I. Пояснительная записка к программе.
Как показывает современная практика логопедической работы специалистов
в детских образовательных учреждениях, с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих фонетические нарушения речи.
Поэтому большое внимание в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ГБОУ Школа № 109 уделяется развитию фонематического восприятия и слуха у дошкольников с ФНР и ФФНР.
Очень важно своевременно оказать квалифицированную логопедическую помощь для правильного речевого развития ребёнка. Необходимо создание определенных условий на базе дошкольного логопункта для дальнейшего перехода детей с ФНР и ФФНР из детского сада в общеобразовательную школу для более успешного овладения программой начальной школы.
В ДОУ логопедическая работа осуществляется в системе комплексного специального сопровождения детей на протяжении всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении с 3 до 7 лет.
Достаточный опыт работы в должности учителя-логопеда в данном дошкольном учреждении и собственные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что дошкольники, посещающие массовый детский сад, имеют разнообразные речевые нарушения в любом возрасте, требующие тщательной систематической коррекционно-развивающей работы специалиста с самого раннего возраста, начиная с младшей группы детского сада и заканчивая подготовительной группой.
Такой многоступенчатый подход в логопедической работе позволяет выявлять речевые нарушения и оказывать коррекционную помощь на самом раннем этапе
пребывания детей в детском саду, тем самым уменьшая риск воздействия речевых нарушений на дальнейшее развитие ребенка в более старшем возрасте.
Такая система в коррекционно-развивающей работе позволяет специалисту вовлечь в работу значительно большее количество дошкольников разных возрастов, имеющих речевые нарушения и нуждающихся в логопедической помощи.
В процессе работы логопед создает хорошую подготовительную базу знаний у детей с речевыми нарушениями для дальнейшего успешного обучения в школе.
В дошкольном учреждении создаются условия для более плавного перехода детей из группы в более старшую возрастную группу, а затем для более гибкого перехода детей в начальную школу.
Данная программа придерживается теории адаптивной модели школы, разработанной директором ГБОУ Школа № 109 Ямбургом Е.Ш., которая позволяет осуществлять в ДОУ коррекционную работу для дошкольников в рамках личностно-индивидуального подхода.
Согласно инструктивному письму Минобразования РФ от 14 декабря
2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно родному языку) учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).
При проведении коррекционной логопедической работы в ДОУ учитель-логопед руководствуется Положением «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» от 11.08.2005 г., приказ №2-34-20 (приложение1).
Методологическую базу рабочей программы составила концепция Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой об особенностях формирования фонематического восприятия у дошкольников, а так же методика Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по коррекции ОНР у дошкольников.
При составлении практических занятий использовались методики, конспекты и рабочие тетради: М.Ф. Фомичевой, Г.А. Каше, В.В. Гербовой, О.Б. Иншаковой, Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н.В. Дуровой, О.С. Гомзяк, Н.М. Мироновой, А.Н. Стрельниковой, С.П. Цукановой, Е. В. Колесниковой,
И.Н. Шевченко, Л.Л. Бетц, Л.Н. Комаровой и др.
Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи: коррекция звукопроизношения и развитие фонематического восприятия и слуха.
Основными задачами учителя-логопеда являются:
· формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
· коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
· своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития. Профилактика речевых нарушений;
· развитие у дошкольников навыков коммуникативного общения;
· организация взаимосвязанной работы педагогов и специалистов ГБОУ,
реализующего программы дошкольного образования, по формированию
речевого развития детей;
· организация совместной работы с родителями по преодолению речевых нарушений;
· решение задач социального и речевого развития.
Данная программа была составлена для дошкольников согласно программам ФГОС, в соответствии с годовым планом работы и перспективно-тематическим планированием коррекционно-развивающих логопедических занятий, а так же, с использованием современных инновационных методов работы с дошкольниками, с использованием информационных и здоровьесберегающих технологий, а так же с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Основные принципы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда:
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии
(Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):
1) принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
2) принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы;
3) принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;
4) принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
Очень важно, чтобы процесс коррекции речевых нарушений детей осуществлялся с учётом следующих принципов:
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;
3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
5. Комплексность воздействия на ребенка;
6. Воздействие на все стороны речи;
7. Опора на сохранные анализаторы;
8. Учет закономерностей онтогенеза;
9. Учет ведущей деятельности;
10. Учет индивидуальных особенностей ребенка;
11. Воздействие на окружение ребёнка.
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГТ, с образовательной программой ДОУ и направлена на реализацию поставленных целей и задач.
Реализация поставленной цели и решение задач данной рабочей программы осуществляется с учётом следующих принципов:
1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия –
с другой;
2) принцип развивающего подхода(основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Характеристика детей с ФНР.
Хороший фонематический слух, грамотная, развитая согласно возрасту речь, при которой страдает только звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски. Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков и групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Типичные примеры нарушений – велярное, увелярное, или одноударное, произношение звука «Р», мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение звуков. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми знаний, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс фонемообразования в таких случаях не задерживается, и дети, приобретая к школьному возрасту определенный запас более или менее устойчивых представлений о звуковом составе слова, правильно соотносят
звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения соответствующих звуков.