Функции русского языка в современном мире

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Основного общего образования

По курсу

«Русский язык»

Класс

Программу составила:

Козицына Екатерина Павловна

учитель русского языка и литературы

Г. Северодвинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, Программы основного общего образования по русскому языку «Русский язык. 5 – 9 классы» / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М., Просвещение, 2008. Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю (34 учебных недель).

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, список литературы.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· воспитаниегражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

· освоениезнаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

· формированиеумений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

· развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

· применениеполученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Содержание учебного материала

Словосочетание

I. Повторение изученного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

I. Повторение изученного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Главные члены предложения

I. Повторение изученного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Прямая и косвенная речь

I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

В 8 классе

№ п/п Раздел Тема Количество часов
1.   Функции русского языка в современном мире
2. Повторение изученного в V-VII классах Фонетика и графика. Орфография. Состав слова. Словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Пунктуация простого и сложного предложения.
3. Словосочетание Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании
4. Простое предложение Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Простые односоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены предложения. Обращение, вводные слова и междометия. Обособленные члены предложения. Прямая и косвенная речь.
5. Повторение и систематизация изученного в VIII классе Словосочетание и предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Обособленные члены. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами. Обращения, вводные слова.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

В 8 классе

№   Наименование разделов и тем уроков Кол-во часов Дата РР Примеч.
План Факт План Факт
1. Функции русского языка в современном мире.            
  Повторение изученного в 5 – 7 классах            
2. Фонетика и графика. Орфография.          
3. Правописание Ь и Ъ в словах.            
4. Состав слова. Морфемный разбор. Словообразование.            
5. Лексика и фразеология.            
6. Морфология. Правописание НЕ с разными частями речи.            
7. Морфология. Н-НН в причастиях и прилагательных.            
8. Пунктуация простого и сложного предложения.            
9. Контрольный диктант по теме «Повторение»            
10. Анализ диктанта. Работа над ошибками.            
11. Стили речи. Строение текста.         №1  
12. Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»         №2  
  Словосочетание            
13. Синтаксис и пунктуация. Строение и грамматическое значение словосочетаний.            
14. Связь слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.            
15. Тестирование по теме «Словосочетание».            
  Простое предложение            
16. Строение и грамматическое значение предложений.            
17. Интонация простого предложения.            
18. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.            
19. Описание архитектурного памятника как вид текста. Подготовка к написанию сочинения (упр.114)         №3  
  Двусоставные предложения. Главные члены предложения            
20. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.            
21. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.            
22. Составное глагольное сказуемое.            
23. Составное именное сказуемое.            
24. Выражение именной части составного именного сказуемого.            
25. Тире между подлежащим и сказуемым.            
26. Изложение текста, включающего описание местности.         №4  
27. Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения».            
28. Зачет по теме «Главные членов предложения»            
  Второстепенные члены предложения            
29. Дополнение.            
30. Определение.            
31. Публичное выступление об истории своего края (упр.201)         №5  
32. Приложение.            
33. Обстоятельство.            
34. Способы сжатого изложения текста.         №6  
35. Сжатое изложение.         №7  
36. Сравнительный оборот, знаки препинания при нем.            
  Простые односоставные предложения            
37. Группы односоставных предложений. Определенно – личные предложения.            
38. Неопределенно – личные предложения            
39. Безличные предложения.            
40. Разнообразие безличных предложений по форме и по значению.            
41. Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым».            
42. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».         №8  
43. Назывные предложения.            
44. Неполные предложения            
45. Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»            
46. Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».            
47. Анализ диктанта. Работа над ошибками.            
  Однородные члены предложения            
48. Понятие об однородных членах.            
49-50. Однородные и неоднородные определения.            
51-52. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.            
53-54. Изложение с элементом сочинения.         №9 №10  
55-56. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.            
57. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.            
58. Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены»            
59. Контрольная работа.            
60. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.            
  Обособленные члены предложения            
61. Понятие об обособленности. Обособленные определения.            
62-63. Обособление согласованных распространённых и нераспространенных определений.            
64. Обособление определений с обстоятельственным значением.            
65-66. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.         №11 №12  
67-68. Обособление согласованных приложений.            
69-70. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.            
71-72. Сочинение-сравнительная характеристика, особенности строения текста.         №13№14  
73. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот.            
74. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.            
75. Обособленные уточняющие члены предложения.            
76. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения.            
77. Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».            
78. Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»            
79. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.            
  Обращения, вводные слова и междометия            
80. Обращение, его функции и способы обращения. Выделительные знаки препинания при обращениях.            
81. Распространенное обращение. Знаки препинания при обращении.            
82. Составление делового письма.         №15  
83. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) и вводные предложения.            
84. Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.            
85. Публичное выступление на общественно значимую тему.         №16  
86. Вводные предложения и знаки препинания при них.            
87. Вставные конструкции, особенности их употребления.            
88. Обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»            
89. Контрольная работа.            
  Прямая и косвенная речь            
90. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них.            
91. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.            
92. Цитата. Знаки препинания при цитировании.            
93. Систематизация и обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь».            
94. Сочинение-рассказ.         №17  
  Повторение и систематизация изученного в 8 классе            
95-96. Синтаксис и морфология            
97-98. Административная итоговая контрольная работа по типу ГИА            
99. Анализ работы. Работа над ошибками.            
100-101. Синтаксис и пунктуация.            
102. Синтаксис и культура речи.            

Литература

1. Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2008 г.

2. Русский язык.8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2009.

3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Основного общего образования

По курсу

«Русский язык»

Класс

Программу составила:

Козицына Екатерина Павловна

учитель русского языка и литературы

Г. Северодвинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, Программы основного общего образования по русскому языку «Русский язык. 5 – 9 классы» / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М., Просвещение, 2008. Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю (34 учебных недель).

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, список литературы.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· воспитаниегражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

· освоениезнаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

· формированиеумений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

· развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

· применениеполученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Содержание учебного материала

Функции русского языка в современном мире

Наши рекомендации