Функции русского языка в современном мире
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Основного общего образования
По курсу
«Русский язык»
Класс
Программу составила:
Козицына Екатерина Павловна
учитель русского языка и литературы
Г. Северодвинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, Программы основного общего образования по русскому языку «Русский язык. 5 – 9 классы» / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М., Просвещение, 2008. Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю (34 учебных недель).
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, список литературы.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитаниегражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· освоениезнаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
· формированиеумений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
· развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
· применениеполученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Содержание учебного материала
Словосочетание
I. Повторение изученного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
I. Повторение изученного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Главные члены предложения
I. Повторение изученного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
В 8 классе
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов |
1. | Функции русского языка в современном мире | ||
2. | Повторение изученного в V-VII классах | Фонетика и графика. Орфография. Состав слова. Словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Пунктуация простого и сложного предложения. | |
3. | Словосочетание | Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании | |
4. | Простое предложение | Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Простые односоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены предложения. Обращение, вводные слова и междометия. Обособленные члены предложения. Прямая и косвенная речь. | |
5. | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | Словосочетание и предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Обособленные члены. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами. Обращения, вводные слова. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
В 8 классе
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата | РР | Примеч. | |||
8Б | 8В | |||||||
План | Факт | План | Факт | |||||
1. | Функции русского языка в современном мире. | |||||||
Повторение изученного в 5 – 7 классах | ||||||||
2. | Фонетика и графика. Орфография. | |||||||
3. | Правописание Ь и Ъ в словах. | |||||||
4. | Состав слова. Морфемный разбор. Словообразование. | |||||||
5. | Лексика и фразеология. | |||||||
6. | Морфология. Правописание НЕ с разными частями речи. | |||||||
7. | Морфология. Н-НН в причастиях и прилагательных. | |||||||
8. | Пунктуация простого и сложного предложения. | |||||||
9. | Контрольный диктант по теме «Повторение» | |||||||
10. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |||||||
11. | Стили речи. Строение текста. | №1 | ||||||
12. | Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии» | №2 | ||||||
Словосочетание | ||||||||
13. | Синтаксис и пунктуация. Строение и грамматическое значение словосочетаний. | |||||||
14. | Связь слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание. | |||||||
15. | Тестирование по теме «Словосочетание». | |||||||
Простое предложение | ||||||||
16. | Строение и грамматическое значение предложений. | |||||||
17. | Интонация простого предложения. | |||||||
18. | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | |||||||
19. | Описание архитектурного памятника как вид текста. Подготовка к написанию сочинения (упр.114) | №3 | ||||||
Двусоставные предложения. Главные члены предложения | ||||||||
20. | Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | |||||||
21. | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | |||||||
22. | Составное глагольное сказуемое. | |||||||
23. | Составное именное сказуемое. | |||||||
24. | Выражение именной части составного именного сказуемого. | |||||||
25. | Тире между подлежащим и сказуемым. | |||||||
26. | Изложение текста, включающего описание местности. | №4 | ||||||
27. | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения». | |||||||
28. | Зачет по теме «Главные членов предложения» | |||||||
Второстепенные члены предложения | ||||||||
29. | Дополнение. | |||||||
30. | Определение. | |||||||
31. | Публичное выступление об истории своего края (упр.201) | №5 | ||||||
32. | Приложение. | |||||||
33. | Обстоятельство. | |||||||
34. | Способы сжатого изложения текста. | №6 | ||||||
35. | Сжатое изложение. | №7 | ||||||
36. | Сравнительный оборот, знаки препинания при нем. | |||||||
Простые односоставные предложения | ||||||||
37. | Группы односоставных предложений. Определенно – личные предложения. | |||||||
38. | Неопределенно – личные предложения | |||||||
39. | Безличные предложения. | |||||||
40. | Разнообразие безличных предложений по форме и по значению. | |||||||
41. | Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым». | |||||||
42. | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». | №8 | ||||||
43. | Назывные предложения. | |||||||
44. | Неполные предложения | |||||||
45. | Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | |||||||
46. | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения». | |||||||
47. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |||||||
Однородные члены предложения | ||||||||
48. | Понятие об однородных членах. | |||||||
49-50. | Однородные и неоднородные определения. | |||||||
51-52. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | |||||||
53-54. | Изложение с элементом сочинения. | №9 №10 | ||||||
55-56. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | |||||||
57. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | |||||||
58. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» | |||||||
59. | Контрольная работа. | |||||||
60. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||||
Обособленные члены предложения | ||||||||
61. | Понятие об обособленности. Обособленные определения. | |||||||
62-63. | Обособление согласованных распространённых и нераспространенных определений. | |||||||
64. | Обособление определений с обстоятельственным значением. | |||||||
65-66. | Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему. | №11 №12 | ||||||
67-68. | Обособление согласованных приложений. | |||||||
69-70. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | |||||||
71-72. | Сочинение-сравнительная характеристика, особенности строения текста. | №13№14 | ||||||
73. | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. | |||||||
74. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | |||||||
75. | Обособленные уточняющие члены предложения. | |||||||
76. | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. | |||||||
77. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения». | |||||||
78. | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | |||||||
79. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |||||||
Обращения, вводные слова и междометия | ||||||||
80. | Обращение, его функции и способы обращения. Выделительные знаки препинания при обращениях. | |||||||
81. | Распространенное обращение. Знаки препинания при обращении. | |||||||
82. | Составление делового письма. | №15 | ||||||
83. | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) и вводные предложения. | |||||||
84. | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. | |||||||
85. | Публичное выступление на общественно значимую тему. | №16 | ||||||
86. | Вводные предложения и знаки препинания при них. | |||||||
87. | Вставные конструкции, особенности их употребления. | |||||||
88. | Обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» | |||||||
89. | Контрольная работа. | |||||||
Прямая и косвенная речь | ||||||||
90. | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них. | |||||||
91. | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | |||||||
92. | Цитата. Знаки препинания при цитировании. | |||||||
93. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь». | |||||||
94. | Сочинение-рассказ. | №17 | ||||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | ||||||||
95-96. | Синтаксис и морфология | |||||||
97-98. | Административная итоговая контрольная работа по типу ГИА | |||||||
99. | Анализ работы. Работа над ошибками. | |||||||
100-101. | Синтаксис и пунктуация. | |||||||
102. | Синтаксис и культура речи. |
Литература
1. Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2008 г.
2. Русский язык.8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2009.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Основного общего образования
По курсу
«Русский язык»
Класс
Программу составила:
Козицына Екатерина Павловна
учитель русского языка и литературы
Г. Северодвинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, Программы основного общего образования по русскому языку «Русский язык. 5 – 9 классы» / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М., Просвещение, 2008. Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю (34 учебных недель).
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, список литературы.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитаниегражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· освоениезнаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
· формированиеумений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
· развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
· применениеполученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Содержание учебного материала
Функции русского языка в современном мире