Программа занятий по формированию фонематического восприятия и

слуха построена с учетом дидактических принципов:

- принцип индивидуального подхода (учет индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребенка);

- принцип комплексного подхода (воздействие на весь комплекс речевых и неречевых нарушений: совместная работа логопеда, воспитателя, психолога и родителей);

- принцип использования игровой деятельности, как ведущей формы работы при проведении логопедических занятий(занятия проводятся в игровой форме с использованием речевых игр, сказочных персонажей для поддержания интереса у детей);

- принцип поэтапного формирования умений и навыков на занятиях с дошкольниками (соблюдение определенной последовательности заданий);

- принцип постепенного усложнения материала при проведении занятий;

- принцип использования в работе здоровьесберегающих технологий (использование дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой на логопедических занятиях);

- использование современных информационных технологий в работе с дошкольниками (использование различных компьютерных игр по развитию речи и фонематического слуха, использование звуковых аудио дисков);

- принцип использования домашних заданий для успешного овладения программным материалом.

Работа по преодолению фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста строится поэтапно:

a. развитие умения детей различать звуки окружающей среды.

b. развитие умения определять источник, направление, акустический характер звука.

c. развитие умения различать сходные по звучанию звуки.

d. развитие умения воспринимать интонационную окраску речи.

e. развитие умения соотносить сочетания звуков с предметными картинками.

f. развитие умения детей воспринимать ритмический контур слова.

g. развитие звукового анализа и синтеза:

- формирование функции фонетического анализа;

- формирование фонетического анализа звукового ряда, состоящего из гласных;

- развитие функции фонематического анализа звукового ряда, состоящего из согласного и гласного;

- формирование функции фонематического анализа слова;

- формирование у детей тонких дифференцированных звуковых образов отдельных звуков;

- развитие у детей фонематического восприятия и закрепление звука;

- формирование понятия о слоге, как естественный речевой единице. Закрепление понятия звука и буквы.

Данная программа позволяет сделать следующие выводы:

Фонетическое развитие речи ребенка протекает в системе развития языка в целом, в неразрывном взаимодействии всех его сторон – звукопроизносительной (фонетической), словарной (лексической), грамматической и интонационно-ритмической.

Для развития у ребенка фонематического восприятия и слуха необходимо про­водить коррекционно-развивающие занятия по следующим направлениям:

- умение узнавать неречевые звуки;

- различать высоту, силу и тембр голоса;

- различать слова близкие по звуковому составу;

- умение различать слоги;

- умение различать отдельные звуки;

- умение проводить звуковой анализ простых слов.

Программа указывает на необходимость :

a. проводить совместную работу педагогов и специалистов детского сада и начальной школы (проведение семинаров, открытых занятий, круглых столов);

b. систематически и ежедневно выполнять логопедические домашние задания;

c. проводить логопедические консультации и семинары для родителей по вопросам контроля и результативности коррекционной работы;

d. проводить коррекцию звукопроизношения и слоговой структуры слова, а так же развитие лексико-грамматического строя, звукового анализа и синтеза слова, развитие связной речи ребенка параллельно с развитием фонематического восприятия и слуха у детей с ФФНР.

Инновационные компоненты, используемые в рабочей программе

На 2015-2016 учебный год.

A.В рабочей программе дополнительно использовались здоровьесберегающие технологии – дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, как фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе.

На логопедических занятиях стрельниковская дыхательная гимнастика в сочетании со специальными звуковыми упражнениями применяется как один из успешных методов работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений, нарушений голосообразования и логоневрозов у дошкольников с ФФНР.

При других речевых нарушениях, особенно, связанных с нарушениями голоса, эта гимнастика позволяет работать с просодической стороной речи на новом качественном уровне, улучшая речевое дыхание и звучность речи, помогая устранять гнусавость и нарушения темпа и ритма речи.

B.В данной логопедической программе широко используются информационные технологии – специализированные компьютерные логопедические игры: «Игры для тигры», «Баба яга учится читать», «Школа на куриных ножках»; предназначенные для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. Блок «Фонематика» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с ФФНР.

C.Участие детей, зачисленных на логопункт в проектной деятельности. Такая работа проводится дополнительно к коррекционной работе.

Дети участвовали в традиционных краткосрочных проектах по темам: «Золотая Осень», «Зимушка-Зима», «Весна», «Крылатые Гости», а так же в театральных проектах.

D.Проведение конкурсов стихов, пословиц и поговорок для выпускников логопункта. Традиционный ежегодный конкурс «Весенних стихов».

E.Работа с детьми по программе ВеДеДоиз цикла «Двенадцать месяцев» композитора Р.С. Коренблита: стихи и песни русских поэтов о месяцах и временах года, с использованием картин русских художников.

F.Создание творческой ситуации на логопедических занятиях.

G.Использование музыкальных инструментов и звучащих игрушек на подгрупповых занятиях.

Практическая значимость данной программы:

Методологическую базу данной рабочей программы составила концепция Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой об особенностях формирования фонематического восприятия у дошкольников, а так же методика Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по коррекции ОНР у дошкольников. При составлении практических занятий использовались методики, конспекты и рабочие тетради: Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н.В. Дуровой, Н.М. Мироновой, А.Н. Стрельниковой, С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц, И.Н. Шевченко.

Конспекты занятий, разработанные по программам Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной, а так же методики и практические разработки выше указанных авторов, могут быть использованы другими специалистами и воспитателями детского сада, а так же учителями начальной школы.

Составлены методические и практические рекомендации по развитию фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР, подготовлены специальные информационные стенды для родителей и воспитателей, ведутся ежемесячные консультации для специалистов, педагогов и родителей, проводятся открытые занятия в рамках детского сада, организуются семинары и круглые столы совместно с педагогами начальной школой по обмену опытом.

III. Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий на дошкольном логопедическом пункте.

Перспективный план занятий
для детей старшего дошкольного возраста
учителя-логопеда Измайловой Л.С.
на 2015 - 2016 учебный год.
 
для детей 5 - 6 лет.
Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза
  I период (октябрь - ноябрь)
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)  
Звук А знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в словах первого гласного звука.
Звук У анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).
Звуки А-У определение наличия — отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.
Звук Я анализ и синтез сочетании из двух гласных звуков (АИ, ИА, ИУ, УИ).
Звуки А-У-И определение в словах последнего гласного звука.
Звук О  
Звуки У-О закрепление полученных навыков.
Звуки А-О-У-И определение в словах первого и последнего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков (АУО, ИУО, УОИ).
Звук Ы  
Звуки Ы-И  
  П период (декабрь - февраль)
Звук М определение в словах первого согласного звука, анализ и синтез слов, состоящих из 2-х звуков согласного и гласного (УМ, AM, МЫ, МУ).
Звук В определение наличия — отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком, анализ и синтез слова ВЫ.
Звук Н анализ и синтез слова ОН.
Звук Ф  
Звуки Ф-В определение 2-х гласных звуков в словах ВАГОН, ВАФЛИ, ВУАЛЬ, ФАНТИК.
Звуки М-Н определение 2-х гласных звуков в словах МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА.
Звук Б определение гласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК).
Звук П анализ и синтез обратного слога АЛ, ОН, УН, определение конечного согласного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН. БАТОН. ФИЛИПП).
Звуки П-Б полный анализ и синтез слов БЫК, БАК, БОК.
Звук Д определение позиции согласного звука в слове: начало, середина.
Звук Т определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
Звуки Т-Д полный анализ и синтез слов ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ.
Звук Г закрепление полученных навыков.
Звук К определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов БЫК, БАК, БОК.
Звук Х определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов ПУХ, МОХ, МУХА .
  Ш период (март- май)
Звуки К-Г  
Звуки К-Х закрепление полученных навыков.
Звук С определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов СУП, СОК, СЫН, СОМ, определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СОБОЛЬ.
Звук З полный анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ.
Звуки С-З преобразование слов путём замены одного звука (коса- коза, Лиза-лиса, суп-зуб,зайка-сайка и др.)
Звук Ц закрепление полученных навыков.
Перспективный план занятий для детей подготовительной группы
учителя-логопеда Измайловой Л.С.
на 2015 - 2016 учебный год.
для детей 6 - 7 лет
Тема Навыки звукового анализа Навыки чтения и письма
  I период (октябрь- декабрь)
Звук и буква У Определение позиции звука У в слове (начало, конец) Знакомство с буквой У
Звук и буква А Определение позиции звука А в слове (начало, конец) Знакомство с буквой А
авуки и буквы А, У Анализ и синтез сочетаний типа АУА, УАУ Чтение сочетаний АУ, УА, АУА, АУА, УАУ
Звук и буква И Определение позиции звука И в словах (начало, конец). Анализ сочетаний типа АУИ Чтение сочетаний А УИ, ИУА и т.п.
Звук и буква К Определение позиции звука К в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога: АК, ОК, УК, ИК Чтение сочетаний АК, УК, ИК
Звук и буква Т Определение позиции звука Т в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АТ Чтение сочетаний AT, УТ, ИТ
Звук и буква П Определение позиции звука П в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АЛ Чтение сочетаний АП, ИП
Звуки буква О Позиция звука О (начало, середина, конец). Анализ обратных слогов OK, ОП, ОТ Чтение сочетаний ОП, ОТ, ОК
Гласные звуки А, 0, У, И Закрепление полученных навыков. Понятие «гласный звук» Закрепление полученных навыков
Звуки и буквы И, Ы Определение позиции звуков И, Ы в словах (середина, конец) Закрепление полученных навыков
Звук и буква С Знакомство с понятием «слог». Определение позиции звука С в словах (начало, середина и конец). Полный анализ слов. Синтез типа СУП, СОМ, САМ. Чтение прямых слогов СА, СО, СУ, СЫ. Чтение обратных слогов ЛС, ОС, УС, ИС. Чтение односложных звуков в односложном слове. Понятие «согласный звук»
Мягкий согласный звук СЬ Закрепление полученных навыков Чтение односложных слов
Звуки С, СЬ Знакомство со схемой односложных слов типа СОК, СУП Чтение односложных слов
  П период (январь- май)
Звук и буква 3 Деление слов на слоги. Схема слов типа ЗУБЫ, СОВЫ. Понятие «звонкий согласный звук». Чтение односложных слов
Звуки 3, ЗЬ Схема слов типа 0-СЫ, У-СЫ Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки
Звуки и буквы С, 3 Подбор слов с заданным количеством слогов
Звук Ц Подбор слов с заданными количеством слогов и позицией звука
Звуки С, Ц Схема слов типа РЫ-БАК, ДЫ-МОК, ВАГОН Введение букв Ш, Р, М, Н
Звук Б Схема слов типа БУЛ-КА, МЫШ-КА Буквы Б, Л и др.
Звуки П, Б Схема слов типа КРЫ-ША, ГРО-ЗЫ Выкладывание и чтение двусложных слов (РА-МА, ЛАПЫ, ШУ-БА)
Звук В Схема слов типа ФАР-ТУК, БАШ-МАК
Звуки В, Ф Схема слов типа СТОЛ, СТУЛ, КРАН Выкладывание из разрезной азбуки двусложных слов
Звук Д Схема слов типа МОСТ, ШАРФ
Звуки Д, Т Подбор слов к схемам (всех типов)
Звук Г Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. Выполнение различных видов заданий по рабочим тетрадям.
Звуки Г, К Выкладывание слов со стечением согласных
Звук Ш Выкладывание слов из двух слогов
Звуки С, Ш Чтение слов различной сложности в игровой ситуации
Звук Л
Звуки Л, Р Преобразования слов, составленных из букв разрезной азбуки
Звук Ж Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки
Звуки 3, Ж
Звуки С,Ш
Звуки Ш,Ж
Звук Ч Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов
Звук Щ Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, предложений с предлогами
Звуки Ч, Щ
Звуки Ч, Щ, ТЬ, СЬ
           

Наши рекомендации