Учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности бакалавров
Учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности бакалавров
по направлению подготовки
050400.62 «Психолого-педагогическое образование»
Москва, 2012
Содержание
Введение
Раздел 1. Учебно-исследовательская работа бакалавров на факультете педагогики и психологии МПГУ
1.1. Учебно-исследовательская работа бакалавров как часть учебного процесса в вузе
1.1.1. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность бакалавров
1.1.2. Научные темы на факультете педагогики и психологии МПГУ
1.1.3. Организация учебно-исследовательской деятельности бакалавров, в процессе обучения на факультете педагогики и психологии МПГУ
1.1.4. Квалификационные требования для бакалавров
1.2. Этапы выполнения бакалавром исследовательской работы
1.2.1. Выбор научной группы
1.2.2. Выбор и утверждение темы исследования
1.2.3. Работа в научной группе
1.2.4. Общие требования к курсовым и выпускным квалификационным работам
1.2.5. Представление и защита курсовых и выпускных квалификационных работ
Раздел 2. Написание и оформление курсовых и выпускных квалификационных работ
2.1. Структура исследовательской работы
2.2. Специфика научного стиля изложения
2.3. Оформление курсовых и выпускных квалификационных работ
Раздел 3. Поиск информации по теме исследования
3.1. Основные источники информации и научные библиотеки
3.2. Профильные периодические издания
Приложения
Приложение 1. Примеры оформления титульного листа
Приложение 2. Примеры оформления библиографических записей в списке литературы
Приложение 3. Требования по оформлению сопроводительных документов к выпускной квалификационной работе
Приложение 4. Требования по оформлению сопроводительных документов к работе, подаваемой на конкурс НИРС МПГУ
Введение
Цель данных рекомендаций – помощь в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы бакалавров и освоение ими требований, предъявляемых к квалификационным работам по психолого-педагогической направленности, выполняемых на кафедрах факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» в рамках ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование».
Данные рекомендации представляют согласованные между кафедрами факультета педагогики и психологии МПГУ детализованные требования к бакалаврам, осваивающим основы самостоятельной исследовательской работы под руководством преподавателей.
Требования к выпускным квалификационным работам соответствуют требованиями ФГОС ВПО 050400.62 «Психолого-педагогическое образование».
Работа над курсовыми работами и ВКР позволяет сформировать в первую очередь следующие профессиональные компетенции:
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9).
Тематика исследований бакалавров выстраивается в согласовании с научными темами кафедр, научных групп и соответствующей программой подготовки.
Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь к бакалаврам. Они помогут спланировать и организовать исследовательскую деятельность как в процессе написания курсовых работ, так и при выполнении выпускной квалификационной работы.
Методические рекомендации также полезны для руководителей исследовательских работ бакалавров с целью соблюдения единства требований по оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ, принятых на факультете педагогики и психологии МПГУ и отвечающие требования ФГОС ВПО.
Раздел 1. Учебно-исследовательская работа бакалавров
на факультете педагогики и психологии МПГУ
Учебно-исследовательская работа бакалавров как часть учебного процесса в вузе
Выпускная работа бакалавра. Бакалаврская выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты экспериментальной работы, обследование или апробированный проект (предложение) коррекционного, тренингового или методического характера. В исследовании должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная прикладная работа.
Объем работы – около 50 страниц печатного текста. Список литературы должен включать не менее 50 источников.
Оформление курсовых и выпускных квалификационных работ
Оформление страниц.Текст работы должен быть набран на компьютере 14 шрифтом через полуторный интервал. Поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.
Обязательна сквозная нумерация страниц. Номера страниц проставляются сверху посередине, номер на первой странице (титульном листе) не ставится. Размер шрифта, используемого для нумерации, должен быть меньше, чем у основного текста. Тип шрифта лучше использовать тот же самый.
Примеры оформления титульного листа и содержанияприведены в Приложениях 1 и 2. После титульного листа идет лист с аннотацией работы без указания номера страницы. Содержание нумеруется с третьей страницы. Страницы приложения нумеруются как продолжение работы. В конце выпускной квалификационной работы (студентов, бакалавров, магистров) прикладывается страница с подписью студента об авторстве (см. Приложение 3.5).
Шрифтовое оформление.Размер шрифта (кегль) – 14 пт. Для оформления заглавий и основного текста работы используется шрифт Times New Roman. В качестве базового стиля рекомендуется использовать стиль «Обычный», имеющий некоторый стандартный набор параметров для набора текста.
При выделениях в тексте используют следующие варианты: полужирный, курсив, полужирный курсив. Подчеркивание в заглавиях не допускаются, в текстах – при исключительной необходимости.
Знаки препинания.Знаки препинания должны применяться в соответствии с правилами русской пунктуации.
Точки. Есть несколько случаев, в которых точки не ставятся: в конце заголовков, в подписях таблиц и рисунков; во многих сокращениях (мм, кг и пр.); в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназначена запятая).
Кавычки следует использовать только угловые. Обычные кавычки используются только в английских текстах.
Черточки. Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается знак тире – знак препинания, используемый в предложениях. Тире всегда отбивается пробелами, но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка.
Пробелы. Пробел используется для отделения единиц измерения от числа (127 м), для разделения порядков в больших числах (10 000 км), при этом необходимо следить, чтобы не возникало переносов. Пробелом не отделяются от чисел знаки процента и градусов (99%), показатели степени. Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок. После знака № пробел следует ставить. Не следует отбивать красную строку пробелами. После любого знака препинания ставится пробел.
Оформление абзацев.Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется от одного до пяти-шести и более. Разделение на абзацы производится по смыслу излагаемого текста. В основном тексте используется выравнивание по ширине. В начале абзаца обязательна красная строка – 1,25 см (одинаково по всему тексту работы). Межстрочный интервал – полуторный.
Заголовки.Каждая новая глава работы начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям, указателям. Точки в заглавиях не ставятся.
В тексте работы рекомендуется использовать заголовки различных уровней. Их вид задается автоматически и предопределяется соответствующим стилем. Заголовки располагают посредине страницы без точки на конце. Подчеркивать и переносить слова в заголовке не допускается. Запрещается отрывать заголовки от основного текста. Заголовки глав, параграфов, разделов отделяются от текста дополнительным интервалом.
Нежелательна публикация подряд заголовков двух или трех уровней (главы, параграфа). Рекомендуется между общим заглавием и его детализацией представить преамбулу – текст на один-два абзаца, поясняющий задачи главы или ее содержание.
Содержание.Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке по сравнению с заголовками в тексте не допускается. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. В содержание должны быть включены: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложение (если имеется).
Нумерация глав, параграфов.Главы следует нумеровать римскими, параграфы – арабскими цифрами. Главы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться римскими цифрами с точкой, например: Глава I., Глава II. и т.д. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер пункта, разделенные точкой, например, для первой главы: 1.1; 1.2; 1.3.
Иллюстрации. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Возможно вынесение объемных схем или диаграмм в Приложение. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте, указанные в тексте – преимущественно в скобках (Рис. 1) или (Прил. 2, рис. 3). Между двумя соседними иллюстрациями должно быть не менее трех-четырех строк текста. От нижнего края страницы рисунок должен отделяться несколькими строками текста.
Иллюстрации обязательно должны иметь смысловое название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают до поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.
Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают только на первой странице, поясняющие данные – к каждой странице и под ними указывают «Рис. …, лист …».
Таблицы. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте по примеру: (Табл. 1).
Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, заголовков вертикальных граф. Все таблицы в тексте нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись с номером (например: Таблица 4). Тематический заголовок располагают посредине страницы, пишут с прописной буквы, без точки на конце. Заголовки граф пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки могут писаться со строчной, если они грамматически связаны с главным заголовком. Следует избегать вертикальной графы «Номер по порядку», в большинстве случаев не нужной. При переносе таблицы на другую страницу следует пронумеровать графы на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Приложения.Приложения оформляются как продолжение научной работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова Приложение и номера арабскими цифрами. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. Приложение 1). Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.
Примечания.Примечания помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, выносят в подстрочное примечание (т.е. оформляют как сноску внизу страницы). В тексте и в подстраничном примечании используется надстрочный значок*. При использовании на одной странице нескольких примечаний количество значков увеличивается на один при каждом новом примечании. С новой страницы вновь начинается с одного значка.
Персоналии. Все персоналии в тексте упоминаются с инициалами перед фамилией, например: «Как отмечал А.Р. Лурия…». При упоминании персоналий в скобках в виде перечисления, инициалы пишутся также перед фамилией: (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Перечисление персоналий приводится либо в алфавитном порядке, либо в историческом; зарубежные и отечественные исследователи обычно перечисляются раздельно.
Библиографические ссылки.Библиографические ссылки употребляют: при цитировании; при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций; при анализе в тексте опубликованных работ.
При ссылке на книгу обычно опускаются: подзаголовочные данные (кроме указания на повторность издания и номера тома); наименование издательства.
При прямой цитате обязательно указывается номер страницы, с которой взят приводимый в закавыченный текст.
По месту расположения относительно основного текста работы библиографические ссылки бывают: внутритекстовые (оформляются в круглых скобках); подстрочные, т.е. внизу страницы (оформляются более мелким шрифтом); затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения (список литературы).
В курсовых и дипломных работах, магистерских диссертация на факультете педагогики и психологии МПГУ при цитировании или ссылке на работу используются подстрочные ссылки. В основном тексте работы приводятся указания на источники цитат, которые помещают внизу страницы. Подстраничные ссылки следует нумеровать арабскими цифрами. Подстраничные ссылки нумеруются на каждой странице с цифры 1 и далее по порядку. Не допускается переносить подстраничные ссылки на следующую страницу. При наличии большого количества цитат и ссылок на одной странице текста строка (линия), отделяющая ссылки от текста, поднимается на один или на несколько абзацев выше, а текст переносится на другую страницу. Фамилия и инициалы автора и заглавие книги, приведенные в тексте, в ссылке повторяются:
В тексте: Известный ученый и практикующий консультант по маркетингу П.Постма в книге «Новая эра маркетинга» пытается ответить на извечные человеческие вопросы1. | В ссылке: 1 Постма П. Новая эра маркетинга. – СПб., 2002. – С. 11–30. |
При использовании в работе официально-документальных материалов рекомендуется в тексте указать их названия, а в ссылке – сведения об издании, где они опубликованы:
В тексте: Указ Президента Российской Федерации от 27 окт. 1993 г., №1769 О мерах по обеспечению прав акционеров1. | В ссылке: 1 Акционерные общества. – М., 1997. – С. 212–214. |
При ссылке на статью, опубликованную в сборнике в журнале иле сборнике обязательно указываются страницы, на которых представлена данная статья:
В тексте: На современный конструктивный подход к решению экологических проблем указывает И.И.Думова, которая рассматривает методы и пути разрешения социально-экологических конфликтов в Бурятии1. | В ссылке: 1 Думова И.И. Социально-экологические конфликты // Механизмы управления региональным природопользованием. – Новосибирск, 2001. – С. 131–157. |
Повторные ссылки на один и тот же источник приводят в сокращенной форме при условии, что все библиографические сведения указаны в первичной ссылке на него. В повторных библиографических ссылках на документ приводят фамилию, инициалы автора, заглавие и страницы. В ссылке на документ, не имеющий авторов – основное заглавие и страницы. В повторных ссылках только на одну работу данного автора основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элементы опускают или заменяют словами «Указ. соч.», указывают номер тома или выпуска и страницы, на которые ссылаются:
В первичной ссылке: Киреев А.В. Международная экономика: В 2 ч. – М., 1999. – Ч.2: Международная макроэкономика. – С. 239. | В повторной ссылке: Киреев А.В. – Ч.2. – С.300. или Киреев А.В. Указ. соч. – С.409. |
При записи подряднескольких библиографических ссылок на один документ в повторной ссылке приводят слова «Там же» и указывают страницы. В ссылках на многотомное и сериальное издание кроме страниц указывают номер тома, выпуска, год, месяц, число. При записи подряд библиографических ссылок на разные документы, опубликованные в одном издании, во второй и последующих ссылках вместо совпадающих сведений об этом издании приводят слова «Там же» и номер страницы, на которую ссылается автор. Например:
Михалковская Н.В. Сравнительный менеджмент и бизнес-культуры // Бизнес-образование для новой экономики: возможности и решения. – Иркутск, 2000. – С. 6–9. | Ильина Н.В. Иностранный язык как инструмент реализации российских и международных образовательных программ // Там же. – С. 11–15. |
При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяются единообразный порядок для всего данного документ: сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т.п., или – для данной страницы документа.
Цитирование.Цитаты выписываются непосредственно из первоисточников. Вместо пропущенных слов в цитате ставят многоточие. Первое слово цитаты, помещенное в начале предложения, всегда пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно написано со строчной. Цитировать авторов необходимо только по их собственным (т.е. по первоисточнику) произведениям.
Если источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо другом издании. Ссылке должны предшествовать слова: Цит. по: … или Приводится по: ... Например: Цит. по: ПИАР крупных российских корпораций. – М., 2002. – С.88.
Список литературыдолжен иметь сквозную порядковую нумерацию включенных в него документов.
Способы группировки источников – алфавитный порядок, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей. Описания произведений авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавите их инициалов. Работы одного автора и его работы с соавторами включают в список в алфавите первых слов заглавий, при этом не учитываются фамилии соавторов. Источники на иностранных языках приводятся в конце списка.
В начале списка рекомендуется располагать официальные и нормативные документы (Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т. д.). Внутри группы однотипных документов описания можно расположить либо по алфавиту, либо по хронологии. В конце списка приводятся описания источников на иностранных языках, располагая их в латинском алфавите.
Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводятся с обязательным указанием источника опубликования. При включении в список архивных материалов необходимо указывать полное название архива или учреждения, где хранится документ, наименование или номер фонда, номер описи, номер дела и номера листов. При использовании в работе электронных документов из Интернета в источнике опубликования указывается адрес сервера или базы данных.
Оформление библиографических ссылок и списка литературы необходимо по библиографическому стандарту: ГОСТ Р 7.0.5-2008: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=165614
Примеры библиографический записей по Библиографическому ГОСТу см. Приложение 2.
Приложение 1.1. Титульный лист курсовой работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Курсовая работа на тему:
Приложение 1.2. Титульный лист ВКР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии образования
Выпускная квалификационная работа на тему:
Страх публичных выступлений
У младших школьников
Научный руководитель:
заведующий кафедрой психологии образования,
кандидат психологических наук, профессор
А.С. Обухов
Дипломник
студентка IV курса
Т.Д. Голубова
Москва – 2014
Приложение 2
Примеры оформления библиографических записей (ГОСТ Р 7.0.5-2008)[1] в списке литературы
(в списке литературы источники нумеруются и приводятся в алфавитном порядке, а не по типам изданий как в данном примере)
Книги. Монографии.
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. – М.: Логос, 2004. – 304 с.[2]
2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. – Волгоград: Перемена, 1999. – 274 с.[3]
3. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1980. – 318 с.[4]
4. Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки / пер. с фр. – изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2006. – 304 с.[5]
Учебники. Учебные пособия.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
6. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. – изд. 2-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2007. – 288 с.
7. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 232 с.[6]
8. Майерс Д.Дж. Социальная психология: интенсив. курс. – 3-е междунар. изд. – СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: ОЛМа-Пресс, 2000. – 510 с.[7]
Издания с несколькими авторами
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. – М.: Моск. филос. фонд, 1995. – 322 с.
10. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.[8]
11. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. – Вып. 7. – С. 230–236.[9]
Части изданий (главы, статьи сборников)
12. Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 1978. – Вып. VIII: Лингвистика текста. – С. 442–449.
13. Сиротинина О.Б. Структурно-функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы междунар. науч. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – Т. 1. – С. 14–19.[10]
14. Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: монография: в 2 ч. / под общ. ред. Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. – Ч. 1. – С. 215–228.
Приложение 3.1-а. Бланк протокола предзащиты ВКР
ПРОТОКОЛ
ПРЕДЗАЩИТЫ выпускной квалификационной работы студента
_________________________ 4 курса _____ группы
Дата: « » _______________ 2014 г.
ТЕМА РАБОТЫ:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный руководитель:
Состав комиссии:
Вопросы:Примечания:
1. _______________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________
Заключение о работе:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______ % авторского текста (по данным системы «Антиплагиат»)
к протоколу прикладывается распечатка из программы «Антиплагиат»с цифрами и таблицей источников заимствования
Работа защищена с оценкой « » _____________________
Подписи:
Приложение 3.1-б. Бланк протокола защиты курсовой работы
ПРОТОКОЛ
ЗАЩИТЫ курсовой работы студента _________________________________
курса группы Дата: « » _______________ 2014 г.
ТЕМА РАБОТЫ:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный руководитель:
Состав комиссии:
Вопросы:Примечания:
4. _______________________________________________________________________
5. _______________________________________________________________________
6. _______________________________________________________________________
Заключение о работе:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______ % авторского текста (по данным системы «Антиплагиат»)
к протоколу прикладывается распечатка из программы «Антиплагиат»с цифрами и таблицей источников заимствования
Работа защищена с оценкой « » _____________________
Подписи:
Приложение 3.2. Примерная форма отзыва научного руководителя
ОТЗЫВ
СОДЕРЖАНИЕ ОТЗЫВА
Руководитель должен отразить в отзыве:
· достижения студента в научно-исследовательской деятельности, его способность к творческому мышлению, умение анализировать явления, настойчивость в достижении научной цели, его трудолюбие, инициативу, стремление повышать свою квалификацию,
· владение методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности выпускника, в том числе компьютерными;
· умение студента работать с литературными источниками, справочниками и способности ясно и четко излагать материал;
· качество подготовленной работы, ее теоретическая и практическая ценность, оценку языка и стиля изложения, соответствие работы требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам;
· оценку подготовленности студента, инициативности, ответственности и самостоятельности решения задач ВКР, умение организовать свой труд;
· участие студента в жизни научной группы, в научных конференциях, конкурсах НИРС, наличие публикаций (если таковое имеется).
Руководитель принимает решение о возможности присвоения дипломнику квалификации _________________________________________________________________
указывается квалификация выпускника и специальность
Руководитель ВКР _____________________________________________________________
фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание, должность
Дата Подпись
Приложение 3.3. Примерная форма рецензии
РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу
Студента (ки) _______________________________________________________________________
фамилия, имя отчество
группы ____________кафедры _________________________________________________________
полное наименование кафедры
факультета педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»
На тему _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
полное название темы согласно приказу
СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ
Рецензент должен сосредоточить внимание на качестве выполненной работы и изложить в рецензии:
· характеристику выпускной квалификационной работы (дипломной работы) в целом и отдельных её разделов, научный (технический) уровень работы, соответствие последним достижениям науки и техники, актуальность темы ВКР, новизна предложенных методов решения задач. При этом особо отмечаются разработки, которые отличаются самостоятельностью решений, сложностью реализации, а также те разделы, которые требуют доработки;
· соответствие выпускной квалификационной работы заданию. Следует указать те вопросы, которые не получили достаточного освещения в ВКР, либо совсем отсутствуют. Все составные части работы подлежат подробному рассмотрению. Особо следует остановиться на:
· теоретической подготовке выпускника и его умении самостоятельно использовать полученные теоретические знания при решении конкретных задач. Следует отметить те разделы работы, которые характеризуют исследовательские способности выпускника, умение прогнозировать динамику, тенденции развития объекта (процесса, задач, проблем, их систем), пользоваться для этого формализованными моделями (задачами);
· умение корректно формулировать задачи своей деятельности (работы, проекта), устанавливать взаимосвязи, анализировать, диагностировать причины появления проблем;
· необходимо отметить системность, логическую взаимосвязь всех частей выпускной квалификационной работы друг с другом и с более общей задачей (проблемой), ясность изложения материала;
· следует рассмотреть работу с точки зрения завершенности, актуальности и возможности внедрения в практику;
· дать прямую оценку выполненной выпускником работы в соответствии с требованиями ГОС по специальности;
· оценку уровня общей и специальной подготовки выпускника.
Рекомендации рецензента могут относиться как в целом к ВКР, так и к отдельным ее частям и разделам. Целесообразно указать предприятия, учреждения образования, где возможно использование исследований выпускника.
Рецензент должен дать общую оценку выполненной выпускной квалификационной работы и выразить свое мнение о присвоении дипломнику квалификации.
_____________________________________________________________________________
указывается квалификация выпускника и специальность
Рецензент_____________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание, должность
Дата Подпись рецензента,
заверенная гербовой печатью по месту работы рецензента
Приложение 3.4. Бланк оформления квалификационных признаков
Квалификационные признаки выпускной квалификационной работы МПГУ (заполняется выпускником и контролируется научным руководителем) фамилия и инициалы студента, курс, группа номер ГАК по специальности (направлению) 2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5 оценка науч.руководит. оценка рецензента оценка ГАК
|
Приложение 3.5. Последний лист ВКР
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выпускная квалификационная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки нам них.
_______________________ __________________________
Ф.И.О. подпись
дата__________________________
Приложение 4. Требования к оформлению сопроводительных документов
Аннотация научной работы
1. Название
2. Государственный рубрикатор научно-технической информации[19]
3. Вуз (название)
4. Год завершения работ
5. Объем работы: ___ с.
6. Количество приложений: ___ с.
7. Количество иллюстраций: ___ ед.
8. Количество таблиц: ___ ед.
9. Количество источников литературы: ___ ед.
Характеристика работы:
1. Цель научной работы
…………………………..
2. Методы проведения исследования
………………………….
3. Основные результаты научного исследования (научные, практические)
………………………….
4. Наличие документов об использовании научных результатов (да, нет)
Подпись автора (Ф.И.О. автора)
Приложение 4.2. Сведения об авторе и научном руководителе работы, представленной на конкурс НИРС МПГУ
С В Е Д Е Н И Я
Приложение 4.3. Сведения о научной работе,
Сведения о научной работе
1. Название работы
2. Раздел конкурса, на который представляется работа (две цифры)[20]
3. ГРНТИ (шесть символов)[21]
4. Классификация работы (1 – фундаментальная; 2 – поисковая; 3 – прикладная; 4 – методическая)
5. Вид работы (да – учебная; нет – внеучебная)
6. Возможность внедрения (да/нет)
7. Дополнительные признаки и сведения, если таковые имеются (да/нет, расшифровка в аннотации)
8. Ключевые слова (80 символов)
Подписи:
Автор ___________________________
Научный руководитель _____________________
Дополнительная информация о Конкурсе научных работ студентов, бакалавров и магистрантов МПГУ в области естественных, технических и гуманитарных наук
Для участия в конкурсе необходимо сдать до 1 апреля сброшюрованный текст научной работы объемом не более 50 страниц (без учета приложений) вместе с сопроводительными документами:
1. Отзыв научного руководителя
2. Аннотация научной работы (по форме)
3. Сведения об авторе и научном руководителе (по форме)
4. Сведения о научной работе (по форме)
5. Листок с контактными координатами автора работы (контактный телефон и адрес электронной почты)
Форма брошюровки работы на Конкурс НИРС – скоросшиватель:
Работы студентам необходимо сдавать зам. декана по научной работе до 31 марта.
Работы и сопроводительные документы необходимо сдавать в распечатанном и электронно