Воспитательный тренинг как нетрадиционная форма воспитательной работы с детьми

Воспитательный тренинг - это форма внеклассной работы, форма специально организованных действий детей, в ходе которых решаются вопросы формирования определённых знаний, умений, отношений; повышения познавательной активности; приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям.

Его особенности: малая группа (от 8 до 16 ч.), система упражнений, доверительность общения, обратная связь и саморефлексия.

Занятия проводятся под руководством ведущего тренинга. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия.

Принципы организации воспитательных тренингов:

1. Максимальное вовлечение участников в активную деятельность на занятии. Пробуждение у них различных видов активности: внутренней и внешней; познавательной, социальной и физической.

2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как
основа эмоционального тона занятия;

3. Поддержка альтернативности, множественности мнений;

4. Развитие функции общения как условие обеспечения
взаимопонимания, эмоционального удовлетворения, побуждения к действию.

Подготовка педагога к воспитательному тренингу начинается с определения целей и задач занятия, с изучения исходного материала, литературы. У педагога должно сложиться четкое представление о том, какой материал дети должны отработать и, на этой основе, он разрабатывает задания, упражнения для тренинга.

Материал, выносимый на педагогические тренинги, должен удовлетворять следующим требованиям:

• содержать сведения, углубляющие знания;

• содержать проблемные вопросы;

• включать разноуровневые задания: облегченные и повышенной сложности;

• включать задания, информацию, активизирующую интерес к теме занятия, эмоциональную сферу.

Чтобы активизировать учащихся, побудить у них интерес к овладению знаниями, умениями, обучение в условиях тренинга строится на основе постановки и решения детьми задач, выполнения упражнений различного типа.

Тренинговые упражнения можно разделить на виды, в зависимости от их основной функции:

1. «Индикаторы» - побуждающие активность, интерес

2. Репродуктивные /требующие воспроизведения знаний, умений/

3. Поисковые /ставящие в ситуацию поиска, обдумывания/

4. Творческие /направленные на включение в творческую деятельность/ Алгоритм работы содержит этапы:

1. Сообщение правил работы

2. Активизация мыслительной деятельности и группового
взаимодействия

3. Основная часть

4. Рефлексия

Каждый этап, с учетом его специфики, осуществляется через:

• постановку перед участниками определенных задач;

• организацию их деятельности с помощью системы заданий, упражнений;

• использование определенных материалов (текстов, отрывков из литературных произведений, рисунков, видеозарисовок, фотографий, музыкальных записей).

Так, постановка правил работы, учитывая специфику занятия, может осуществляться в разной форме: игровой, образной, коллективного обсуждения, прямого сообщения ведущим.

Активизация группового взаимодействия необходима для создания благоприятной, доброжелательной атмосферы во время занятия, где каждый чувствует себя свободно, не боится высказать свое мнение, ощущает поддержку со стороны участников. На этом этапе целесообразно использовать психотехнические, интеллектуальные игры, развлекательные, динамические игры, позволяющие вызвать у участников тренинга определенный настрой, «запустить» психические познавательные процессы, способствовать самопознанию, установлению контакта в группе.

На основном этапе тренинга коллективная работа чередуется с работой в парах и индивидуальной работой, задания теоретического характера с практическими заданиями, репродуктивные с поисковыми и творческими.

Определенным заданиям необходимо придавать «личностную» окраску, чтобы студенты могли «пропустить» материал через себя, найти личный смысл, актуализировать собственный опыт, выразить авторскую позицию.

Методы работы на тренинге: беседа, дискуссия, постановка проблемы, анализ конкретных случаев, ролевая игра, практические упражнения, мини-презентации, самостоятельная работа, работа с литературными источниками, и др.

Заключительный этап любого тренинга - рефлексия — самоанализ собственной деятельности, ощущений, чувств, мыслей, осознание того, что я хочу, могу и не хочу, не могу. Рефлексия придает логическое завершение всей работе. Ребята рефлексируют полезность занятия, как в плане познания, так и в плане развития, воспитания.

Воспитательные тренинги можно организовать в рамках любого направления воспитательной работы.

Ниже приведён пример тренинга на сплочение коллектива и игрового тренинга.

Наши рекомендации