Организация предметной среды речевого развития детей.
Для создания предметной среды речевого развития в кабинете логопеда используются материал для коррекции фонетико-фонематической стороны речи:
1) Предметные картинки;
2) «Весёлый язычок»;
3) Логопедическое лото «Веселые звуки»;
4) Карточки для звукового анализа;
5) Тетради для автоматизации разных звуков;
6) Кубики с буквами;
7) Магнитофон и аудио диски для автоматизации звуков и развития фонематического восприятия;
8) Сюжетные картинки по развитию связной речи;
9) Магнитная азбука;
10) Компьютер для проведения речевых игр, для работы по программе ВеДеДо, для показа презентаций и др.;
11) Звуковые игры;
12) Магниты и схемы для характеристики звука;
13) Диагностические альбомы и пособия для обследования речи детей;
14) Картинки для уточнения слоговой структуры слова;
15) Зрительные символы гласных и согласных звуков;
16) Касса букв;
17) Логопедические игрушки с язычками;
18) Музыкальные инструменты;
19) Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной и фронтальной работы с детьми;
20) Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия;
21) Различные настольные игры для развития мелкой моторики.
Предлагаемая программа предназначена для обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшей и подготовительной к школе группы с нормальным слухом и нормальным интеллектом и рассчитана
на один год обучения.
Формы и средства организации образовательной деятельности.
Учитель-логопед:
· подгрупповые коррекционные занятия;
· индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
· фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
· экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
· беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы. Музыкальный руководитель:
· музыкально-ритмические игры;
· упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
· этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
· игры-драматизации.
Специалист по ИЗО:
· игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
· упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
· комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
· обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
Специалист по ФИЗО:
· игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
· упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
· подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
· игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
· игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
· контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
· совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребёнка.
V. Результаты коррекционно-развивающей работы по программе
за 2014-2015 учебный год:
В ходе проведенной логопедической работы с дошкольниками по рабочей программе у детей отмечается высокая результативность, положительная динамика в развитии фонематического восприятия в целом и коррекции ФФНР. В результате проведения системных целенаправленных логопедических занятий удалось значительно повысить уровень развития фонематического восприятия по следующим направлениям.
Результаты работы по данной программе показали улучшение у детей следующих параметров:
– узнаваемость неречевых звуков на 30%;
– дифференциация изолированных пар согласных на 20%;
– дифференциация слогов с парными согласными на 20%;
– различение слов-квазиомонимов на 25%;
– умение исправить свою и чужую ошибку в речи на 25%;
– выделение на слух заданного звука на 20%;
– умение проводить звуковой анализ простых слов на 15%.
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста проводилась согласно программе ФГОС, в соответствии с годовым планом работы. Были использованы следующие методики: Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой об особенностях формирования фонематического восприятия у дошкольников; Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по коррекции ОНР у дошкольников.
При составлении практических занятий использовались методики, конспекты и рабочие тетради: Г.А. Каше, В.В. Гербовой, О.Б. Иншаковой, Т.А. Ткаченко, С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко, Н.В. Дуровой, Н.М. Мироновой, О.С. Гомзяк,
М.Н. Щетинина, Л.Н. Комаровой, Е.В. Колесниковой и др..
Основными формами логопедической работы являлись индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия и слуха у детей старшего дошкольного возраста групп № 1, 10, 11(октябрь - май).
В 2014-2015 учебном году на логопедических занятиях использовались нетрадиционные формы работы :
- участие в проектной деятельности (группы № 1, 10, 11) по темам: «Осень, Зима, Весна».
- проведение конкурсов стихов, пословиц и поговорок;
- работа по программе «ВеДеДо» из цикла «Двенадцать месяцев» композитора Р.С. Коренблита: стихи и песни русских поэтов, картины русских художников;
- участие в театрализованных проектах (в постановке сказок);
- проведение занятий с использованием творческих и игровых ситуаций;
- использование музыкальных инструментов и звучащих игрушек на занятиях.
Участие в краткосрочных проектах: «Прогулка в осеннем лесу»,
«Зимние скороговорки», «Двенадцать месяцев» по программе «ВеДеДо», «Крылатые гости» к Международному дню птиц, «Конкурс весенних стихов» по программе «ВеДеДо», театрализованный проект: «Весенняя сказка».
Большое внимание в течение учебного года уделялось работе с родителями: индивидуальные консультации для родителей всех возрастных групп, проведение Родительского Клуба на тему: «Использование современных информационных технологий»;