Организация предметной среды речевого развития детей.

Для создания предметной среды речевого развития в кабинете логопеда используются материал для коррекции фонетико-фонематической стороны речи:

1) Предметные картинки;

2) «Весёлый язычок»;

3) Логопедическое лото «Веселые звуки»;

4) Карточки для звукового анализа;

5) Тетради для автоматизации разных звуков;

6) Кубики с буквами;

7) Магнитофон и аудио диски для автоматизации звуков и развития фонематического восприятия;

8) Сюжетные картинки по развитию связной речи;

9) Магнитная азбука;

10) Компьютер для проведения речевых игр, для работы по программе ВеДеДо, для показа презентаций и др.;

11) Звуковые игры;

12) Магниты и схемы для характеристики звука;

13) Диагностические альбомы и пособия для обследования речи детей;

14) Картинки для уточнения слоговой структуры слова;

15) Зрительные символы гласных и согласных звуков;

16) Касса букв;

17) Логопедические игрушки с язычками;

18) Музыкальные инструменты;

19) Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной и фронтальной работы с детьми;

20) Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия;

21) Различные настольные игры для развития мелкой моторики.

Предлагаемая программа предназначена для обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшей и подготовительной к школе группы с нормальным слухом и нормальным интеллектом и рассчитана

на один год обучения.

Формы и средства организации образовательной деятельности.

Учитель-логопед:

· подгрупповые коррекционные занятия;

· индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

· фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

· экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

· беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы. Музыкальный руководитель:

· музыкально-ритмические игры;

· упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

· этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

· игры-драматизации.

Специалист по ИЗО:

· игры, упражнения на восприятие цвета и формы;

· упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

· комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);

· обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.

Специалист по ФИЗО:

· игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

· упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

· подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

· игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

· игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

· контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

· совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребёнка.

V. Результаты коррекционно-развивающей работы по программе

за 2014-2015 учебный год:

В ходе проведенной логопедической работы с дошкольниками по рабочей программе у детей отмечается высокая результативность, положительная динамика в развитии фонематического восприятия в целом и коррекции ФФНР. В результате проведения системных целенаправленных логопедических занятий удалось значительно повысить уровень развития фонематического восприятия по следующим направлениям.

Результаты работы по данной программе показали улучшение у детей следующих параметров:

– узнаваемость неречевых звуков на 30%;

– дифференциация изолированных пар согласных на 20%;

– дифференциация слогов с парными согласными на 20%;

– различение слов-квазиомонимов на 25%;

– умение исправить свою и чужую ошибку в речи на 25%;

– выделение на слух заданного звука на 20%;

– умение проводить звуковой анализ простых слов на 15%.

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста проводилась согласно программе ФГОС, в соответствии с годовым планом работы. Были использованы следующие методики: Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой об особенностях формирования фонематического восприятия у дошкольников; Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по коррекции ОНР у дошкольников.

При составлении практических занятий использовались методики, конспекты и рабочие тетради: Г.А. Каше, В.В. Гербовой, О.Б. Иншаковой, Т.А. Ткаченко, С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко, Н.В. Дуровой, Н.М. Мироновой, О.С. Гомзяк,

М.Н. Щетинина, Л.Н. Комаровой, Е.В. Колесниковой и др..

Основными формами логопедической работы являлись индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия и слуха у детей старшего дошкольного возраста групп № 1, 10, 11(октябрь - май).

В 2014-2015 учебном году на логопедических занятиях использовались нетрадиционные формы работы :

- участие в проектной деятельности (группы № 1, 10, 11) по темам: «Осень, Зима, Весна».

- проведение конкурсов стихов, пословиц и поговорок;

- работа по программе «ВеДеДо» из цикла «Двенадцать месяцев» композитора Р.С. Коренблита: стихи и песни русских поэтов, картины русских художников;

- участие в театрализованных проектах (в постановке сказок);

- проведение занятий с использованием творческих и игровых ситуаций;

- использование музыкальных инструментов и звучащих игрушек на занятиях.

Участие в краткосрочных проектах: «Прогулка в осеннем лесу»,

«Зимние скороговорки», «Двенадцать месяцев» по программе «ВеДеДо», «Крылатые гости» к Международному дню птиц, «Конкурс весенних стихов» по программе «ВеДеДо», театрализованный проект: «Весенняя сказка».

Большое внимание в течение учебного года уделялось работе с родителями: индивидуальные консультации для родителей всех возрастных групп, проведение Родительского Клуба на тему: «Использование современных информационных технологий»;

Наши рекомендации