ш и к]

я – щик – два слога, (1- ударный, открытый, прикрытый; 2 – безударный, закрытый, прикрытый)

Я - [й ] (согласный, непарный мягкий, непарный звонкий);

[a ] (гласный ударный);

Щ – [ш ] (согласный, непарный глухой, мягкий долгий);

И – [и ] (гласный безударный);

К – [к ] (согласный, парный глухой, парный твердый);

_______________________________

4 буквы, 5 звуков 1

МОРФЕМИКА (состав слова)

Основа + формообразовательные суффиксы + окончание

выражает лексическое образуют разные формы данного слова

значение слова

Морфемы(минимальные значимые части слова)

Корень – общая часть родственных слов: * разгадать, загадка, загадочный

!! чередование гласных * касаться – коснуться

согласных * друг - дружить, любить – влюбленный

* образ – разный - изображать

беглая гласная * сон - снится

!! связанные корни *об-у-ть, раз-у-ть

Словообразовательные морфемы (аффиксы)

Приставка – значимая часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов

( в слове может быть несколько приставок: * подзаработать, преподавать)

с-, в-, до-, над-, за-, об-, от-, на-, из-*сжимать

воз-, вос-, раз-, рас- ; при-, пре- * возмущаться !!! возомнить

(беглая гласная)

сверх-, меж-, двух-, трех-, четырех- * трехъярусный, сверхъестественный

иностранные приставки:

контр-, суб-, транс-, пан-, а-, анти- * контратака, асимметрия

антонимичные * войти – выйти

синонимичные * прадедушка - предшественник

Суффикс– значимая часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов

( в слове может быть несколько суффиксов: * жемчужинка, студенческий)

Существитель-ные Прилагатель-ные Числи-тельные Место-имения глаголы наречия
-от-, -отн-, -овн-,-ость-, -ет-, -еств-, -есть-, -ин-, -итс-, -изн-, -инство-, чик-(щик-), -ик-(-ек-) -ник-,тель-,-ок-(к-), еньк-, -онок-, -енок- -ушк-(ышк-), -иц-(-ец-), -ни-, -ени- -ов(-ев), -чив-, -лив-, -ист-, -чат-, -к-, -ск-, -н-, -ин-, -ан-, -ян-, -енн-, -онн-   -дцать, -надцать -то, -либо, -нибудь, -ива(-ыва-), -ева(-ова-), -ва-, -а-, -и-, -изирова-, -е- * камень - каме- неть, * полемика-полемизитровать -о, -е, -а, жды, -и, -ски, -то, -либо, - нибудь

Формообразовательные морфемы (флексии)

1. Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова.

  1. глаголов: -л-, -ть, -ти, -и * учить, учил, учи!
  2. причастий: - ащ, (-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -ом-(-ем-), -нн-, -енн-, -т-
  3. деепричастий –а, -я, -в, -вш, -вши, -учи.
  4. сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий -е, -ее, ей,-ше, -же.

2. Окончаниевыражает грамматическое значение слова, образует не новое слово, а только форму исходного * уроки – уроков, учились – учился 2

словообразование

Морфологические способы словообразования
способы словообразования Части речи
существительные прилагательные глагол наречия
Приставочный Привкус   Правнук   соавтор   Премудрый   Сверхскоростной   небольшой Прислать   Перечитать   сделать Негде   Вверх   задаром
Суффиксальный Человечность Звучание   окружение   Отзывчивый   Тюлевый   Истинный   матросский   советовать   вставать     как-то   куда-либо   где-нибудь досрочно
Пиставочно-суффиксальный Сотрудник   побережье (j)   Наземный   приволье (j) разбежаться   Издавна   наглухо
Бессуффиксный Взрыв   Взлёт   наплыв   синь Румяный   олений    
Сложение вагон-ресторан   стенгазета   вуз   ФСБ пятиэтажный   бледно-зелёный       еле-еле   крест-накрест   волей-неволей  


Неморфологические способы словообразования
Переход из одной части речи в другую дежурный (какой?) ученик => дежурный (кто?) закрыл окно командующий армией => командующий (кто?) приказал в течение ( в чём?) реки => в течение года (предлог)
Слияние частей словосочетания в одно слово тот час => тотчас сего дня => сегодня ума лишённый => умалишённый
Распад многозначного слова на омонимы долг(задолженность) долг (обязанность)  

Морфология. Самостоятельные части речи

Именные части речи
Характеристика Примечания Способы образования
Имя существительное (кто? что?) Обозначает предмет или лицо 1.Разряд по значению: - конкретное * пень - вещественное * песок - отвлеченное * сияние - собирательное * народ   Собственное * Мария нарицательное *дочь   Одушевленное * человек неодушевленное * удар   Род: муж., жен., средн., общий Склонение: 1-е, 2-е, 3-е, несклонямые, разносклоняемые   2.Число: един./ множ. , падеж   3.Синтаксическая роль: может быть любым членом предложения. * Сентябрь - начало осени в Подмосковье. Род: муж.* жен.* сред.* общий* Число: ед.* мн.* только ед.* только мн.* Склонение: 1ск. -муж., жен. р.-а,я; 2ск. -муж., ср. - - ,-о,е; 3ск.– жен.р. - разносклоняемые: 10 на – мя:бремя, вымя, время, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и «путь» несклоняемые * И.п.кто? что? Р.п. кого? чего? (нет) Д.п. кому? чему? (дать) В.п. кого? что? (вижу) Тв.п.кем? чем? (горжусь) Пр.п. о ком? о чем? (думаю)     1.*высотник садик   2.*сверхпроводник   3.* безрукавка   4.* пароход 5.бессуффиксный *промах * глушь 6. переход из др. частейречи * мороженое * дежурный    
Имя прилагательное (какой? чей?) Обозначает признак предмета 1. Разряд по значению: качественное * относительное * притяжательное * 2. Форма: полное (какой?) * краткое (каков, -а,-ы,-о)*     Степень сравнения: простая сравнительн.(-ей, -ее) * составная сравнительн.(более) * простая превосходн.(наи-, -айш-) * составная превосходн.(всех)   Изменяется: род, число, падеж 3. Синтаксическая роль: в полной форме - определение; в краткой – сказуемое.   *Хорош лес в багряном уборе. притяжательное обозначает принадлежность *охотничий (чей?) качественное имеет краткую форму и степень сравнения * яркий – ярок - ярче более яркий ярчайший самый яркий относительное можно заменить сущ. *серебряный = из серебра 1.*горный * майский * ежовый * удачливый * стенной * утренний * лосиный * песчаный * нефтяной   2. * олений 3.* безропотный * настольный   *приморский-   4.* горько-солёный   * краснощекий 6. * невкусный * аморальный * предпраздничный
Имя числительное (сколько? который?) Обозначает количество, порядок предметов при счете. 1. Разряд по структуре: простое* составное* Разряд по значению: количественное дробное собирательное порядковое 2. Падеж Род (дробные, порядковые) 3. Синтаксическая роль: * На столе лежало пять книг. Он закончил вторую главу. Дважды два – четыре.   разряды по значению: количественные * два дробные * одна вторая собирательные * двое порядковые * второй   1. * двадцать   2. *одиннадцать
Местоимение (кто? что? какой? сколько?) Указывает на предмет, лицо, признак, количество, но не называет их. 1. разряд по значению 2. Падеж, + род, + число. 3.Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, оп- ределение, обстоятельство * Никто сам не скажет вам всей правды о нем.   1) Личные 1 л. – я, мы; 2 л. - ты, вы; 3 л. - он, она, оно, они. 2) Возвратное: себя. 3) Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой. 4)Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей, оный. 5)Определительные: весь, всякий, каждый, самый, иной, другой, любой. 6) Вопросительно-относительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. 7)Неопределенные: кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто., некто, и т.п. 8) Отрицательные: никто, ничто и т.д.
 
Глагол и особые формы глагола
Характеристика Примечания Образование
Глагол (что делать? что сделать?) Обозначает действие как процесс 1.Вид: несовершенный (длительное действие) * совершенный (законченное действие) * Возвратность (-ся) * Переходность * Спряжение (изменение по лицам и числам): 1 спряжение (Е) 2 спряжение (И) разноспрягаемые 2.Наклонение: изъявительное ( есть время), * условное (сделал бы) * повелительное ( сделай!) * Число, + время, + лицо, + род 3.Синтаксическая роль: * Встретить любовь – это обрести способность жертвовать.   Переходность -способность иметь зависимое слово в В.п. без предлога * Спряжение (по Н.ф.) 1 спр. ( - АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -ЧЬ, -ЯТЬ, односложные + БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)   2 спр. (- ИТЬ + 11 исключений) Безличные глаголы обозначают действие, которое происходит само по себе, без действующего лица, состояние природы или человека *холодает, мне нездоровится 1.* солить * важничать   * кивнуть   * заливать   2.* прилететь   3.* обнародовать * размечтаться
Причастие (какой? что сделано (кем-то, чем-то?) Обозначает признак по действию. 1. Разряд по значению: действительное страдательное 2. Признаки глаг.: вид, время, переходность, возвратность. Признаки прилаг.: форма (полная / краткая), род, число, падеж. 3. Синтаксическая роль: * Сеяные травы скошены. Действительные причастия (признак по действию предмета, выполняющего действие) настоящее время от гл. 1 спр. -ущ- (-ющ-) * от гл. 2 спр. – ащ- (-ящ-) * прошедшее время Н.ф.гл. -ш-,-вш- * Страдательные причастия (признак по действию предмета, над которым выполняют действие) настоящее время от гл. 1 спр. - ом- (-ем-) * от гл. 2 спр. – им * прошедшее время Н.ф.гл. -нн-, -енн-, -т- *  
Деепричастие (что делая? что сделав?) Обозначает добавочное действие. 1.Вид, переходность, возвратность. 2. НЕ изменяется! 3. Синтаксическая роль: * Пошумев, река успокоилась.   Несовершенный вид: Н.ф.гл. –а-, -я- * Совершенный вид: Н.ф.гл. -в- , -вши- *    
Неизменяемые части речи
Характеристика Примечания Образование
Наречие (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?) Обозначает признак действия, признак признака, признак предмета. 1. Разряд по значению: определительные, обстоятельственные. 2. Степень сравнения (у наречий на – о): простая сравнит.(-ее, -ше, -е) * сост. сравнит. (более) * простая превосх.(-ейш-, -айш-) * сост. превосх.(всех, всего, наиболее) * 3. Синтаксическая роль: * В квартире напротив громко смеются.   Разряд по значению 1.определительные (характеризуют качество, количество, образ действия) * 2.обстоятельственные (характеризуют время, цель, место, причину ) * Степень сравнения наречия НЕ ПУТАТЬ со степенью сравнения прилагательного * брат выше (высокий) прыгнул выше (высоко) 1.* правдиво * где-то   * дважды   2.* навсегда * отчего * позавчера   3. * издали * по-моему   * попусту * вкрутую   * вдалеке 4. * еле-еле
Слова категории состояния (как?) Обозначает состояние природы или человека. 1. НЕ изменяется! Это сказуемое в безличном предлож. *Тихо в комнате просторной.
           

Служебные части речи

Части речи Для чего служат На какие группы делятся
Предлоги Не изменяются, не член предложен., служат для связи слов в предложении и словосочетании. 1. Непроизводные / производные *   2. Простые / составные. *
Союзы Для связи однород-ных членов, частей предложения или отдельных предложе-ний в тексте. Сочинительные 1) соединительные: и; да (=и); ни..ни; тоже; также; как..так и; не только… но и 2) противительные: а; но; да (=но); однако; зато 3) разделительные: или; либо; то..то; не то.. не то Подчинительные: изъяснительные (что, чтобы), временные (когда, едва, пока, после того как…), причинные (потому что, оттого что, ибо, так как…), целевые (чтобы, дабы, для того чтобы…), условные (если, ежели..), уступительные (хотя, несмотря на то что..),сравнительные (как, словно, будто, как будто), следствия (так что).
Частицы Для выражения смы- словых, эмоциональ-ных, модально-воле-вых оттенков значе-ний слов, словосо-сочетаний и предло-жений; для образо-вания форм слов 1.Формообразующие: бы, пусть, пускай, давай. 2. Смысловые : отрицательные: не, ни, вовсе не , далеко не, отнюдь не; вопросительные: неужели, разве, ли указательные:вот, вон, это; уточняющие:именно, как раз, прямо, точь-в-точь; ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно; восклицательные:что за, куда как; усилительные:даже, же, ни; со значением сомнения:едва ли, вряд ли.

Междометия

Общая характеристика Морфологические признаки Разряды
Часть речи, включающая в себя слова, которые выражают эмоции и волеизъявление, не называя их. 1.лишены номинативной функции; 2.не склоняются, не спря- гаются, не являются чле-нами предложения; 3.обладают особой интонацией и экспрессив-ной окрашенностью по значению 1.Эмоциональные : браво, увы, беда! 2.Побудительные: Эй!, Вон! Караул! 3.Формулы вежливости спасибо, пожалуйста. по способу образования: 1.Производные : батюшки, господи 2. Непроизводные : ох.

НЕ путать!

1. Союзы и местоимения или местоименные наречия (союзные слова).

  • На союзные слова падает логическое ударение, это слово является членом предложения, при помощи его можно образовать вопросительное предложение. ( *Я не знаю, что вам предложить взамен. => Что вам предложить взамен?)
  • Союзы этими свойствами Не обладают. (* Я знал, что все пройдет. )

2. Наречия и прилагательные в сравнительной степени различаются по вопросам:

  • Это дерево выше. (То дерево высокое =>какое? =>прилагательное)
  • Второй спортсмен прыгнул выше. (Первый спортсмен прыгнул высоко =>как? =>наречие).

3. Наречия и существительные.

  • Осенней ночью на реке холодно. (У существительного есть зависимое слово) ó На станцию вернулись ночью. (наречие)

4. Наречия, предлоги, союзы, частицы.

  • Поезд шёл мимо (где? =>наречие)ó Поезд шёл мимо станции (шёл мимо чего? =>предлог).
  • Точно такой узор был на платке. ó Солнце осветило землю, точно пыль золотая упала.(Возможна замена на другой союз «..как пыль..»).
  • И как это ты ошибся! (частица) ó И ты, и я - оба ошибались. (союз связывает однородные члены). 8

Морфологические нормы

Имя существительное

1. Роднесклоняемых существительных определяется по синониму, родовому наименованию; у сложносокращенных – по ключевому слову

* кольраби = капуста – жен. р.; Сочи = город – муж. р; ФСБ= служба – жен. р.

Традиционное деление

мужской род женский род средний род
Слова, обозначающие 1) лиц муж. пола * маэстро 2) живые существа *какаду !!!банкнот, ботинок, довесок, зал, занавес, картофель, корректив, санаторий, кофе, погон, рельс, рояль, табель, эполет, тюль, черед. Слова, обозначающие лиц женского пола * пожилая леди !!!бакенбарда, бандероль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, тапка, туфля, кроссовка. Слова, обозначающие неодушевленные предметы * московскоеметро !!повидло, щупальце, монисто, депо, интервью, мочало. !!!шотландское виски старинное бра

2. Число.Большинство отвлеченных и вещественных существительных не имеют мн. ч. * природная среда, горный хрусталь

НО! возможно при 1) конкретизации отвлеченных * красоты природы, 2) перечислении сортов смазочные масла

Падежные окончания

Предложный падеж ед.ч. (в, на + …… е у )

различия - у - е
смысловые где? – обстоятельство * в саду, на ходу в чем? -- дополнение * в «Вишневом саде»
стилистические книжные* в цехе, в отпуске разговорные *в цеху, в отпуску

Окончания именительного падежа множественного числа некоторых существительных.

-ы,-и
Адреса, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера, корма, номера, округа, острова, отпуска, паспорта, повара, повара, профессора, сорта, стога, фельдшера, штемпеля, якоря. Авторы, аптекари, бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, конструкторы, офицеры, приговоры, ревизоры, редакторы, снайперы, стажёры, торты, шофёры

Наши рекомендации