Описание этапов и задач тематической смены в загородном лагере
Этап | Временной отрезок | Задачи этапа |
Подготовительный | 1-2 дня до начала смены | Определение игрового сюжета смены, планирование основных игровых действий и правил. «Вхождение в игру» взрослых участников. Оформление лагеря согласно сюжету. Создание интереса к игре |
Организационный | 1-3 дня | Создание условий «вхождения в игру» детей. Завязка игрового сюжета смены, распределение ролей, постановка игровых задач, определение условий и смысла игровых действий |
Основной | 16-17 дней | Развитие игрового сюжета, выполнение участниками заданий, направленных на достижение основной цели |
Заключительный | 2-3 дня | Развязка игрового сюжета, чествование участников, празднование по поводу достижения цели |
При разработке сюжета игровой смены организаторам следует учитывать:
ü Содержательную цель игровой деятельности
ü Возраст участников
ü Материальные и территориальные возможности и условия смены
Четко должны быть определены:
ü Задачи игровой деятельности
ü Роли участников – детей
ü Роли взрослых в игровом сюжете
ü Условия взаимодействия участников
Основные этапы игровой смены
1. Определение игрового сюжета и смысла игровой деятельности (логика построения игровой деятельности, описание главных героев, их прав, обязанностей, ролей, задач игровой Д).
В основу игрового сюжета могут быть положены:
ü фольклор и сказания народов мира
ü книга – сказочная или фэнтази
ü философский сюжет (притчи, мудрости)
ü компьютерная или телевизионная игра
ü художественный или анимационный фильм
ü исторические события и факты
ü собственный вымысел.
Сюжет – это «погружение» ВСЕХ участников в некую деятельность, связанную с сюжетом. При этом у каждого взрослого остаются свои обязанности в лагере, но и в игровом сюжете у них есть своя роль и свое место.
Такое игровое погружение обеспечивается:
ü оформлением всей территории лагеря – корпусов, жилых комнат и других помещений лагеря в соответствии с сюжетом
ü содержанием плана работы на смену и способом его донесения до детей. План-сетка в этом смысле становится планом развития сюжета от его завязки до финала
ü содержанием любой деятельности в лагере (кружков, режимных моментов, всех мероприятий), которая организуется и оформляется как часть сюжета
Чаще всего в основу игровой деятельности положено:
ü поиск волшебной (заветной) вещи (предмета, амулета, артефакта, книги и …)
ü путешествие за чем-то или с кем-то
ü накопление чего-то (обучение способам деятельности)
Начало игровой деятельности
Основная забота взрослых – ознакомить с правилами всех игроков и достигнуть полного понимания смысла деятельности каждым участником, осознания собственных целей и интереса участия в игровой деятельности.
Старт игры чаще всего дается в виде праздника, шоу, загадочного появления правил, законов игры …
Развитие игрового сюжета
Конкретная деятельность – приключения, обучение, испытания, поиски.
Можно скорректировать игру, правила по ходу игры, но при этом необходимо ставить в известность всех участников игры. Обеспечивать регулярный анализ деятельности в сюжете игры (рыцари Короля Артура собираются еженедельно за круглым столом).
Финал смены
Игровое шоу, на котором подводятся итоги, празднуется достижение поставленной игровой цели и др.
Игровые смены: «В поисках священного тотема», «Ларец Марьи-Маревны, или тайны семи лесных полян», «Заколдованная страна», «Восточные приключения», «Морские приключения», «Назад в прошлое», «Новые космические приключения»….
Пример плана-сетки игровой смены «В поисках священного тотема»
- 1 | 1-й день | 2-й день | 3-й день | 4-й день | 5-й день |
1.«Мозговой штурм» с отрядом вожатых: разработка элементов смены, придумывание основных сюжетов и др. 2.Костер Вождей племен | 1.Втреча детей на границе Священной земли племен 2.Вечер знакомств «Самая старая легенда племени» | 1.Праздник Присвоения Имени 2.Подготовка к открытию смены: оформление отрядных мест, подготовка представления племен | 1.Испытание «В поисках Священного тотема» 2.Представление племен Верховному вождю 3.Большой костер | 1.«Активности» - школа молодого воина, мастерские юной скво, песенный вигвам, охота за скальпами, дежурство племени 2.Дела в племенах | 1.«Активности» 2.Дела в племенах |
6-й день | 7-й день | 8-й день | 9-й день | 10-й день | 11-й день |
1.«Активности» 2.Дела в племенах | Вечер легенд и сказаний | 1.«Активности» 2.Дела в племенах | 1.«Активности» 2.Дела в племенах | Праздник Голубой лилии | Большая охота |
12-й день | 13-й день | 14-й день | 15-й день | 16-й день | 17-й день |
1.«Активности» 2.Дела в племенах | Праздник воинской чести | Поход-испытание | Полигонная игра | «Активности» | Состязания племен |
18-й день | 19-й день | 20-й день | 21-й день | + 1 | + 2 |
Состязания племен | Праздник Мастеров | Праздник Большого тотема | Отъезд детей | Подведение итогов с отрядом вожатых |